Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- отработать основные методы и способы решения неравенств;
- уметь применять знания при решении нестандартных задач;
- развивать математическую речь, умение выступать с самостоятельными сообщениями, логически излагать мысль;
- воспитывать интерес к математике, стремление глубже усвоить материал.
Тип урока: обобщение и углубление пройденного материала.
Оборудование: доска, презентация “Решение неравенств” (Приложение 1).
ХОД УРОКА
І. Оргмомент: объявляется тема урока, цели, учащиеся знакомятся с планом семинара (слайд 2).
План.
- Неравенства (историческая справка).
- Неравенства ІІ степени. Схема решения. Примеры решения.
- Метод интервалов (схема).
- Решение неравенств методом интервалов.
- Применение умения решать неравенства в нестандартных задачах.
ІІ. 1. Неравенства (историческая справка).
Cообщение, подготовленное учеником (слайд 3, 4).
“Неравенство – соотношение между числами и величинами, указывающее, какие из них больше других. Неравенства обладают многими свойствами, общими с равенствами. Так Н. остаётся справедливым, если к обеим частям его прибавить или отнять одно и то же число. Точно также можно умножить обе части Н. на одно и то же положительное число. Однако, если обе части Н. умножить на отрицательное число, то смысл Н. изменится на обратный. Н. , в которые входят величины, принимающие различные числовые значения, могут быть верны для одних значений этих величин и неверны для других. Существуют наиболее важные типы Н.:
1) неравенство для модулей. Для любых действительных или комплексных чисел а1, а2, …, аn справедливо Н. |а1+а2+…+аn| ≤|а1|+|а2|+…+|аn|.
2) неравенство для средних. Наиболее известны Н., связывающие гармонические, геометрические, арифметические и квадратичные средние:
п⁄(1⁄а1+1⁄а2+…+1⁄аn)≤n√а1.а2…аn ≤(а1+а2+…+аn)⁄n≤√(а12+а22+…+аn2)⁄n.
Здесь все числа а1 ,а2 ,…,а n - положительны.
3) неравенства для билинейных и квадратичных форм.
4) неравенства для некоторых классов последовательностей и функций. Например, неравенства Чебышева для монотонных последовательностей.
5) неравенства для определителей.
Неравенства имеют существенное значение для всех разделов математики. В теории чисел целый раздел, диофантовы приближения, полностью основан на Н.. Аналитическая теория чисел тоже часто оперирует с Н. В геометрии Н. постоянно встречаются в теории выпуклых тел. В теории вероятностей многие законы формулируются с помощью Н.. В теории дифференциальных уравнений используются так называемые дифференциальные Н. Неравенства приобрели первостепенное значение в математике после того, как в результате работ немецкого математика К. Гаусса, французского математика О.Коши, русского математика П.Л. Чебышева была поднята до теоретической высоты роль приближённых методов.
В настоящее время, всюду, где рассматриваются экстремальные задачи, приближённые решения, оценки или асимптотические формулы, появляются Н. Многие классические Н. постоянно употребляются в различных исследованиях. Нередки такие случаи, когда конечный результат какого-либо исследования выражается в форме Н.”
2. Неравенства ІІ степени. Схема решения. Примеры решения.
У - “Какие неравенства называются неравенствами ІІ степени и как они решаются, познакомит нас следующий выступающий” (слайд 5).
“Неравенства вида ах2+вх+с>0 и ах2+вх+с<0, где х - переменная, а, в, с - некоторые числа, причём а≠0, называют неравенствами второй степени с одной переменной.
При решении Н. мы используем свойства квадратичной функции (нахождение промежутков, где функция принимает положительные или отрицательные значения).
Схема
Рассмотрим функцию у=ах2+вх+с.
- Определим направление ветвей параболы.
- Определим расположение параболы относительно оси абсцисс.
- Покажем схематически расположение параболы в координатной плоскости.
- Из графика находим промежутки, где у>0 (у<0).
- Ответ.
Пример: решить неравенство 3х2+4х-4>0 (слайд 6).
Решение. Рассмотрим функцию у=3х2+4х-4.
1. а=3>0, ветви направлены вверх.
2. 3х2+4х-4=0, Д1=22-3·(-4)=16, 16>0, х=(-2±4)/3; х1=-2, х2=2/3.
3.
4. у>0 при хє(-∞;-2)υ(2/3;+∞).
Ответ: (-∞;-2)υ(2/3;+∞)”.
У: Задание классу: решите неравенство 2х2+8х-111<(3х-5)(2х+6).
(На оборотной стороне доски решает ученик, остальные в тетрадях, затем решение проверяется).
Решение: 2х2+8х–111<6х2+8х–30, –4х2–81<0, 4х2+81>0.
Рассмотрим функцию у=4х2+81, 1) а=4>0, ветви направлены вверх,
2) 4х2+81=0, х2=–81/4, корней нет, с осью абсцисс график не пересекается,
3) схематический рисунок,
4) у>0 при любых х,
5) ответ: (-∞; +∞).
3. Метод интервалов (схема).
У. - “В чём суть метода интервалов - нам расскажет следующий ученик” (слайд 7, 8).
“Пусть функция задана формулой f(х)=(х-х1)(х-х2)…(х-хn), где х - переменная, а
х1, х2, …,х n - нули функции. В каждом из промежутков, на которые область определения разбивается нулями функции, знак функции сохраняется, а при переходе через нуль её знак изменяется. Это свойство используется при решении неравенств.
Например, х(х+5)(2-х)>0.
Решение:
1) Рассмотрим функцию у=х(х+5)(2-х).
2) нули: х=0, х=-5, х=2.
3) Определим знак функции на каждом из промежутков. Для этого найдём знак функции на крайнем правом промежутке (2;+∞). При х=3 значение функции
у=х(х+5)(2-х)<0. Далее используем свойство чередования знаков функции. Получим:
4) Ответ: (-∞; -5) υ ( 0; 2).
4. Решение неравенств методом интервалов.
№ 198(г), 202(б, г) (двое учащихся решают с тыльной стороны доски, затем решения объясняют)
№198(г). Решите неравенство: х3–0,01х>0.
Решение: х(х2-0,01)>0, х(х-0,1)(х+0,1)>0, нули: х=0, х=0,1, х=–1,
Ответ: (-0,1;0)υ(0,1;∞).
№ 202(б). Решите неравенство: (х+16)⁄(х-11)<0.
Решение: Знак дроби совпадает со знаком произведения, поэтому неравенство равносильно неравенству (х-16)(х-11)<0, нули: х=16, х=11;
Ответ: (11;16)
(г). (6-х)⁄(х-4)≤0.
Решение: Знак дроби совпадает со знаком произведения, а область определения дроби не содержит х=4, поэтому данное неравенство равносильно системе неравенств
(6-х)(х-4)≤0, х≠4;
х=6, х=4, х≠4.
Ответ: (-∞;4)υ 6;+∞).
5. Применение умения решать неравенства в нестандартных случаях.
№191(а). Найти область определения функции: у=1⁄√144–9х2.
Решение: по определению квадратного корня 144–9х2≥0, и поскольку делить на нуль нельзя, то 144–9х2>0; (12–3х)(12+3х)>0, нули: х=4, х=-4.
Ответ: (-4;4).
№ 199*(в). Решите неравенство: (х-1)2 (х-24)<0 .
Решение: рассмотрим функцию у=(х–1)2 (х–24). Нули: х=1, х=24. Нуль 1 –кратный. Наличие кратных корней не позволяет пользоваться свойством чередования знаков функции, поэтому надо определять знаки функции на каждом промежутке.
у(0)=1·(–24)=–24, –24<0,
у(2)=1·(–22)=–22, –22<0,
у(25)=242·1=576, 576>0.
ІІІ. Итоги урока.
- Сколькими способами мы научились решать неравенства.
- Решать неравенства второй степени мы можем по предложенной схеме, используя свойства квадратичной функции (промежутки знакопостоянства). При решении других неравенств, третьей и выше степеней, пользуются методом интервалов, который основан на свойстве чередования знаков функции на промежутках (если функцию можно представить в виде произведения линейных множителей, в противном случае, определяют знак функции на каждом промежутке отдельно). Такая работа нам предстоит в десятом классе.
- Всем, выступившим ученикам и, работавшим у доски, выставляются оценки.
ІV. Домашнее задание: №199 г, 114б.