Многоуровневый профессиональный колледж оказался на переднем крае перемен в социально-экономической структуре нашего общества. Педагогический коллектив и социальные партнеры вносят коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания, совершенствуют материально-техническую базу в целях подготовки компетентного выпускника, востребованного на рынке труда. Процесс этот никогда не завершится, профшкола ориентируется на будущее, чтобы не отстать от жизни сегодня.
Стратегия профессионального образования – опережать запросы общества, конструировать учебно-воспитательный процесс так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, вписаться в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.
Студенческое соуправление профшколы опирается на концепцию модернизации российского образования, концепцию московской воспитательной системы, которые формулируют важнейшие задачи воспитания: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Концепция модернизации российского образования дает возможность профшколе строить свою деятельность, моделировать и практиковать свое инновационное развитие в зависимости от собственной специфики, что находит отражение в реалиях сегодняшнего дня.
Несмотря на изменение в московском регионе модели учреждений профобразования, в целом удалось сохранить сложившиеся передовые теории и методики воспитания. Задачи воспитания не были выделены из содержания педагогического процесса в угоду некоторым реформаторам, педагоги продолжают опираться на традиции воспитания личности, исходя из ее интересов, методику творческих дел, обновляя содержание, используя новые организации жизнедеятельности обучающихся.
Это еще раз показало, что традиции российского образования не могут быть отвергнуты чьим-то субъективным решением, что при вдумчивом подходе к историческому опыту можно найти значимые научные идеи, методический материал и использовать их в конструировании новых воспитательных систем.
Российская профшкола всегда во главу угла ставила личность учащегося. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной современного человека.
В основе нашей концепции кроется новое инновационное мышление, выстраиваемое на основе философского представления о Человеке, смысле жизни, счастье, свободе, совести, воле, долге, чести и на таких фундаментальных характеристиках жизни человека, как добро, истина, красота.
Студенческое соуправление предлагает разнообразие форм, методов работы их участников.
Приоритетными направлениями работы педагогического коллектива колледжа являются все подсистемы учебно-воспитательного процесса как дидактические, так и педагогические. Взаимодействие с социальными партнерами, с родительской общественностью, родителями, расширение социально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса, освоение интерактивных методик обучения и воспитания, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие студенческого соуправления – все эти задачи решаются благодаря взаимодействию трех подсистем воспитания.
Следует отметить, студенческое соуправление – не самоцель, а средство достижения цели, составляющая в системе воспитательной работы в колледже, одна из подсистем воспитательного процесса, основанного на гуманизации отношений между педагогическим коллективом и администрацией колледжа и активной частью студенчества.
Решая задачи развития студенческого соуправления, мы создаем условия для развития личности в современном развивающемся инновационном колледже.
В целях динамичного развития студенческого соуправления педагогический коллектив и администрация колледжа должны соблюдать следующие принципы во взаимоотношениях.
• Принцип социально значимой доминанты – предполагает мобилизацию студенческого коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимости от реализации основной цели, стоящей перед коллективом педагогов и обучающимися на данном этапе. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени. Различные цели могут выступать в качестве доминирующих у органов студенческого соуправления колледжем, общеколледжным коллективом и коллективами учебных групп.
• Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов обучающихся – предполагает обеспечение единства (непротиворечивости) целей всех актуальным целям каждого. Обеспечить вовлеченность обучающихся колледжа в решение соуправленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности.
• Принцип динамичности и вариативности структуры органов соуправления – предполагает, что структура органов соуправления должна быть опосредована целями деятельности обучающихся, содержание которых постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед студенческим коллективом. Это принцип означает необходимость систематического поиска организационной структуры, сочетающей в себе как постоянные органы соуправления, так и временные, создаваемые коллективом для решения текущих задач.
• Принцип интеграции и дифференциации педагогического управления и студенческого соуправления предполагает, что отношения педагогов и обучающихся в процессе развития соуправления строятся на принципах сотрудничества, которое обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и студенческими коллективами определенных правил отношений, делегированием студентам реальных управленческих полномочий, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия.
Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой друг другу.
На социально-педагогическом уровне педагоги и обучающиеся участвуют в работе совместных органов соуправления колледжем, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам студенческого соуправления, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне между педагогами и обучающимися устанавливается взаимопонимание, они учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации. Очень важно, при этом, создать такую атмосферу в колледже, в которой и педагоги, и обучающиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одной команды.
Социально-педагогическая диагностика, проводимая среди обучающихся колледжа, свидетельствует о их позитивном отношении к своему колледжу, однокурсникам, педагогам, окружающим, семье, общественно-полезной деятельности. Конечно, все компоненты учебно-воспитательного процесса, в том числе и студенческое соуправление, оказывают существенное влияние на формирование данной позиции, на уровень воспитанности и адаптации выпускников нашего колледжа на рынке труда.