Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки
Задачи:
- Продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умения решать задачи, уравнения.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь учащихся.
- Способствовать развитию познавательных процессов.
- Пробудить интерес к изучению истории Санкт-Петербурга
Ход занятия
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
II. Сообщение темы урока. (Слайд 1 приложения)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на старом трамвайчике. (Слайд 2 приложения)
III. Устный счёт.
- Чтобы узнать, куда повезёт нас трамвайчик, мы должны выполнить задание.
- Надо расположить числа в порядке возрастания, и мы узнаем название города, где будет проходить наше путешествие. (Слайд 3 приложения)
- Мы отправляемся в путешествие по нашему родному городу - Санкт-Петербургу.
- Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый) (Слайд 4 приложения)
- Почему город получил такое название? (По имени небесного покровителя Петра Первого - апостола Петра)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный видНевы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)
- Когда был основан наш город? (16 (27) мая 1703 года) (Слайд 5 приложения)
- Кроме официального дня рождения, у нашего города есть ещё отличительные черты. Чтобы узнать о них, мы должны правильно решить примеры. (Слайд 6,7 приложения)
- Давайте внимательно рассмотрим герб нашего города и послушаем его гимн (гимн слушаем стоя) (Слайд 8 приложения)
IV. Повторение изученного материала.
- Мы отправляемся на старом трамвайчике (слайд 9 приложения) к нашей первой остановке - Стрелке Васильевского острова. Этот исторический ансамбль находится недалеко от нашей гимназии. (Слайд 10 приложения) Раньше Стрелка Васильевского острова была портом. Сюда причаливали торговые суда, в здании Биржи заключались договоры, пакгаузы использовались как склады.
- В своих тетрадях запишите следующие выражения и вычислите их значения. (Слайд 11 приложения) Расположив результаты вычислений в порядке возрастания, мы узнаем, как использовались раньше Ростральные колонны.
- Мы продолжаем наше путешествие на старом трамвайчике. Сейчас мы отправляемся на Петроградскую сторону. В этом нам поможет один из мостов города. Его название мы узнаем, если правильно решим уравнения (устно) и расположим ответы в порядке убывания. (Слайд 12 приложения)
- Это - Тучков мост. (Слайд 13 приложения)
Физкультминутка. (Слайд 14 приложения)
- Устно решив задачу, мы узнаем температуру воды в Неве в мае. (Слайд 15 приложения)
Температура воды в Неве в апреле составляет + 1 градус, а в мае - на 5 градусов выше. Какова температура воды в Неве в мае?
- Успешно миновав водную преграду, старый трамвайчик (слайд 16 приложения) сделал остановку около первой постройки нашего города - Петропавловской крепости. (Слайд 17 приложения)
- Почему строительство города началось с постройки крепости? (Молодой город нуждался в защите от врагов)
- Сегодня Петропавловская крепость - крупнейший музей нашего города. Взрослые и дети из разных городов и стран приезжают сюда на экскурсии.
- Сейчас мы решим две задачи, которые связаны с экскурсиями в Петропавловскую крепость. (Слайды 18, 19, 20, 21 приложения)
Задача 1.
Катя и Вова пошли на экскурсию в Петропавловскую крепость с ребятами из класса. Они построились парами. Катя и Вова заметили, что их пара пятая спереди и четвёртая сзади. Сколько учеников пошли на экскурсию?
Задача 2.
На экскурсии Катя и Вова встретились с группой детей, которые приехали из Москвы. Среди них было 7 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько детей приехало на экскурсию из Москвы?
V. Итог урока.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Старый трамвайчик доставит нас в гимназию и попрощается до новых встреч. (Слайд 22 приложения)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вспомнили?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
(Слайд 23 приложения)
Список литературы:
- Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. 1-4 кл. "СМИО Пресс", СПб., 2003