Урок окружающего мира (2-й класс) "Круговорот воды в природе" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  • сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе;
  • увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое);
  • развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.

Авторский медиапродукт: демонстрационный материал к уроку.

В презентации использовано наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «Мир природы»

Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки, персональные компьютеры, интерактивная доска, карточки для домашней работы.

Ход урока

Действия учителя Действия учеников Примечание
1. Самоопределение к действию
Это день больших секретов,
Сто вопросов – сто ответов.
Все готовятся к нему
Отвечать на «почему»!
  Слайд 2
– Как вы думаете, что нас ждёт на этом уроке? – Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия.  
2. Актуализация знаний
а) инд. задание (5 человек выполняют тест «Свойства воды» на ПК) Инд. работа Тест на ПК
Тест для учащихся
создан по шаблону, размещённому на сайте www.nachalka.com/test_shablon
б) фенологический рассказ Коллективная работа. Если в тексте ошибка, сигналят сигнальными карточками.  
В классе только и было разговоров о том, будет ли в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись рано утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в 9. В лесу в это время все растения влажные от утренней росы. Зимой росы не бывает, зимой – иней.  
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было легко идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и приятный аромат снега чувствовался повсюду. Вокруг хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Снег не имеет ни вкуса, ни запаха.  
Решили отдохнуть под большим дубом. Мы развели костер и решили сварить кашу из крупы, которая была у Вити. «А где же мы возьмем воды?» – спросил Петя. «Да и соли нет», – подхватила Соня. Но тут в разговор вмешался Денис: «Нашли из-за чего переживать! Снегу-то сколько! Растопим снег на огне, получится соленая вода» «Почему соленая?» – удивились ребята. «Эх, вы, темнота! Снег откуда? Из тучи. А туча где родилась? Над океаном! А вода в океане соленая, значит и снег из океанской тучки соленый!» Так и сделали, но каша получилась не соленая. Есть ее мы не стали, положили в кормушку для птиц, затушили костер и двинулись к станции. Испаряется только вода, соль не испаряется, поэтому снег без вкуса.  
Около станции жила бабушка Сони. Во дворе ее дома сушилось выстиранное бельё. «Дааа», - присвистнул Дениска, – «Бельё-то до весны провисит, пока высохнет!» Баба Валя накормила нас горячими пирогами и проводила до поезда. Немного усталые, но довольные подъезжали мы к городу. Испарение происходит в любое время года.
Вода с белья испаряется под воздействием ветра.
 
в) Вот и первое «почему».Когда старое растение сгниет, образуется удобрение. Когда разрушается камень, образуется песок. Что можно сказать об объектах живой и неживой природы? В природе ничто не исчезает бесследно. Слайд 3
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Круговорот веществ в природе.  
3. Формирование новых знаний.
а) В каком же состоянии бывает вода? Определите по схеме, где изображены частицы воды в жидком, твердом, а где в газообразном состоянии. Работа у доски. Ответ с обоснованием. Слайд 4
б) Расскажите, как происходит переход воды из одного состояния в другое. Обоснуйте свой ответ. Рассказы детей. Слайд 5
в) Как можно назвать процесс, происходящий с водой в природе? Круговорот. Flash ролик «Мир природы» (круговорот воды в природе)
Физминутка
Мы работали серьезно, надо нам и отдохнуть.
А для этого привстанем, к солнышку потянемся,
От землицы силу примем, а от ветра свежести.
   
4. Закрепление нового материала. Постановка проблемы.
Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
"Там солнце греет всё кругом и может в гости взять".
"Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать".
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
"Ну что? спросил усатый Сом, ведь я не зря кричу!"
"Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!"
Работа у доски.
Рассказы детей о круговороте воды в природе с выбранного момента
Flash ролик (стр.40)
Слайд 6
5. Рефлексия деятельности. Д/з.
Какой процесс описан в этом стихотворении? Что вы узнали о круговороте воды в природе?
Куда вернулась Капелька? Закончились ли на этом ее приключения? А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место? Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды. Необходимую информацию можно получить из учебника на страницах 122-125.
А свою работу вы напишите на листочках, которые приготовила для вас героиня нашего урока. На титульной странице изображение Капельки, дорисуйте, пожалуйста, ее портрет с учетом вашего настроения после урока.
Дети дорисовывают Капельке ротик и раскрашивают ее. Слайд 7
Слайд 8