Задачи урока:
- сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе;
- увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое);
- развивать наблюдательность и любознательность детей, учить их делать выводы из опытов и практических работ.
Авторский медиапродукт: демонстрационный материал к уроку.
В презентации использовано наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «Мир природы»
Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, колонки, персональные компьютеры, интерактивная доска, карточки для домашней работы.
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | Примечание |
1. Самоопределение к действию | ||
Это день больших секретов, Сто вопросов – сто ответов. Все готовятся к нему Отвечать на «почему»! |
Слайд 2 | |
– Как вы думаете, что нас ждёт на этом уроке? | – Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия. | |
2. Актуализация знаний | ||
а) инд. задание (5 человек выполняют тест «Свойства воды» на ПК) | Инд. работа | Тест на ПК Тест для учащихся создан по шаблону, размещённому на сайте www.nachalka.com/test_shablon |
б) фенологический рассказ | Коллективная работа. Если в тексте ошибка, сигналят сигнальными карточками. | |
В классе только и было разговоров о том, будет ли в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись рано утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в 9. В лесу в это время все растения влажные от утренней росы. | Зимой росы не бывает, зимой – иней. | |
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было легко идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и приятный аромат снега чувствовался повсюду. Вокруг хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. | Снег не имеет ни вкуса, ни запаха. | |
Решили отдохнуть под большим дубом. Мы развели костер и решили сварить кашу из крупы, которая была у Вити. «А где же мы возьмем воды?» – спросил Петя. «Да и соли нет», – подхватила Соня. Но тут в разговор вмешался Денис: «Нашли из-за чего переживать! Снегу-то сколько! Растопим снег на огне, получится соленая вода» «Почему соленая?» – удивились ребята. «Эх, вы, темнота! Снег откуда? Из тучи. А туча где родилась? Над океаном! А вода в океане соленая, значит и снег из океанской тучки соленый!» Так и сделали, но каша получилась не соленая. Есть ее мы не стали, положили в кормушку для птиц, затушили костер и двинулись к станции. | Испаряется только вода, соль не испаряется, поэтому снег без вкуса. | |
Около станции жила бабушка Сони. Во дворе ее дома сушилось выстиранное бельё. «Дааа», - присвистнул Дениска, – «Бельё-то до весны провисит, пока высохнет!» Баба Валя накормила нас горячими пирогами и проводила до поезда. Немного усталые, но довольные подъезжали мы к городу. | Испарение происходит в любое время года. Вода с белья испаряется под воздействием ветра. |
|
в) Вот и первое «почему».Когда старое растение сгниет, образуется удобрение. Когда разрушается камень, образуется песок. Что можно сказать об объектах живой и неживой природы? | В природе ничто не исчезает бесследно. | Слайд 3 |
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Круговорот веществ в природе. | |
3. Формирование новых знаний. | ||
а) – В каком же состоянии бывает вода? Определите по схеме, где изображены частицы воды в жидком, твердом, а где в газообразном состоянии. | Работа у доски. Ответ с обоснованием. | Слайд 4 |
б) – Расскажите, как происходит переход воды из одного состояния в другое. Обоснуйте свой ответ. | Рассказы детей. | Слайд 5 |
в) – Как можно назвать процесс, происходящий с водой в природе? | Круговорот. | Flash ролик «Мир природы» (круговорот воды в природе) |
Физминутка Мы работали серьезно, надо нам и отдохнуть. А для этого привстанем, к солнышку потянемся, От землицы силу примем, а от ветра свежести. |
||
4. Закрепление нового материала. Постановка проблемы. | ||
Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ" Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду, Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!" С подружками резвиться могла хоть целый день, Смеяться и кружиться ей никогда не лень. Могла поплыть налево, направо плыть могла, Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела! Её усатый дядя Сом устал предупреждать: "Там солнце греет всё кругом и может в гости взять". "Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать, Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать". Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало. "Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!" И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел. Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел. Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал, И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал. Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч, И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!" И хлынул дождик проливной, всю землю окропил. И вот поток уже речной все капли подхватил. И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей, И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей. "Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу!" "Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!" |
Работа у доски. Рассказы детей о круговороте воды в природе с выбранного момента |
Flash ролик (стр.40) Слайд 6 |
5. Рефлексия деятельности. Д/з. | ||
Какой процесс описан в этом стихотворении? Что вы узнали о круговороте воды в природе? Куда вернулась Капелька? Закончились ли на этом ее приключения? А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место? Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды. Необходимую информацию можно получить из учебника на страницах 122-125. А свою работу вы напишите на листочках, которые приготовила для вас героиня нашего урока. На титульной странице изображение Капельки, дорисуйте, пожалуйста, ее портрет с учетом вашего настроения после урока. |
Дети дорисовывают Капельке ротик и раскрашивают ее. | Слайд 7 Слайд 8 |