Урок-обобщение для 9-го класса по теме "Алгоритмизация и программирование"

Разделы: Информатика


Вид урока: урок-турнир.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Цели:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания по теме "Алгоритмизация и программирование";
  • закрепление знаний по основным алгоритмическим конструкциям; умений составлять программы и блок-схемы.

Воспитывающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету;
  • формировать навыки самоконтроля, самостоятельности, ответственности;
  • способствовать установлению уважительного отношения к соперникам.

Развивающие:

  • развитие логического и алгоритмического мышления.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма;
  • свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритма;
  • основные алгоритмические конструкции (линейная, разветвляющаяся (полное ветвление, неполное ветвление), циклическая (с параметром, с предусловием, с постусловием);
  • операторы ввода, вывода; операторы реализующие ветвление, цикл.

Учащиеся должны уметь:

  • применять операторы программирования для написания программ;
  • распознавать алгоритмические конструкции в блок-схеме, программе;

Оборудование и материалы:

  • Компьютеры с ОС Windows XP с установленной средой программирования PascalABC.NET.
  • Мультимедийная доска.
  • Презентация (приложение №1).
  • Раздаточный материал для команд в распечатанном виде (приложение №2; приложение№3, приложение №4, приложение №5, приложение №6)
  • Электронный тест на 1 компьютере ученика (приложение №7).
  • Карты самоконтроля для каждого учащегося в распечатанном виде (приложение №8).

ХОД УРОКА

Организационный момент (5 мин)

Вступительное слово учителя.

Тема занятия (приложение №1 слайд №1).

Определение целей занятия.

Деление на 3 команды. Выбор капитанов. Капитаны фиксируют количество баллов заработанные командой в ходе турнира в тетради. Команды придумывают название и девиз согласно теме занятия. Максимальный оценка для команды - 2 балла.

Разъяснения по работе с картой самоконтроля.

Первый тур (7 мин) "Быстрей, еще быстрее".

Задание первой команде: подобрать к понятиям соответствующее определение (приложение №2). Учащиеся на доске с помощью магнитов выстраивают соответствия. Например:

АЛГОРИТМ КОНЕЧНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОМАНД

Верно выполненное задание - оценка "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".

Занести оценку в карту самоконтроля.

Задание второй команде: разгадать кроссворд (ответы на кроссворд записываются на мультимедийной доске на слайд №2). Верно выполненное задание - оценка "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3".

Занести оценку в карту самоконтроля.

Задание для третьей команды: Пройти тест на компьютере (приложение №7, работа в Excel).

Занести оценку в карту самоконтроля.

Максимальная оценка для команды - 5 баллов.

Второй тур (5 мин) "Загадочный алгоритм".

Определить тип алгоритма по блок-схеме или программе на листе (приложение №3). Проверка выполненного задания осуществляется по слайдам №3-№6. Самооценка. Максимальная оценка для команды 8 баллов.

Третий тур (5 мин) "Алгоритмический калейдоскоп".

Командам предлагается определить значение переменной после выполнения программы или по блок-схеме алгоритма (приложение №4). Ответы обсуждаются в команде, затем проверяются с доской (слайд №7). Самооценка. Максимальная оценка для команды 9 баллов.

Гимнастика для глаз.

Четвертый тур (15 мин) "Я сам".

Каждая команда получает лист с разноуровневыми задачами (приложение №5). Уровень выбирается каждым учащимся и выполняется на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Работы сохраняются на компьютере. Оценивается работа учителем. Оценка выставляется в карту самоконтроля после проверки задания. Оценки за практическое задание на компьютере выставляются учителем в карту самоконтроля и объявляются на следующем уроке.

Пятый тур (5 мин) "Ошибочка вышла".

Команды получают текст программ с допущенными ошибками (приложение №6). Необходимо найти ошибки в программе. Проверка осуществляется по слайдам №8-№10. Самооценка. Максимальная оценка 1 балл.

Итоги занятия (3 мин):

Подсчет количества баллов, выставление итоговой оценки по карте самоконтроля, определение победителя.

Тетради сдаются на проверку.

Домашнее задание:

Повторить основные понятия по теме "Алгоритмизация и программирование". Составить программы для предложенных задач (слайд №11).

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8.