Цель: раскрыть смысл сказки, выделить особенности языка и стиля, учить детей выразительно читать сказку.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, плакат "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!", макеты героев сказок, музыка Шаинского, Дебюсси "Паруса".
Ход урока
Организационная часть. Музыка играет.
- Все люди на свете любят сказки. Любовь эта начинается в детстве. А.С. Пушкин был постоянным слушателем сказок Арины Родионовны, своей няни. Она подарила ему удивительный мир русского народного творчества. Когда А.С.Пушкин вырос, он подарил всему миру неповторимых героев своих сказок.
- Помогите мне вспомнить этих персонажей? (царь Салтан, мертвая царевна, золотой петушок.33 богатыря, царевна-лебедь, Балда, дядька Черномор, золотая рыбка).
- Слушаешь сказки, дух захватывает. Но они не только интересны, но и поучительны.
"Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" - это слова А.С.Пушкина (читаем хором).
- Он родился 6 июня 1799 года. В этом году мы отмечаем 210- летие со дня рождения великого русского поэта. Хоть он мало прожил, но оставил нам богатое наследство.
- Пора раскрыть нам книгу и начать читать "Сказку о рыбаке и рыбке".
Чтение I части по ролям. (Переодетые "артисты" читают у доски, класс следит за происходящим).
Словарная работа.
Слова выписаны на доске:
- ветхая землянка,
- откуп,
- невод,
- парчовая кичка,
- соболья душегрейка
(подбираем синонимы к словам)
- Что мы узнаем о старике с самых первых строк сказки?
Выборочное чтение. Свой ответ дети поясняют строками из сказки.
- Какие слова помогают определить характер старика?
(Ласковое слово, бог с тобою, ступай).
- Правильно, старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и дает доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась бы по-другому, будь на его месте жадный и злой человек. Характер старика постигается через выражение ласковое слово.
Ласковое - это доброта, бескорыстие, чуткость.
Старик с пониманием отнесся к беззащитности рыбки и не воспользовался ее положением.
- Старик говорит: "Бог с тобою". Он ей желает удачи. Этим выражением часто пользуются русские люди и в наше время.
- Когда старик говорит рыбке: "Ступай", то это означает не просто уходи, отправляйся. (Дети помогают найти синонимы к этому слову), а имеет значение дарования воли, свободы. В этом слове заключено бескорыстие старика.
Дети находят строки, характеризующие старика, как доброго, трудолюбивого, покорного.
- Какое впечатление оставляет рыбка? (Вежливая, добрая, волшебная, уступчивая).
- Что мы чувствуем к старухе, когда встречаемся впервые с ней?
(Она груба со стариком, она никогда не улыбается, бранится, очень злая).
- Почему старик идет исполнять желание к рыбке? (Он боится старуху).
- Давайте проследим, как меняется старуха в сказке?
Чтение отрывка про столбовую дворянку.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею:
Макет старухи. Надеваем на нее соболью душегрейку, парчовую кичку, жемчуга. Объясняю, из чего сделаны вещи. Дети сами потом скажут. Что кичка - это головной убор, а душегрейка - это кофта без рукавов.
-Красивая ли старуха перед нами? (Нет). Почему? (Она старая и злая).
- Но почему? Ведь она в жемчугах, в золоте, мехах. Перед нами столбовая дворянка. Дети говорят, что богатые вещи не делают ее красивой и привлекательной.
- А сам Пушкин к ней как относится? Находим строки из сказки: "Жемчуга огрузили ей шею:" Какой корень в слове огрузили? (Груз. Жемчуга, как груз висят"
- Мог бы Пушкин, описывая красивую женщину применить такое слово? (Нет, конечно. Значит, он к ней относится отрицательно).
По мере раскрытия характеров героев, учитель на доске записывает все "находки" учащихся.
Старик | рыбка | Старуха |
трудолюбивый, добрый, бескорыстный, чуткий, ласковый, покорный |
волшебная, добрая, уступчивая |
злая, жестокая, жадная, грубая, властная, неблагодарная, сварливая |
Душевное состояние |
Физминутка. Музыка Шаинского "Золотая рыбка".
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как дитя.
- Ребята, а как вы думаете, почему я выбрала на физминутку такую разминку - стишок?
- Правильно, в сказке появляется буря. Есть еще один герой, о котором нужно сказать. Он меняется от настроения героев, от ситуации сложившейся в сказке. Что это за герой?
- Море. Море тоже волнуется и переживает. Прочитайте строки о море.
- А теперь. Послушайте, как композитор написал музыку о волнении моря. Прослушивание музыки Дебюсси "Паруса".
- Посмотрите, что получается. Старуха становится все злее и властнее, не дает старику жизни, гонит его. Речь наша становится все тревожней и тревожней, и, море меняется в каждой части сказки. На чьей стороне оно? (На стороне старика).
- Разыгралась буря в последней части сказки. Старик еле идет к морю просить рыбку о последнем приказе царицы.
Читаем эту сцену.
- Чтобы вы попросили вместо старика в последний раз? Какая была последняя просьба старика? ("Чтобы старуха стала прежней", "Чтобы она стала доброй и улыбалась").
- А теперь поиграем с вами. На стенде висят ткани разных цветов: черная, желто-оранжевая, белая, фиолетовая. Какой цвет больше подойдет персонажам? Дети выбирают цвета и обосновывают свои ответы:
Желтый - у рыбке (по внешнему признаку);
Черный - для старухи (цвет зла);
Белый - для старика (он добрый, у него чистая душа);
Фиолетовый - для моря (оно в постоянном волнении).
Выставка рисунков.
На уроках рисования мы с вами рисовали деревья. Я попросила вас наделить деревья чертами характера старухи. Ребята нарисовали по два дерева: одно корявое в темных тонах, а другое в зеленых листьях и в солнечных лучах.
Итог урока.
Вывод:
- Почему, ребята, А.С.Пушкин назвал в "Сказке:." только двух героев, а о старухе даже не упомянул? ("Он не любит старуху. Нам она не понравилась тоже", "Даже море на стороне старика").
- Автор отрицает этот образ. Это образ зла, власти, коварства. А в сказке всегда добро побеждает зло.
- Какой поучительный урок мы возьмем из пушкинской сказки?
Много захочешь - последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.