Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: раскрыть смысл сказки, выделить особенности языка и стиля, учить детей выразительно читать сказку.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, плакат "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!", макеты героев сказок, музыка Шаинского, Дебюсси "Паруса".

Ход урока

Организационная часть. Музыка играет.

- Все люди на свете любят сказки. Любовь эта начинается в детстве. А.С. Пушкин был постоянным слушателем сказок Арины Родионовны, своей няни. Она подарила ему удивительный мир русского народного творчества. Когда А.С.Пушкин вырос, он подарил всему миру неповторимых героев своих сказок.

- Помогите мне вспомнить этих персонажей? (царь Салтан, мертвая царевна, золотой петушок.33 богатыря, царевна-лебедь, Балда, дядька Черномор, золотая рыбка).

- Слушаешь сказки, дух захватывает. Но они не только интересны, но и поучительны.

"Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" - это слова А.С.Пушкина (читаем хором).

- Он родился 6 июня 1799 года. В этом году мы отмечаем 210- летие со дня рождения великого русского поэта. Хоть он мало прожил, но оставил нам богатое наследство.

- Пора раскрыть нам книгу и начать читать "Сказку о рыбаке и рыбке".

Чтение I части по ролям. (Переодетые "артисты" читают у доски, класс следит за происходящим).

Словарная работа.

Слова выписаны на доске:

  • ветхая землянка,
  • откуп,
  • невод,
  • парчовая кичка,
  • соболья душегрейка

(подбираем синонимы к словам)

- Что мы узнаем о старике с самых первых строк сказки?

Выборочное чтение. Свой ответ дети поясняют строками из сказки.

- Какие слова помогают определить характер старика?

(Ласковое слово, бог с тобою, ступай).

- Правильно, старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и дает доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась бы по-другому, будь на его месте жадный и злой человек. Характер старика постигается через выражение ласковое слово.

Ласковое - это доброта, бескорыстие, чуткость.

Старик с пониманием отнесся к беззащитности рыбки и не воспользовался ее положением.

- Старик говорит: "Бог с тобою". Он ей желает удачи. Этим выражением часто пользуются русские люди и в наше время.

- Когда старик говорит рыбке: "Ступай", то это означает не просто уходи, отправляйся. (Дети помогают найти синонимы к этому слову), а имеет значение дарования воли, свободы. В этом слове заключено бескорыстие старика.

Дети находят строки, характеризующие старика, как доброго, трудолюбивого, покорного.

- Какое впечатление оставляет рыбка? (Вежливая, добрая, волшебная, уступчивая).

- Что мы чувствуем к старухе, когда встречаемся впервые с ней?

(Она груба со стариком, она никогда не улыбается, бранится, очень злая).

- Почему старик идет исполнять желание к рыбке? (Он боится старуху).

- Давайте проследим, как меняется старуха в сказке?

Чтение отрывка про столбовую дворянку.

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею:

Макет старухи. Надеваем на нее соболью душегрейку, парчовую кичку, жемчуга. Объясняю, из чего сделаны вещи. Дети сами потом скажут. Что кичка - это головной убор, а душегрейка - это кофта без рукавов.

-Красивая ли старуха перед нами? (Нет). Почему? (Она старая и злая).

- Но почему? Ведь она в жемчугах, в золоте, мехах. Перед нами столбовая дворянка. Дети говорят, что богатые вещи не делают ее красивой и привлекательной.

- А сам Пушкин к ней как относится? Находим строки из сказки: "Жемчуга огрузили ей шею:" Какой корень в слове огрузили? (Груз. Жемчуга, как груз висят"

- Мог бы Пушкин, описывая красивую женщину применить такое слово? (Нет, конечно. Значит, он к ней относится отрицательно).

По мере раскрытия характеров героев, учитель на доске записывает все "находки" учащихся.

Старик рыбка Старуха
трудолюбивый,

добрый,

бескорыстный,

чуткий,

ласковый,

покорный

волшебная,

добрая,

уступчивая

злая,

жестокая,

жадная,

грубая,

властная,

неблагодарная,

сварливая

Душевное состояние

Физминутка. Музыка Шаинского "Золотая рыбка".

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как дитя.

- Ребята, а как вы думаете, почему я выбрала на физминутку такую разминку - стишок?

- Правильно, в сказке появляется буря. Есть еще один герой, о котором нужно сказать. Он меняется от настроения героев, от ситуации сложившейся в сказке. Что это за герой?

- Море. Море тоже волнуется и переживает. Прочитайте строки о море.

- А теперь. Послушайте, как композитор написал музыку о волнении моря. Прослушивание музыки Дебюсси "Паруса".

- Посмотрите, что получается. Старуха становится все злее и властнее, не дает старику жизни, гонит его. Речь наша становится все тревожней и тревожней, и, море меняется в каждой части сказки. На чьей стороне оно? (На стороне старика).

- Разыгралась буря в последней части сказки. Старик еле идет к морю просить рыбку о последнем приказе царицы.

Читаем эту сцену.

- Чтобы вы попросили вместо старика в последний раз? Какая была последняя просьба старика? ("Чтобы старуха стала прежней", "Чтобы она стала доброй и улыбалась").

- А теперь поиграем с вами. На стенде висят ткани разных цветов: черная, желто-оранжевая, белая, фиолетовая. Какой цвет больше подойдет персонажам? Дети выбирают цвета и обосновывают свои ответы:

Желтый - у рыбке (по внешнему признаку);

Черный - для старухи (цвет зла);

Белый - для старика (он добрый, у него чистая душа);

Фиолетовый - для моря (оно в постоянном волнении).

Выставка рисунков.

На уроках рисования мы с вами рисовали деревья. Я попросила вас наделить деревья чертами характера старухи. Ребята нарисовали по два дерева: одно корявое в темных тонах, а другое в зеленых листьях и в солнечных лучах.

Итог урока.

Вывод:

- Почему, ребята, А.С.Пушкин назвал в "Сказке:." только двух героев, а о старухе даже не упомянул? ("Он не любит старуху. Нам она не понравилась тоже", "Даже море на стороне старика").

- Автор отрицает этот образ. Это образ зла, власти, коварства. А в сказке всегда добро побеждает зло.

- Какой поучительный урок мы возьмем из пушкинской сказки?

Много захочешь - последнее потеряешь.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.