Творческий проект "Чтобы не было беды"

Разделы: Начальная школа


“Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват”.
Публиций Сир, римский поэт

Как сделать так, чтобы не было плохих поступков, которые ведут к преступности.

Мы поставили перед собой задачи.

  1. Учиться оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  2. Воспитывать в себе самоконтроль, самостоятельность.
  3. Расширить словарный запас.
  4. Учиться применять правовые знания на практике.
  5. Учиться уважительно относиться к людям.

Мы предположили, если ребёнок с детства будет понимать “что такое хорошо и что такое плохо” и будет уметь оценивать свои поступки и поступки других детей, то можно избежать беды, т.е. преступления.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- На что они имеют право и на что не имеют?

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов.

Конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы мог оставить в стороне искусство и литературу.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, которую мы изучали на уроках.

Как повлиять на поведение учащихся, которые порой бывают “плохишами”?

Однажды на классном часе мы читали и обсуждали рассказ “Если очень хочется…”. Мы и на литературе читали рассказы на эту тему. Нас с Альмиром заинтересовало: “Почему так поступают некоторые мальчишки. Они поступают неправильно, они нарушают права других людей. Ведь это не их вещь!

А тут вскоре в классе произошёл такой случай. Тане на День рождения подарили сотовый телефон. Это был первый её личный телефон. Всем хотелось к нему прикоснуться. Потом девочки пели и танцевали под его музыку. А затем почему-то отвлеклись и забыли. Телефон исчез. Мы всем классом долго его искали, но не нашли. Мы шли с Лизой домой, и обсуждали этот случай. Нас волновало. Как помочь Тане, и куда делся телефон!?

Когда я подходил к дому, меня догнал одноклассник Игорь и остановил. Игорь был моим лучшим другом. Его глаза быстро бегали, щёки горели, он был очень возбуждён. Игорь сбивчиво, неразборчиво стал говорить и показывать телефон, который он якобы нашёл на скамейке в школе.

- Этот телефон так похож на Танин! Что ты будешь с ним делать?

Игорь ещё сильнее занервничал. Он закричал: “ Я не брал телефон!”

И тут я решил во всём разобраться сам. Сколько таких случаев в жизни.

Я спросил: “ Ты его взял!?”

Игорь сказал: “ Она забыла телефон на скамейке, а я его просто взял. Не на совсем, а до завтра… Я взял его только на денёк. Завтра отдам. Это воры берут сами и насовсем” и побежал домой.

Как поступить в этой ситуации? Получается Игорь вор?! Мой лучший друг и вор?! Чтобы не ошибиться в нарекании друга, я вечером спросил у мамы, кого зовут вором.

Она посмотрела удивлённо на меня и посоветовала обратиться к словарю.

Однажды на классном часе мы читали и обсуждали рассказ “Если очень хочется…”. Мы и на литературе читали рассказы на эту тему. Нас с Альмиром заинтересовало: “Почему так поступают некоторые мальчишки. Они поступают неправильно, они нарушают права других людей. Ведь это не их вещь!

А тут вскоре в классе произошёл такой случай.

Раз это преступник, значит, он нарушает закон, а, значит, нарушает и права человека - берёт имущество другого.

А что значат слова преступление и преступник.? Нас волновал вопрос: Зачем, почему люди совершают преступления? Им, видимо, совсем не стыдно…Но ведь мы же учили на уроках, классных часах.

Ст.1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг другу по-братски.

Ст.17.

1. Каждый человек имеет право ьного имущества

Мы заинтересовались статистикой. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних “молодеет”.

В среднем по России детская преступность составляет 9,6%.

Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности. Число подростков – доставленных в милицию за различные правонарушения в 2008 году превысило 1 млн. 140 тыс. Десять лет назад - их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных 310 тыс. – это подростки, едва достигшие 13 лет.

Мы решили посоветоваться с ребятами класса.

Мы с Лизой попросили классного руководителя помочь составить нам анкету для всех ребят, чтобы узнать мнения одноклассников по этой теме.

И вот что у нас получилось:

Анкета-тест

1. Что вы понимаете под словом преступление?

а) злой человек

б) общественно опасное действие, нарушающее закон.

в) человек, сочувствующий другому человеку.

2. Как ты понимаешь выражение: “ Украсть – в беду попасть”.

а) провалиться в речку

б) помочь бабушке перенести сумку через дорогу.

в) взять чужую вещь и за это быть наказанным.

3. Каждый ли человек способен совершить плохой поступок.

а) да

б) нет

в) не знаю

4. Обидно ли слышать тебе, если скажут, что твой друг вор.

а) мне всё-равно

б) стыдно

в) не знаю

5. Являются ли слова “вор” и “честный человек” синонимами?

а) да

б) нет

в) порой да, порой нет

6. Изворотливость – это:

а) сделаю назло

б) поступлю по – своему

в) “в следующий раз попытаюсь не попасться”

При обработке анкеты выяснилось: Создаётся тревожное положение, так как ребята нашего класса не совсем серьёзно относятся к слову преступление.

Таблица 1

№ вопроса/
ответа

1. Что вы понимаете
под словом
преступление
2. Как вы понимаете выражение “Украсть - в беду попасть” 3. Каждый ли человек способен совершить плохой поступок 4. Обидно ли слышать тебе, если скажут, что твой друг вор 5. Сопоставимы ли слова ”вор” и “честный человек” 6. Изворот-
ливость - это
А            
Б

12 ч

 

7 ч

6 ч

8 ч

 
В  

13 ч

     

7 ч

Мы с классными руководителями были огорчены такими ответами. И решили уделить больше внимания этим вопросам.

Планирование работы

1. Знакомство с литературой на уроках, классных часах и в библиотеке.

2. Добыча информации через Интернет с учителями и родителями.

3. Создание с родителями и учителями, памятку и буклет “Чтобы не было беды”.

4. Презентация проекта на тему.

5. Выступление на классных часах.

Чтобы довести начатое до конца, мы решили обратиться за помощью к родителям и рассказать о результатах анкеты на родительском собрании на тему: “Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь”.

На этом же собрании мы разработали содержание памятки для детей и решили их напечатать в буклет.

А ещё активом класса мы провели на классном часе дополнительное обсуждение прочитанных книг на внеклассном чтении. (Сказка “Петушок и жерновцы”, рассказ Носова “Огурцы” и Ю.Яковлев “Полосатая палка”)

Каждый человек мечтает о счастливом будущем и видит в себе хорошего человека. Никто не хочет стать преступником, вором – это характеристика злого человека

Мы встречались с инспектора по делам несовершеннолетних, которая рассказала о плохих поступках, которые совершают дети в других школах, познакомила с ответственностью детей за правонарушения.

Результаты нашей работы таковы.

  • на десятиминутках мы познакомились с правовым документом “Конвенция ООН о правах ребёнка”,
  • читали и обсуждали книги авторов С.А.Лавровой, Е.М. Кропанева, И.Е. Романова “Увлекательные истории о правах”, “Правдивые истории о правах и правилах”,
  • создали “Правовой словарик” для классного уголка,
  • нашли пословицы по теме проекта,
  • составили правовой кроссворд,
  • с активом родителей составили буклет на тему “Чтобы не было беды”,
  • выступили с презентацией на классных часах в 1-х и 2-х классах,
  • в дальнейшем планируем выступить с этим проектом на общешкольной общественной презентации.

Вывод. Теперь не только мы знаем и понимаем, что воровство это преступление, но и другие дети стали задумываться над своими поступками. А за преступление человек несёт ответственность по закону.

Каждый должен уметь оценивать свои поступки и делать правильные выводы.

Игорь осознал свою ошибку и вернул телефон.

Список литературы

1. Е.С.Шабелькин, Е.Г. Каширцева “Ваши права”.

2. С.А.Лаврова, Е.М. Кропанева, И.Е.Романова “Увлекательные истории о правах” Екатеринбург, Издательство “Сократ”, Центр “Учебная книга”, 2004 г.

3. С.А.Лаврова, Е.М. Кропанева, И.Е.Романова “ Правдивые истории о правах” Екатеринбург, Издательство “Сократ”, Центр “Учебная книга”, 2005 г.

4. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. “Толковый словарь русского языка”, Москва, 1999 г.

Презентация

Приложение 1, Приложение 2Приложение 3, Приложение 4