Конспект урока с презентацией по теме "Звук [С] и буква С"

Разделы: Логопедия


Цель: Закреплять чёткое произношение звука в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Задачи:

Формировать фонематическое восприятие.

Учить определять твёрдость согласного звука на письме.

Формировать навыки языкового анализа и синтеза.

а) выделение звука из слова,

б) определение позиции звука в слове,

в) звуковой анализ и синтез слов сложной слоговой структуры.

Развивать внимание, память мышление.

Развивать мелкую моторику, мимику и пантомимику.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки на данный звук, карточки с заданиями, тетради, ручки трёх цветов, дидактическое пособие для звукобуквенного анализа, числа от 1 до 9.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед: Мама купила красивую столовую посуду. Саня и Соня поставили посуду на стол. Но прибежала киска, которая ест суп из миски, задела хвостиком, посуда упала и разбилась. Изобразите испуг, сожаление от разбитой посуды. Выразите мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Отгадайте загадку: “Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да во-да” (Самовар) (Презентация. Слайд 3) Какой первый звук в отгадке? Сегодня будем повторять звук [С] и побеседуем о посуде.

3. Характеристика звука (слайд 4): согласный, глухой, твёрдый, воздушная струя холодная. С чем можно сравнить звук [С]? (Слайд 5). Послушайте и произнесите:

ссс! Синичка просвистела.

ссс! Свирель в лесу запела.

ссс ! В кустах свист соловьиный .

ссс! Свисток сирены сильный.

4. Чтение слоговых таблиц.

Прямые слоги (слайд 6), обратные (слайд 7), со стечением согласных (слайд 8), с использованием пробы кулак-ребро-ладонь и перекрёстным движением рук и ног.

5. Произношение слов со звуком [С].

Логопед: В каком магазине можно купить посуду? Как называется такой магазин? Назовите посуду (слайд 9) (стакан, самовар, сковорода, кастрюля, сахарница, салатница, термос, соусник, миска, супница, солонка).

6. Определение позиции звука [С] в словах с использованием числового ряда.

Слова: сухарница, маслёнка, соусник, супница, миска, салфетница, поднос.

Логопед читает слово, дети определяют, какой по счёту в слове звук [С], поднимая соответствующую цифру.

7. Суффиксальный способ образования слов.

Логопед: Из чего делают посуду? (Из металла, пластмассы, фаянса, фарфора, меди). Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Полные ответы). Посуда из фаянса – фаянсовая, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

8. Падежное управление.

Логопед: скажите, а для чего нужна сухарница? (Полные ответы) В сухарницу кладём сухари. А в салатницу? (Положим салат). А суп? (Нальём в супницу), а соус? (В соусник). А в салфетницу? А где храним масло? (В маслёнке)

12. Звуковой анализ слов (слайд 10).

Запись слов в тетрадь соусник, термос (с предварительным выкладыванием схемы слова).

10. Физминутка. Чистоговорка с движениями (слайд 11).

Са – Са – Са – Са - в лесу бегает лиса – 4 хлопка, бег на месте.

Со - Со - Со - Со - у Вовы колесо – 4 хлопка, кисти рук соединить, образуя колесо.

Су – Су – Су – Су - очень холодно в лесу- 4 хлопка, имитация холода.

Ос - Ос - Ос –Ос - на поляне много ос - 4 хлопка, руки в стороны, помахивая кистями рук.

11. Произношение звука [С] в предложениях (слайд 12).

У сестры длинная коса. В магазине колбаса. В лесу живёт лиса. Саня пьёт сок из стакана. На столе стоит посуда.

12. Анализ предложения (слайд 13).

Запись схемы предложения в тетрадь с выделением звука в словах.

Саня пьёт сок из стакана.

!___ [С] ______ [С]___ [С]___ [С]_____.

13. Заучивание стихотворения (слайд 14).

У длинноносых – длинные носы.

У длиннохвостых – длинные хвосты

У длинноусых - длинные усы.

У длиннокосых - две длинные косы

14. Итог занятия. Чему учились? Что понравилось? Какие слова запомнили?