Цели и задачи:
- расширить представление учащихся о театрах разных времён и народов;
- развивать познавательные способности и творческое воображение ,познавательную активность и деятельность учащихся
- воспитать любознательность, интерес к театральному искусству, вызывать чувство прекрасного;
Оборудование:
- магнитофон
- аудиозапись (классическая музыка)
- мультимедийные слайды, компьютер
Форма проведения: творческая гостиная.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Приветствие. (Слайд 1) (Звучит классическая музыка.)
II. Вступительное слово учителя.
Снова вечер-волшебник лукавый
Зажигает украдкой свечу.
Долгожданная встреча настала!
Вас в театр пригласить я хочу!
Ведь театр - это чувства и маски,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца!
(Музыка звучит громче.)
Ведущий:
Вечерних туалетов дивный блеск,
Игра свечей и музыки дыханье…
Салон встречает дорогих гостей,
Чтоб выразить своё очарованье!
(Под музыку появляются пары. Мальчики провожают девочек до кресел, садясь рядом.)
Ведущий: Театр уж полон, ложи блещут!
III. Выступление 1-й группы учащихся.
Театр – единственный способ разыграть этюд жизни на глазах, дав возможность кое-кому задуматься и понять что-то. (Григорий Горин). (Слайд 2)
Театр – особый и прекрасный мир. В этом мире все необычно, волнующе, волшебно!
С незапамятных времен театральное искусство рядом с человеком, потому что театр, как в зеркале, показывает жизнь - только на сцене.
Сценическое искусство дарует зрителям ни с чем несравнимое чувство сопереживания, эмоционального сочувствия в самом процессе творчества.
Не выходя из зрительного зала, Вы можете совершить увлекательное путешествие в любую точку планеты, в любую эпоху.
Театр может вернуть Вас на много лет и даже веков назад и, показывая события далёкого прошлого, сделать их близкими и понятными современному зрителю.
Искусство театра поможет заглянуть в будущее, а главное - оно научит вас видеть прекрасное в жизни и в людях.
В подготовку спектакля вложен труд многих людей: драматургов, режиссеров, композиторов, художников, балетмейстеров, бутафоров, гримёров.
(Слайд 3)
И каждый вечер на подмостки выходят волшебники театра - артисты, чтобы оживить литературных героев, заворожить зрителя чарами сценического искусства.
В опере артисты с помощью вокального искусства раскрывают удивительный мир своих героев. В балете все их мысли, чувства, переживания воплощаются в музыке танца. В драматическом театре мастера сцены отражают реалии жизни. В кукольном же театре главными действующими лицами становятся куклы.
Чтобы полюбить театр, увидеть его красоту и могущество, мы должны узнать о его прошлом и настоящем, о людях, которые в разное время и в разных странах служили театру.
(Звучит классическая музыка)
Ведущий: И вот сегодня наша уютная гостиная станет своеобразной машиной времени, с помощью которой узнаем о зарождении театра. Итак, отправляемся в 6 век до нашей эры.
IV. Выступление 2-й группы учащихся.
(Слайд 4)
История античного театра охватывает почти целое тысячелетие – с 6 века до н. э. до 4-5 веков до н. э. Все народы мира с древнейших времен отмечали праздники, связанные с природой, сбором урожая. Эти празднества и дали жизнь театру Греции и Рима. В древней Греции праздничные действа были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню – между ними возникал диалог.
А где диалог – там и активная мимика, и действие.
А где праздник и песни – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих воспитывал и высокую культуру движения, жеста.
Наверное, вы поняли, что уже изначально театр был искусством народным, необходимым в духовной жизни людей, зрелищем массовым.
Это во многом и повлияло на устройство театральных помещений.
(Слайд 5)
В Древней Греции театр состоял из оркестры, зрительных мест и скены. Оркестра – круглая площадка, на которой выступали актеры и хор, на её склонах располагались места для зрителей. За оркестрой находилась сцена: там актеры передвигались, оттуда выходили к зрителям.
Позже к скене присоединили параскении. В них хранилось имущество театра.
Наконец большую роль играли пароды – проходы между скеной и местами для зрителей.
Древнегреческий театр был на содержании у государства, а профессия драматурга считалась почетной.
Актерами могли быть только мужчины – они же исполняли и женские роли.
Эта традиция оказалась очень стойкой – таковы были театр времен Шекспира, Китайский и Японский театры.
Актер античного театра владел техникой декламации, искусством пения и танца. По ходу спектакля он мог играть несколько ролей.
Артисты тех времен выходили на оркестру в маске и меняли их, показывая зрителям смену душевного состояния героя.
Впоследствии римляне строили театральные здания. Их архитектура, как и искусство великих греческих и римских драматургов Эсхила, Софокла, Плавта, Эзопа вдохновили художников эпохи возрождения.
V. Выступление 3-й группы учащихся.
Традиции античности – лишь один из источников, питающих театр эпохи Возрождения. В это Время он обогатился традициями народного театра, которые дали мощный импульс для развития драматургии и сценического искусства.
(Слайд 6)
В эпоху Возрождения возникают первые публичные театры, которые находятся в определенных местах и где играют постоянные актеры.
Растет число бродячих актерских трупп.
Появляется и другой тип театра - придворный, аристократический, где постановка комедии или трагедии превращалась в пышное зрелище с роскошной музыкой и танцами.
Все более совершенствуется искусство декорационного оформления спектакля. Появляются свои жанры: пастораль, балет.
(Слайд 7)
Вершин своего развития театр эпохи Возрождения достигает в Англии благодаря творчеству Шекспира.
С приходом Шекспира реализм пронизывает и драматургию, и сценическое искусство, и стенографию.
«Школу Шекспира» должны были пройти все национальные школы театра. Это произошло в 18-19 веках.
Особенно важна эта «школа» для Германии, Франции, России - стран, в которых эпоха Возрождения не дала взлета театральной культуры.
VI. Выступление 4-й группы учащихся.
Русский театр тоже уходит своими корнями в глубокую древность. Сначала это было народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью.
Со временем обряды потеряли своё магическое значение и превратились в игры-представления.
В них зарождались элементы театра - драматические действия, ряженые, диалог.
Вместе с народным развивалось и профессиональное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи.
Со скоморошескими играми связано появление на русской земле кукольного театра.
(Слайд 8)
В 70-80-х годах 17в. создается школьный театр. Его организаторами были преподаватели духовных академий Москвы, Киева, а актерами стали учащиеся.
В 1672 году, когда правил царь Алексей Михайлович, был создан первый придворный театр. Это была первая ступень на пути создания государственного профессионального театра.
(Слайд 9)
Новая попытка утвердить в России национальный театр связана с именем Петра I.
Но только в 1756 году в Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны был утвержден первый государственный русский театр (ныне академический театр драмы им. А.С. Пушкина.) (Слайд 10)
Его ядром стали актеры ярославской труппы Волкова, которого называют «отцом русского театра».
Жемчужиной России по праву можно назвать старейший и известнейший большой театр в Москве.
Его величественный портик, увенчанный квадрикой мчащихся коней Аполлона, известен каждому любителю театрального искусства.
Большой театр стал не только национальным и мировым достоянием, но и одним из символов отечественной культуры.
Возникновение Большого театра связано с расцветом русской культуры во второй половине 18 века.
Но подлинный расцвет музыкально-исполнительского искусства Большого театра связан с постановками опер Глинки «Иван Сусанин» в 1824 году и «Руслан и Людмила» в 1846 году, «Русалки» Даргомыжского, «Бориса Годунова» Мусорского. «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина. (Слайды 11-15)
Наивысшим достижением искусства Большого театра стала постановка опер и балетов П.И. Чайковского: «Лебединое озеро» (1877 г.), «Евгений Онегин» (1884 г.), «Пиковая дама» (1891 г.), «Спящая красавица» (1899 г.)
Во второй половине 19 века в Большом театре работали выдающиеся балетмейстеры Перро, Сен-Леон, Петипа.
Известные художники Васнецов, Головин, Коровин создавали декорации и костюмы для спектаклей.
Гордостью театра были его великолепные артисты Шаляпин, Нежданова, Козловский, Лемешев, Уланова.
Начиная с середины 60-х годов, труппа Большого театра регулярно выезжает на зарубежные гастроли и везде имеет грандиозный успех.
(Звучит музыка.)
Ведущий: Машина времени возвращает нас в родной город, такой красивый. И в нашем городе тоже есть свой театр и ему уже 75 лет. (Слайд 16-17)
В 1984 году коллективу театра была вручена правительственная награда - орден «Знак Почёта». В 2001-2008 г.г. театром руководил Юрий Карлович Штальбаум.
Губернатором области А.Г.Тулеевым было подписано Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 ноября 2008 года № 472 «Об утверждении в наименовании Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского» в связи с отсутствием документов, подтверждающих присвоение в годы Великой Отечественной войны имени А.В. Луначарского Кемеровскому областному театру драмы.
Сегодня труппа Кемеровского областного театра драмы - одна из самых титулованных. Из 27 артистов двое носят звания «Народный артист России» (супруги Л.Н. Цуканова и Е. Шокин); шестеро – «Заслуженный артист России» (Виктор Мирошниченко, Олег Кухарев, Александр Желтов, Людмила Копылова, Светлана Царева, Светлана Потанина); одна из актрис удостоена редкого звания «Заслуженная артистка Белоруссии» (Людмила Усанова). Директор театра – заслуженный работник культуры России Алексей Разуков, главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Олег Пермяков. В эти годы на сцене работала плеяда талантливых актёров – народные артисты России Валентина Литвинова, Борис Суров, заслуженные артисты России Татьяна Кораблёва, Аркадий Дахненко и другие.
В 2009 году к 75-летию Кемеровского областного драматического театра в здании провели капитальный ремонт, и к юбилею он преобразился так, что многие зрители сегодня называют его новым.
Ведущий:
Антракт таит в себе секрет –
Ведь для гостей открыт буфет.
Коктейли, муссы и печенье –
Разнообразным вкусам наслажденье!
Ведущий:
Опущен занавес,
Погашена свеча,
Актеры сняли маски вдохновенья.
Спасибо им за теплые слова
И яркие, живые впечатления!
(Слайд 18-19)
Звучит классическая музыка.