Цели и задачи:
1. Привлечение внимания детей к птицам, остающимся на зимовку в городах.
2. Познакомить с городской акцией “Покормите птиц зимой”.
3. Повышение уровня экологической культуры.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам.
5. Развитие творческих способностей и воображения; освоение навыков хорового пения, умения слушать и понимать музыку.
6. Знакомство с новым музыкальным инструментом.
Оборудование:
1. Карточки со словами: “ Акция “Покормите птиц”; флейта, снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, зимующие птицы, перелетные птицы, галка, сорока”.
2. Фотографии зимующих птиц; изображение флейты (Приложение 1).
3. Записи голосов птиц (Приложение 3).
4. Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.
5. Различные виды кормушек.
6. Игрушки для кукольного спектакля, инсценировки (чиж, заяц, синица ит.д.)
7. Выставка книг о птицах.
8. Отрывки из музыкальных произведений: С.Прокофьев “Петя и волк” (Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, к нам в гости опять пришли муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха. Они принесли с собой солнышко, как воспоминание о лете.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа учителя.
А теперь сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе жаркий летний день, лесную поляну, залитую солнцем. Тихо-тихо о чем-то шепчутся листья деревьев и поют птицы.
2. Прослушивание записи пения птиц.
На свете много разнообразных птиц. Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год. Голоса их слышны днем и ночью.
3. Прослушивание мелодии флейты из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”.
Ребята, как вы думаете, это поет настоящая птичка?
Правильно, это не настоящая птичка. Во все времена люди наслаждались птичьим пением. Ученые наблюдали за птицами; поэты сочиняли стихи, а писатели - повести и рассказы. Написано много книг о птицах. Некоторые из них представлены на нашей выставке.
А композиторы стремились изобразить птичьи голоса в музыке. И для этого удивительно подходит музыкальный инструмент, который называется флейта, а вот это музыкант, который играет на флейте (показ рисунка).
Мы с вами слышали эпизод из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”, в котором флейта изображает птичку.
Композиторы очень часто сочиняли музыкальные произведения, в которых рассказывалось о птицах и изображалось птичье пение. Это и “Весенние голоса” Штрауса, и “Утро” Грига, и “Песнь жаворонка” Чайковского.
Лето прошло, ушли солнечные денечки. Дни становятся короче, ночи длиннее. С наступлением холодов исчезают многие виды насекомых. А это означает, что в зиму многим птицам просто не прокормиться и не выжить. Поэтому они с наступлением холодов улетают в теплые края, чтобы пережить суровую зиму. А с наступлением тепла они вновь возвратятся в родные края. Такие птицы называются перелетными.
И мы с вами знаем песенку про перелетную птичку. Вспомните ее название. Вспомните, о чем эта песня, какой характер музыки, как ее надо исполнить. Исполнение детьми песни “Скворушка прощается” сл. М.Ивенсен, муз. Т.Попатенко.
4. Беседа по содержанию песни.
- Какой характер у музыки?
- Почему скворушка поет печальную песенку?
- О чем он грустит?
5. Беседа о перелетных птицах.
- А какие птицы улетели в теплые края вместе со скворушкой?
- Какие перелетные птицы вам знакомы? (Утки, гуси, журавли, грачи, скворцы, соловьи, ласточки, стрижи)
- Как жалко, что птицы улетели.
III. Сообщение темы и цели урока.
Звучит запись веселых птичьих голосов, которая прерывается тревожным стуком, как будто стучат клювом по оконной раме.
- Вы слышали, друзья?
- Кто-то стучит в окошко.
- Что это?
Телеграмма:
Внимание! Внимание!
Наши маленькие друзья!
Срочно нужна помощь!
Живем рядом с вашей школой,
Нам голодно!
Подпись неразборчиво
- Кто это?
- Это птицы.
Тема нашего урока: “Как зимой помочь птицам”.
Цель: научиться правильно оказывать помощь птицам.
- Какие птицы это могли написать? Давайте отгадаем.
Деятельность детей, отгадывание загадок сопровождается показом фотографий (Приложение 1).
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)
В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица! (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Пусть я птичка-невеличка;
У меня, друзья привычка;
Как начнутся холода,
С первым снегом я сюда. (Снегирь)
Зимой в морозный солнечный денек, точно румяные яблочки, сидят на ветках красногрудые снегири.
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В мороз, словно лимончики, нахохлившиеся синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками.
IV. Инсценировка (кукольный спектакль) “Синица”.
Заяц: Никак не пойму, почему вас синицами называют? Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видел.
Синица: А ты лучше послушай, как я разговариваю, и сразу догадаешься. Си-си-си.
Заяц: Теперь понятно за что вас синицами назвали!
Синица: Летом синицы питаются насекомыми, которых в это время года в лесу много. А зимой в лесу нам очень плохо, одни семена растений отыскать можно, да около дятла удается поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отдирает. Сытой синице и сильный мороз не очень страшен, ну а когда синица голодная, то ее и маленький морозец погубить может. Вот и летим мы поближе к человеку, чтобы прокормиться. Кто сала кусочек привяжет, кто семечек или крошек насыплет, не боятся синицы человека и говорят ему за доброту: “Спасибо”.
V. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень: тири-тири, тень-тень-тень.
(А.Барто)
VI. Беседа о зимующих птицах.
- А какие еще птицы зимой остаются с нами? (Ворона, голубь, галка)
- Эти птицы называются зимующие птицы.
- Они просят нас о помощи.
- Когда же птицы нуждаются в заботе человека? (Зимой птицы нуждаются в заботе человека)
- Почему? (Трудно достать корм)
- А как мы им можем помочь? (Можно сделать кормушки)
- Кто уже сделал кормушки?
С приходом зимы многие птицы улетают в теплые края, а те, которые остались зимовать, из лесов перебираются ближе к жилью человека - парки и скверы городов. В городах легче найти себе пищу.
Работа по учебнику с. 56-57.
VII. Деятельность детей, отгадывание загадок.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
- Теперь откройте учебник по закладке и рассмотрите рисунок на с. 56.
- Кто прилетел к кормушке?
- У кого дома есть кормушка для птиц?
- Какие птицы к вам прилетают?
- Рассмотрите на с. 57, какие бывают кормушки.
Мудрая черепаха и муравьишка Вопросик пригласили к нам в гости доктора Айболита. Он расскажет, как и чем можно подкармливать птиц.
VIII. Сообщение ученика.
1. Кормушки для птиц бывают самые разные.
2. Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
3. Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.
4. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
5. Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм.
6. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
7. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов – этот корм птицы не съедят. Птицам нужны семена подсолнечника, арбуза, дыни, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.
IX. Работа в рабочей тетради (с. 24. № 2).
- Рассмотрите рисунок.
- Какие птицы изображены?
- Соедините линиями рисунки и названия птиц.
- Проверьте по учебнику.
X. Инсценировка-миниатюра по мотивам притчи Л.Н.Толстого “Чиж”.
- Ребята, жалко птичек. Может быть их надо поймать, посадить в клетку и держать дома в тепле? Поить их, кормить , ухаживать за ними?
- Вот послушайте, какая история произошла однажды с девочкой Варей.
Автор: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя пришла к чижу.
Варя: Пора тебе, чиж, петь. (Чиж густит, Варя приглядывается к птице).
(Варя удивленно) Чиж, пора тебе петь!
Чиж: Пути меня на волю, на воле буду весь день петь! И ты приходи послушать мое пение.
Автор: Варя подумала, открыла клетку.
Варя: (ласково гладя птицу). Лети, милый чижик, и пой на радость всем свои песни!
Чиж. Спасибо тебе, Варя, ты добрая девочка!
- Дети, почему чиж не пел?
- Где лучше жить птичкам?
- Есть даже такая пословица: не нужна соловью золотая клетка, лучше - зеленая ветка.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Так что же надо сделать для птички, чтобы ей действительно помочь?
- Возьму я в руки молоток, кормушку смастерю для птиц.
- Для воробьев, для снегирей, м а может быть - синиц.
XI. Рассказ учителя.
Утолив голод, птицы не разлетятся далеко, а будут внимательно осматривать ветки и стволы деревьев, кустарников, выискивать яйца насекомых зимующих под корой и в щелях, и уничтожать их. Подкармливая птиц зимой, вы приобретаете себе много верных друзей. А мы с вами знаем, что всем нужны друзья. А какую песенку мы знаем про дружбу мальчика и птичек? Давайте споем ее под фонограмму.
XII. Исполнение песни.
“Всем нужны друзья” cл.П.Синявского, муз. З.Компанейца (Приложение 3).
- С какими птичками подружился мальчик?
- Почему птички подружили с мальчиком?
XIII. Сообщение о городской акции.
У нас в городе Воронеже объявлена эколого-просветительская акция “Покормите птиц зимой!”. Акция - действие, направленное на достижение какой-либо цели. Обязательным условием акции является изготовление, развешивание кормушек и организация подкормки птиц. Ребята, кто хочет принять участие в этой акции?
XIV. Итог урока.
- Какие животные нуждаются в заботе человека зимой?
- Как помочь птицам зимой?
- О каких зимующих птицах мы с вами говорили?
XV. Домашнее задание.
1. Изготовить вместе с родителями кормушку, повесить ее и ежедневно кормить птиц.
2. Вместе с родителями найти книгу о птицах и прочитать.
Фотографии с урока. (Приложение 2).