Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения

Разделы: Логопедия


Сегодня активно происходит модернизация содержания дошкольного образования. Педагоги пытаются отойти от традиционной системы воспитания и ищут новые формы учебного процесса или же меняют его содержание.

Логопедические группы детских дошкольных учреждений посещают дети с общим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом, с ослабленным здоровьем, обучаются два года, с 5 до 7 лет. Они не могут контролировать своё дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи, двигательная сфера. Чувство ритма у детей отличается вариативностью, недостаточное развитие слухового, зрительного, двигательного анализаторов способствует тому, что у детей слабо развиты музыкально-ритмические способности, нарушение сенсомоторного развития приводит к недостаточности чувства ритма, а значит к недоразвитию звуковой культуры речи интонационной, мелодико-ритмической ее стороны. Если своевременно не проводить работу по исключению данных проблем, они могут привести к недоразвитию связной речи, звукопроизношения и заиканию. Музыкально-ритмические упражнения можно включать в комплексные, физкультурные, музыкальные, фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Перед началом его – ходьба, бег, в физ. паузы, релаксационные упражнения в конце занятия. Закрепление звуков через движения происходит быстрее. Их рекомендовано проводить в режимных процессах воспитателям и родителям, они помогут ребенку нормализовать дыхание, развить органы артикуляционного аппарата, фонетическую сторону речи, психические процессы, станут профилактикой против заикания. Оздоровят детей. Когда у ребенка развиты музыкально-ритмические способности, он старается правильно спеть, станцевать, сочетая слово и музыкально-ритмические движения, развивается двигательная сфера, улучшается эмоциональная сфера, постепенно у него быстрее сформируется звуковая культура речи. Низкий уровень анализа итогов диагностических исследований заставил задуматься над тем, чтобы самостоятельно вводить музыкально-ритмические упражнения в свои занятия, пользуясь аудио записями и технологиями.

О значении логопедической ритмики для коррекции речи детей писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерцовский, Ю.А.Флоренская, К.Орф. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. Использую в работе технологии Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, Н.А.Рычковой, В.М.Акименко.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что если проводить специальную коррекционно-развивающую работу по развитию музыкально-ритмических способностей повысится эффективность коррекционно-развивающего воздействия, если эта работа будет строиться на принципе системности и комплексного поэтапного развития музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.

Для развития музыкально-ритмического чувства, интонационной стороны речи, двигательной сферы, ритмической структуры речи использовала следующие задачи и приемы. Они описаны в автореферате диссертации кандидата педагогических наук Л.Н.Славиной-Бурниной. Использованы из практики музыкального руководителя Н.Н.Власюковой и личного опыта.

  1. Коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов: развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; развитие оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящего; развитие координации произвольных движений; мелкой моторики кистей рук и мимики лица; воспитание чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; повышение уровня развития музыкально-ритмических способностей; воспитание эмоционально-волевых качеств; коррекция личностных свойств детей.
  2. Коррекция и развитие речи: темпа, ритма, речевого и неречевого дыхания; фонации; орального праксиса и мимического компонента; артикуляционной основы звукопроизношения; развитие лексико-грамматического строя, просодических компонентов речи; фонематического восприятия.

Работу начинаю с развития чувства ритма, развивая деятельность нарушенных анализаторов на индивидуальных, подгрупповых занятиях. Проводится на подготовительном этапе на элементарном практическом уровне, через хлопки, притопы. Знакомила с основными структурами ритма, учила опознавать их на слух, формировала представления о взаимосвязи форм ритма. Над умением отделять один слог от других, над слитностью и долготой звучания. Это способствует умению детьми делать паузы, соблюдать логическое ударение. Развиваю темп произношения, высоту и силу голоса через фонопедические упражнения. (Игры “Речецветик” З.А.Репиной). Одновременно развивала общую моторику, мышечное чувство с помощью двигательного моделирования ритмических структур. Занятия проводились без музыкального сопровождения с использованием психогимнастики и жестов, “Обрадовались”, “Смотрим вдаль, тренируем глазки”. Логоритмические упражнения “ Игра с мячиком”, “Я пойду сначала вправо топ, топ, стоп”. “Согреемся”. Все это способствовало координации слова и музыкально-ритмических движений. Для преодоления двигательного автоматизма “Малыши-крепыши, выполни верно упражнение” с использованием зрительных опор и физкультурного, музыкального инвентаря.

На основном этапе обучения продолжалась работа по восприятию и воспроизведению музыкально-ритмических способностей, развитию музыкального слуха. Постепенно вводилась музыка для формирования у детей умения отличать регулярные звучания, повторы от неровных длительностей (звучит ровно, одинаково, долго не звучит и т.п.), при этом всегда использовался двигательный контроль, через аудио технологию Железновых “Веселая логоритмика”, где дети под разный характер музыки выполняют упражнения. При прослушивании музыкального отрывка определенного темпа ребенок отхлопывал нужный ритм. Это несложные логоритмические танцы “Ладошки”, “Паровозик”. Для развития звуковысотного слуха, “Слушай звуки” (гласные - высокие звуки кладут на верхнюю полоску, глухие согласные на нижнюю и пропевают их. Динамический слух через игру “Громко-тихо” для тембрового слуха “Слушай, какой инструмент звучит”. Слушали аудио записи звуков окружающей среды (шум машин, дождя, звуки животных) “Изобрази звук”. Слушали и узнавали знакомые мелодии, пели. Постепенно развивалось умение сначала выполнять упражнения с речедвижениями и пальчиковой гимнастикой “Урожай”, а затем это же упражнение с пением. Работаю над ритмами расслабляя и напрягая мышцы тела. Движения становились более скоординированными, пластичными.

Дыхательная гимнастика дает успокаивающий, восстановительный и очистительный эффект “Шарик надуваем”, работа над нижнедиафрагмальным дыханием.

Мелкую моторику развиваю через аудио запись “Пальчиковая гимнастика под музыку”. Шла работа над просодическим компонентом речи, так как это мини театральное представление.

Для проведения занятий помогают созданные картотеки “Пальчиковых игр”, “Дыхательной гимнастики”, “Игр с пением”, “Психогимнастика”, “Логоритмических игр и упражнений”, “Разминок”, “Релаксации”, Упражнений с превращениями, “Речевые упражнения с движениями”, “Игры для развития общей моторики”, “Этюды на развитие выразительности речи и движений”, “Координация диалогической речи с движениями”, и др.

Работа по исправлению звуков продолжается на основном этапе, она идет через уже достаточно развитые музыкально-ритмические способности у ребенка. Готовлю речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию звука через развитие речевой, мимической моторики. Пение вокализов из гласных звуков, слогов, слов с не дефектными звуками c жестами, пение с разными эмоциями, двигательные упражнения “Мчится поезд” под аудио запись.

На этапе постановки звуков работаю над усиленным дыханием, выработкой воздушной струи. Помогает игра “Заведем моторы у самолетов”. Дети-летчики летают под разный характер музыки. Статические упражнения выполняют столько, сколько звучит музыка” или ребенок играет на металлофоне и держит язык в определенном положении.

Помогает при постановке свистящих звуков, язык и рука внизу, при шипящих и сонорах – вверху, через игру “Живые модели”.

При закреплении звука в слове дети выстраивают слово из звуков, пропевают его, свистящие приседают, шипящие поднимают руки вверх.

На этапе автоматизации звука в предложении, тексте предлагается логоритмическое упражнение “Паровоз” (идет быстрей, стук колес сильней, тише, стук колес не слышен, а так же дифференцируют звуки “ч-щ”,с-з”. Закрепляю звуки через обогащение словаря, расширение семантического поля. Например звук “ж”, через слово “медвежата”, дети подбирают слова - доброжелательный, жадный, одновременно провожу фонопедические упражнения, для активизации мягкого неба, задних стенок глотки, развития голоса, интонации “Позеваем, похохочем, поноем, порычим”, развивающие мимику и оральный праксис, медведь неуклюжий, показывают как он напрягает и расслабляет лапы, ужинает и т д. Работаю над мело-ритмодекламацией, играем на игрушечном инструменте в простом режиме, используя аудио технологии Овчинниковой, Железновых. “Выложи и пропой слово”.

На этапе дифференциации звука активно развивается фонематический слух. При составлении предложений со звуками “р-л”, прохлопывают в ладоши друг с другом “Вот свеколка, вот морковка, сделаем салатик быстро мы”. Звуки “в-л”, через игру в мяч “Мячик вниз, мячик вниз, произносят быстро, отрывисто и по полу покатись, поют тянут пока катится мяч”.

Ритмическая структура речи формируется через развитие слоговой структуры слова. Используются упражнения по обучению грамоте. Игру “Волшебный переход”. (Дети выстраивают дорожки из слов, прыгая по слогам, разложенным на полу или пропевают чистоговорку “Ги, Ки, Хи - ходят гуси и быки”. Развитие ритмического рисунка слова идет через игру “Ритмическое лото”. Дети выкладывают слово, пропевая его, длинные полоски соответствуют длинным звукам, короткие коротким звукам. Пропевают сложные слова, хлопая на каждый слог слова по коленям и над головой, или топая и хлопая. Выполняют звуковой анализ слова “Птицы”, пропевают его, играют в музыкальную игру с шапочками, поют птичью песню “Чив-щив”. Дети учатся воспринимать и воспроизводить стихи рифмованные чистоговорки через игру на музыкальных инструментах.

На фронтальных занятиях идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжает развиваться лексико-грамматическая структура речи. Игра “Что быстрее, ярче, легче”. Дети подбирают слова о предметах от самого быстрого, до медленного, изображая их, соотнося с характером музыки.

Проводятся тематические комплексные занятия – развлечения с элементами логоритмики для родителей, они сами активные участники. На которых закрепляются звуки через развитие связной речи и театральные постановки. Начиная с сентября - “Урожай”, “Елка”, “Зимние развлечения”, “Защитники Отечества”, “Проводы зимы”, “Пожарные”, “Птицы”, “Герои сказок”, “Правила на дороге”, “В школу”. Использую коммуникативные игры и танцы, разученные на музыкальных занятиях: “Пешеходы и машины”, танец парами “Воротики”. Дети закрепляют правила красивой речи, учатся общаться, помогать друг другу, развивая коммуникативные навыки.

С применением технологии логоритмики (музыкально-ритмических упражнений), в своей работе получены хорошие результаты по развитию музыкально-ритмических способностей, которые помогли сформировать высокие показатели развития речи особенно хорошо развивается фонетико-фонематическая сторона речи (фонематический слух и слоговая структура слова), автоматизируются звуки через движение, улучшается интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи (темп, ритм, речи) идет оздоровление детей. Связная речь развивается лучше при использовании дополнительных методов и приемов.

Практическая значимость работы в том, что разработаны дифференцированное содержание и методические приемы по развитию музыкально-ритмических способностей, помогающих сформировать звуковую культуру речи. Разработаны перспективные планы по логоритмическому воспитанию с учетом лексических тем перспективного плана по развитию связной речи. Определены методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи у детей с недоразвитием речи на логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях. Так, если в начале двухлетнего обучения общие показатели развития речи были у 9(66%) человек на низком уровне, у 3(25%) - на среднем уровне, а нарушение произносительной стороны речи у всех – 12 человек в группе. То к концу двухлетнего обучения общие показатели развития речи были хорошие у всех детей, 10(84%) из них имели высокий уровень, 2(16%) - средний уровень, а звуковая культура речи была развита у всех 12(100%) детей группы. Данная тема мало изучена, педагогическая система деятельности в дошкольном учреждении может быть использована в практике работы других детских садов и школ.

Предлагается занятие с элементами логоритмики на тему: профилактика заикания у детей дошкольного возраста 6-7 лет, с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи.

Cхема (Приложение)

Приложение 1

Список литературы и источники

1. Г.А.Волкова Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.

2. И.Н.Выготская., Е.Л.Пиллингер., Л.П.Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993.

3. З.А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург 1998.

4. Н.А.Рычкова Логопедическая ритмика. М.: 1998.

5. М.Ю.Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–7-ти лет. М.: 2008.

6. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.