Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- тренировать способность к умению учиться;
- тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;
- сформировать способность к умножению многозначного числа на однозначное;
- повторить и закрепить нумерацию многозначных чисел.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
- Девиз урока «Маленькие удачи – путь к большой победе»
- Распределительное свойство умножения а (в+с+д) = ав+ас+ад
- Прямоугольники
- Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное:
- Записываю однозначный множитель под единицами многозначного;
- Умножаю единицы на число. У полученного произведения единицы записываю под единицами, а десятки запоминаем;
- Умножаем десятки на число, прибавляем число десятков, которые запомнили. Из этой суммы десятки пишем под десятками, а сотни запоминаем;
- Умножаем сотни на число, прибавляем число сотен, которое запомнили. Это число записываем под сотнями, а тысячи под тысячами.
- Образец для самоконтроля: 168 6572 2849 18522
- Алгоритм для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
- В чем мы добились успеха на предыдущих уроках? (Письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление круглых многозначных чисел)
- Вы хотите расширить свои знания (Да)
- Какое главное правило вы должны соблюдать? (Стараться узнать новое самостоятельно)
- Как вы думаете, вы справитесь? (Да)
- Я тоже так думаю, ведь «Маленькие удачи – путь к большой победе».
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Что необходимо сделать, чтобы узнать новое? (Повторить то, что поможет нам при открытии новых знаний)
- Рассмотрим данные прямоугольники
- Чем они отличаются друг от друга? (Первый разбит на 2 части, а второй – на 3 части)
- Найдите площадь данных прямоугольников разными способами. (предложенные варианты учитель записывает на доске)
1 способ: найдем площадь каждой части и полученные результаты сложим
ад + вд
ад + вд + сд
2 способ: найдем длину и умножим на ширину
(а + в) д
(а + в + с) д
- Какой знак можно поставить между парами выражений? (Равно)
- Почему? (Это разные способы нахождения площади одного и того же прямоугольника)
- Как называется первое равенство? (Умножение суммы на число или распределительное свойство умножения)
- Так как же умножить сумму на число? (Можно каждое слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить)
- Можно ли распространить данное правило на сумму трех слагаемых? (Из второго равенства следует, что – да, можно)
- А на большее число слагаемых можно распространить это правило? (Да, потому что прямоугольник можно разбить на большее количество частей)
- За 2 минуты найдите значение произведений двумя способами
24 · 9 240 · 9 (по одному учащемуся у доски)
24 · 9 = 20 · 9 + 4 · 9 = 180 + 36 = 216
240 · 9 = 200 · 9 + 40 · 9 = 1800 + 360 = 2160
- Что заметили? (Произведение увеличилось в 10 раз)
- Почему? (Потому что первый множитель увеличился в 10 раз)
- Какой способ удобнее? (Письменный, считается быстрее)
- Что мы сейчас повторили? (Способы умножения двузначного и круглого трехзначного числа на однозначное)
- Какое задание я вам сейчас предложу? (По которому можно узнать, какое новое знание нам предстоит открыть)
- Дайте характеристику выражению 576 · 9 (Первый множитель трехзначное некруглое число, второй множитель – однозначное число)
- Сформулируйте цель урока (Научиться умножать многозначное число на однозначное)
- Назовите тему урока (Умножение многозначного числа на однозначное)
- Что теперь вы должны сделать (Найти значение данного произведения, используя известные способы)
- Хорошо, найдите за 1 минуту (учащиеся выполняют задание)
- Проверим результаты (учитель записывает ответы, предлагаемые детьми)
- Что у нас получилось? (Нет согласованности в ответах)
- Что же делать? (Надо подумать, почему так получилось)
Выявление места и причины затруднения.
- Каким способом находили значение произведения? (Возможны два пути – 1-запись столбиком, 2-использ. распределит. св-во умножения)
- Фиксируем:
- У одних получилась длинная неудобная запись и не хватило времени
- У других – нет алгоритма умножения многозначного числа на однозначное столбиком, т.е. письменно.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какой следующий шаг? (Мы самостоятельно будем открывать новое и начнем с постановки цели)
- Цель вашей деятельности? (Составить алгоритм действий для письменного умножения трехзначного числа на однозначное число)
- Составьте план действий (работа в парах):
- рассмотреть, что получится при использовании распределительного свойства умножения
- используя алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное
- посмотреть, как построенный алгоритм можно использовать.
Реализация построенного проекта.
(один ученик работает у доски, а остальные – в тетрадях)
576 · 9 = (500 + 70 + 6) · 9 = 500 · 9 + 70 · 9 + 6 · 9 = 4500 + 630 + 54 = 5184
- Где использовали такой же метод? (при умножении двузначного числа)
- Ваш следующий шаг? (построим алгоритм умножения трехзначного числа)
- Что изменится в новом алгоритме? (добавится еще один шаг – умножение на сотни)
- Работаем в группах. Дополните алгоритм и найдите значение произведения. (Работа выполняется на листах форматом А-4, результаты выставляются на доску, анализируются. Работу так же можно провести и фронтально.)
- С чего начнем умножение?
- Пишу множитель 9 под разрядом единиц числа 576
- Умножаю единицы 6 · 9 = 54 ед., пишу 4 в разряде единиц, а 5 десятков запоминаю
- Умножаю десятки 7 · 9 = 63 дес., 63 + 5 = 68 дес., пишу 8 в разряде десятков, а 6 сот. Запоминаю
- Умножаю сотни 5 · 9 = 45 сот, 45 + 6 = 51 сот., пишу 1 в разряде сотен, а 5 в разряде тысяч единиц
- Читаю ответ – 5184
Алгоритм дополнился еще одним шагом.
- Вы достигли поставленной цели? (Да, теперь мы можем, используя алгоритм, найти любое произведение многозначного числа на однозначное в столбик)
- Что будет меняться? (С увеличением разрядов добавляться еще один шаг)
- Теперь что надо сделать? (Потренироваться в умножении)
Первичное закрепление.
- Учащиеся решают с комментированием №3 (а) на стр. 1
Самоконтроль.
- Учащиеся решают №3(б) на стр.1
Проверка по образцу: 168 6572 2849 18522
Включение нового в систему знаний.
- Как вы думаете, где нам пригодится алгоритм умножения? (При решении задач, уравнений)
- Решаем самостоятельно по выбору задачу №4 или №5 на стр. 2
Проверка по эталону:
- Кто решил все верно? (Молодцы!)
- А кто допустил ошибку? (Не переживайте, у нас еще будет время потренироваться)
- Определите причину ошибки ( ошиблись при использовании алгоритма умножения многозначного числа на однозначное)
- Назовите опасные места при нахождении значения данных выражений (незнание таблицы умножения, забыли прибавить то что запомнили)
Рефлексия.
- Вспомните, под каким девизом работали? («Маленькие удачи – путь к большой победе»)
- Что нового узнали? (Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число)
- Какое математическое свойство использовали?
- Это можно назвать удачей? (Да)
- К какой победе приведет нас эта удача?
- Кто уже чувствует себя уверенно при нахождении значений в новых выражениях?
- Кто доволен своей работой? Кого можно отметить за хорошие успехи?
- Молодцы! Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание.
-
Составьте, запишите и решите 5 примеров на умножение многозначного числа на однозначное.