Цель и задачи урока:
1. Закрепить полученные на уроках представления
- о государстве и государственной власти
- о демократическом государстве
- о человеке и гражданине
- о правовой связи человека и государства
- об ответственности государства перед своими гражданами
2. Словарная работа: государство, демократия, власть, гражданин, ответственность
3. Воспитание любви к Отечеству, чувства ответственности и причастности к судьбе Родины
Ход урока
1.
Учитель зачитывает определение, а ученики в рабочих тетрадях записывают слово-термин:
1. Способность влиять, воздействовать в нужном направлении, подчинять своей воле - власть
2. Мнение, принимаемое на веру, без проверки и рассуждения. Доверие к словам и примеру родителей - авторитет
3. Страна, как географическое образование. Организация власти правителей. Верховная власть - государство
Учитель просит зачитать вслух свои записи в тетради 2-3 учеников. Записывает эти слова на доске: власть государство авторитет
Учитель задает вопросы:
- Что такое власть?
- Что общего между властью в семье и государстве?
- Из чего складывается авторитет государства?
Выслушав ответы детей, делает вывод о том, любое государство держится на власти и подчинении, без них существование государства было бы невозможно.
2.
На доске схема (заранее подготовленная учителем на трех отдельных листах формата А-3)
1-й лист: "на страхе и принуждении"
2-й лист: "на авторитете правителя"
3-й лист: "на подчинении людей по убеждению, на добровольной поддержке действий властей ради общезначимых целей"
Учитель задает вопросы:
1. Что действует лучше? Власть, основанная на: (перечисляет элементы схемы)?
С помощью знаков (+) и (-) на доске фиксирует ответы детей под элементами схемы.
В итоге должно получиться:
а) под первым листом стоит знак (-)
б) под вторым листом стоит один знак (+)
в) под третьим листом стоят два знака (+) (+)
2. От чего зависит добровольная поддержка власти населением?
Выслушав ответы детей, учитель предлагает вывод записать в тетрадь:
"Добровольная поддержка власти населением зависит от того
- соблюдает ли государственная власть права и свободы человека или игнорирует их
- от того, какие принципы осуществляет власть в отношении народа: демократические или диктаторские; справедливости и равноправия или дискриминации"
3.
Учитель вывешивает на доску плакат
"У прав и свобод человека и гражданина в России - большое будущее!"
Задает вопрос:
1. Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите свои доводы "за" и "против"
Организует работу в парах по плану:
- высказывание позиций,
- обсуждение их,
- отбор и формулирование единого ответа,
- выбор отвечающего.
Напоминает о необходимости уважать мнение другого, умения выслушать и умения убедить.
Длительность - 2 мин.
Далее заслушать 2-3 ответа.
Выслушав ответы детей, делает вывод о том, что быть гражданином России - значит обладать на ее территории всеми и правами и свободами, рассчитывать на защиту со стороны государства, но одновременно нести обязанности перед Отечеством.
4.
Учитель обращается к детям:
Изучая тему "Граждане Российской Федерации и другие граждане" вы записывали в тетради вопросы по темам:
- иностранцы в России
- беженцы
- нелегалы
Откройте тетради. Прошу вас задавать (зачитывать) свой вопрос и называть того, кто будет отвечать.
Опрос по "цепочке" - спросить 3-5 человек.
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог высказываниям - рядом с гражданами России временно и постоянно проживают также иностранцы, беженцы, временные переселенцы. У них разный объем прав и обязанностей, но каждый их них - человек, и значит, нуждается в защите чести и достоинства. Россия, в большей или меньшей степени, обеспечивает эту защиту.
5.
Подведение итогов работы на уроке по данной теме:
Зачитать вслух (с.74 учебника) - "108 слов в заключении первой главы".
Учитель анализирует работу учащихся на уроке:
- чем занимались на уроке?
- что повторили?
- что важного и интересного узнали?
- чему научились?
- что закрепили?
- какие вопросы вызывали трудности?
Далее учитель называет тех, кто активно работал на уроке, выставляет оценки учащимся за работу на уроке.