Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема занятий: "Звук [ш], буквы Ш, ш

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Проблемный вопрос урока.

  1. Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?
  2. Как определить структуру слов?
  3. Как составить слово из недостающих букв?
  4. Каковы признаки предложения?

Дидактические цели урока.

  1. Формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность, решать поставленную задачу, используя знакомые приемы и имеющиеся знания, представлять результат.
  2. Формировать фонематический слух.
  3. Развивать мышление, речь, восприятие.

Методические задачи урока.

  1. Формировать понятие звук-буква.
  2. Научить приемам работы со словом как самостоятельной единицей русского языка.
  3. Совершенствовать работу над предложением.

Темы самостоятельного исследования.

  1. Работать над характеристикой нового звука.
  2. Работать над звуковым составом слова.
  3. Составлять слова из предложенных букв.
  4. Составлять предложения по схемам.

Необходимый дидактический и организационный материал.

Для фронтальной работы:

  • картинки с изображением Фили, Хрюши, Степашки, Каркуши.
  • слоговая таблица.

Для индивидуальной работы:

  • прямоугольники красного, синего и зеленого цветов для составления звуковой схемы слова.

Планируемый результат.

  1. Усвоение характеристики изучаемого звука.
  2. Самостоятельное составление слов из предложенных букв.
  3. Обогащение словарного запаса.
  4. Составление предложений по схеме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

У. Повернулись друг к другу. Улыбнулись. И опять ко мне вернулись.

II. Повторение изученного материала.

У. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком [Ш]. Но сначала нам надо вспомнить в чем отличие звуков от букв.

Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

У. На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?

Д. Звуки делятся на гласные и согласные.

У. В чем отличие гласных звуков от согласных?

Д. При произнесении гласного звука воздух проходит изо рта не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть, петь. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. Молодцы!

III. Введение нового звука.

У. Отгадайте загадки, в отгадках выделите первый звук [1].

Кругленький летает,
А куда – не знает. (Шарик) Г.Венгер

Сначала пряталась в траве
Теперь сидит на голове. (Шапка)

Игра “Доскажи словечко”

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему … (штанишки).

У. Итак, какой первый звук мы слышим?

Д. Это звук [ш].

У. А теперь – ш-ш-ш! Слушайте еще одну загадку!

Ну-ка, вытяните шеи,
Навострите ваши уши
И попробуйте скорее
Дать мне правильный ответ.

Что такое есть у Хрюши,
У Степашки и Каркуши,
А у нашего у Фили
Совершенно даже нет.

Д. Это – звук [ш].

У. В какой части слова мы его слышим? Произнесите и прислушайтесь: Степаш-шка, Хрюш-ша, Каркуш-ша. Филя расстроен, а давайте изменим слово “Филя” так, чтобы в нем тоже был звук [ш]. Филюш-шка.

Д. Этот звук слышится в середине слова.

У. А теперь, нарядим Филюшку, чтобы он выглядел веселым и смешным. Подберите слова со звуком [ш].

Д. Шуба, шапочка, шарф, варежки, шлепанцы, шерстяные носки, шорты, шелковый платочек в руке и т.д.

У. Посмотрите, какой смешной получился Филя. Ему наверное нравится его новая одежда.

У. Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых звук [ш] слышится в конце слова?

Д. Шалаш, фарш, морж, еж, карандаш, камыш и др.

IV. Характеристика звука [ш].

У. Сейчас нам необходимо дать характеристику новому звуку.

У. Составьте план, по которому будите определять характеристику. С чего мы начнем?

Д. Нужно определить гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

У. Какие известные приемы помогут вам справиться с задачей?

Д. Если звук тянется при произношении, его можно петь, то это звук – гласный, если воздух на своем пути встречает преграды, то – согласный.

Для определения звонкий или глухой звук мы закроем ушки или подставим ладошку к горлышку. Если в образовании звука участвует голос, голосовые связки вибрируют, то звук звонкий, если нет – то глухой.

Определяем твердый или мягкий.

У. Повторите ход работы.

Учащиеся работают самостоятельно.

У. Над чем вы работали сейчас?

Д. Выделяли звук в слове, давали характеристику.

У. Выделить первый и последний звук в слове “шалаш”, дать ему характеристику.

Д. Ответы.

У. Кто при работе испытывал трудности? У кого не было ошибок?

Учитель выставляет карточку с буквой "Ш" в ленту звуков и букв.

У. На доске записаны буквы Ш. Она бывает и толстая, и тоненькая и узенькая, и широкая. И все равно, когда читаешь ее, получается шипение: ш-ш-ш. Правильно произносите звук [ш], а то буква обидется и уйдет. И тогда на вашем доме будет не крыша, а крыса. Плюшевый мишка станет миской, а девочка Иришка – ириской. Эта буква бывает заглавная и маленькая. Почему звук один, а буквы две?

Д. С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы.

V. Физкультминутка.

У. Я вам буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на мысочки, если с маленькой – присядете.

Учитель называет слова.

У. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Д.

Имена, фамилии,
Клички, города –
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда".

У. Теперь давайте сделаем звуковой анализ слов по рядам: Хрюша, Степашка, Каркуша.

С помощью учителя дети составляют схемы слов, используя красные, синие, зеленые круги (прямоугольники), которыми обозначают гласные и согласные звуки, делят слово на слоги и ставят ударение.

VI. Работа со слоговыми таблицами.

ША
ШО
ШИ
ШУ
ШЕ
АШ
ОШ
ИШ
УШ
ЕШ
АША
ОШО
ИШИ
УШУ
ЕШЕ
ИША
ОША
УША
ИШО
ОШУ

Эти таблицы дети читают громко, тихо, от тихого чтения – к громкому, от громкого – к тихому, в разбивку, сверху вниз, снизу вверх и т.д.

VII. Работа по обогащению словарного запаса (заранее распечатанные слова, вывешиваются на доску).

У. Прочитать слова первого столбика: шум, шумный, шумит.

У. Что можете сказать о словах?

Д. Эти слова близки по смыслу. Они являются родственными словами.

У. Какой общий корень в этих словах?

Д. Корень "шум".

У. Что же такое родственные слова?

Д. Это слова, которые близки по смыслу и у них общий корень.

У. Подберите антоним к слову "шум".

Д. Тишина.

У. Что такое слова-антонимы?

Д. Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

У. Во втором столбике (шут, шутит, шутка, шутник) найдите слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

Д. Шут, шутка, шутник.

У. Почему слово "шутит" "лишнее" среди слов?

Д. Это слово отвечает на вопрос что делает? и поэтому оно является "лишним".

У. А теперь выделяем корень в этих словах.

Д. В словах общий корень "шут".

У. К слову "шут" подберите близкое по значению слово.

Д. Весельчак.

У. В последнем столбике (шуршит, шалит, шутит) надо назвать слова, имеющие общие признаки.

Д. Слова последнего столбика двусложные и отвечают на вопрос что делать?

У. Какое слово среди них "лишнее"?

Д. "Лишнее" слово – "шутит", потому что ударение падает на первый слог, а  в остальных словах – на последний.

У. Попробуйте прочитать зашифрованные слова:

Ш Б,
Ш К Ф,
Ш Р Ф,
Б Ш М К.

Д. Шуба, шкаф, шарф, башмак.

VIII. Физкультминутка.

IX. Работа с предложениями.

У. А теперь работаем со скороговорками.

Дети читают скороговорку и пытаются произнести ее быстро.

Саша шапкой шишки сшиб.

У. Ребята, составьте предложение только то, которое соответствует данной схеме.

Учитель чертит на доске схему любого предложения. Дети составляют предложение по схеме и рассказывают о признаках предложения и о написании заглавных букв.

X. Работа по Азбуке (для уроков обучения грамоте).

XI. Подведение итогов урока.

Литература

Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / авт.-сост. Г.П.Попова, В.И.Усачева. – Волгоград: Учитель. 2005. – 252.