Вид урока: урок-турнир.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Цели:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания по теме "Алгоритмизация и программирование";
- закрепление знаний по основным алгоритмическим конструкциям; умений составлять программы и блок-схемы.
Воспитывающие:
- развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету;
- формировать навыки самоконтроля, самостоятельности, ответственности;
- способствовать установлению уважительного отношения к соперникам.
Развивающие:
- развитие логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритма;
- свойства алгоритма;
- способы записи алгоритма;
- основные алгоритмические конструкции (линейная, разветвляющаяся (полное ветвление, неполное ветвление), циклическая (с параметром, с предусловием, с постусловием);
- операторы ввода, вывода; операторы реализующие ветвление, цикл.
Учащиеся должны уметь:
- применять операторы программирования для написания программ;
- распознавать алгоритмические конструкции в блок-схеме, программе;
Оборудование и материалы:
- Компьютеры с ОС Windows XP с установленной средой программирования PascalABC.NET.
- Мультимедийная доска.
- Презентация (приложение №1).
- Раздаточный материал для команд в распечатанном виде (приложение №2; приложение№3, приложение №4, приложение №5, приложение №6)
- Электронный тест на 1 компьютере ученика (приложение №7).
- Карты самоконтроля для каждого учащегося в распечатанном виде (приложение №8).
ХОД УРОКА
Организационный момент (5 мин)
Вступительное слово учителя.
Тема занятия (приложение №1 слайд №1).
Определение целей занятия.
Деление на 3 команды. Выбор капитанов. Капитаны фиксируют количество баллов заработанные командой в ходе турнира в тетради. Команды придумывают название и девиз согласно теме занятия. Максимальный оценка для команды - 2 балла.
Разъяснения по работе с картой самоконтроля.
Первый тур (7 мин) "Быстрей, еще быстрее".
Задание первой команде: подобрать к понятиям соответствующее определение (приложение №2). Учащиеся на доске с помощью магнитов выстраивают соответствия. Например:
АЛГОРИТМ КОНЕЧНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОМАНД
Верно выполненное задание - оценка "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".
Занести оценку в карту самоконтроля.
Задание второй команде: разгадать кроссворд (ответы на кроссворд записываются на мультимедийной доске на слайд №2). Верно выполненное задание - оценка "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".
Занести оценку в карту самоконтроля.
Задание для третьей команды: Пройти тест на компьютере (приложение №7, работа в Excel).
Занести оценку в карту самоконтроля.
Максимальная оценка для команды - 5 баллов.
Второй тур (5 мин) "Загадочный алгоритм".
Определить тип алгоритма по блок-схеме или программе на листе (приложение №3). Проверка выполненного задания осуществляется по слайдам №3-№6. Самооценка. Максимальная оценка для команды 8 баллов.
Третий тур (5 мин) "Алгоритмический калейдоскоп".
Командам предлагается определить значение переменной после выполнения программы или по блок-схеме алгоритма (приложение №4). Ответы обсуждаются в команде, затем проверяются с доской (слайд №7). Самооценка. Максимальная оценка для команды 9 баллов.
Гимнастика для глаз.
Четвертый тур (15 мин) "Я сам".
Каждая команда получает лист с разноуровневыми задачами (приложение №5). Уровень выбирается каждым учащимся и выполняется на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Работы сохраняются на компьютере. Оценивается работа учителем. Оценка выставляется в карту самоконтроля после проверки задания. Оценки за практическое задание на компьютере выставляются учителем в карту самоконтроля и объявляются на следующем уроке.
Пятый тур (5 мин) "Ошибочка вышла".
Команды получают текст программ с допущенными ошибками (приложение №6). Необходимо найти ошибки в программе. Проверка осуществляется по слайдам №8-№10. Самооценка. Максимальная оценка 1 балл.
Итоги занятия (3 мин):
Подсчет количества баллов, выставление итоговой оценки по карте самоконтроля, определение победителя.
Тетради сдаются на проверку.
Домашнее задание:
Повторить основные понятия по теме "Алгоритмизация и программирование". Составить программы для предложенных задач (слайд №11).
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8.