Цель: Закреплять чёткое произношение звука в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Формировать фонематическое восприятие.
Учить определять твёрдость согласного звука на письме.
Формировать навыки языкового анализа и синтеза.
а) выделение звука из слова,
б) определение позиции звука в слове,
в) звуковой анализ и синтез слов сложной слоговой структуры.
Развивать внимание, память мышление.
Развивать мелкую моторику, мимику и пантомимику.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки на данный звук, карточки с заданиями, тетради, ручки трёх цветов, дидактическое пособие для звукобуквенного анализа, числа от 1 до 9.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: Мама купила красивую столовую посуду. Саня и Соня поставили посуду на стол. Но прибежала киска, которая ест суп из миски, задела хвостиком, посуда упала и разбилась. Изобразите испуг, сожаление от разбитой посуды. Выразите мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Отгадайте загадку: “Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да во-да” (Самовар) (Презентация. Слайд 3) Какой первый звук в отгадке? Сегодня будем повторять звук [С] и побеседуем о посуде.
3. Характеристика звука (слайд 4): согласный, глухой, твёрдый, воздушная струя холодная. С чем можно сравнить звук [С]? (Слайд 5). Послушайте и произнесите:
ссс! Синичка просвистела.
ссс! Свирель в лесу запела.
ссс ! В кустах свист соловьиный .
ссс! Свисток сирены сильный.
4. Чтение слоговых таблиц.
Прямые слоги (слайд 6), обратные (слайд 7), со стечением согласных (слайд 8), с использованием пробы кулак-ребро-ладонь и перекрёстным движением рук и ног.
5. Произношение слов со звуком [С].
Логопед: В каком магазине можно купить посуду? Как называется такой магазин? Назовите посуду (слайд 9) (стакан, самовар, сковорода, кастрюля, сахарница, салатница, термос, соусник, миска, супница, солонка).
6. Определение позиции звука [С] в словах с использованием числового ряда.
Слова: сухарница, маслёнка, соусник, супница, миска, салфетница, поднос.
Логопед читает слово, дети определяют, какой по счёту в слове звук [С], поднимая соответствующую цифру.
7. Суффиксальный способ образования слов.
Логопед: Из чего делают посуду? (Из металла, пластмассы, фаянса, фарфора, меди). Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Полные ответы). Посуда из фаянса – фаянсовая, из пластмассы – пластмассовая и т.д.
8. Падежное управление.
Логопед: скажите, а для чего нужна сухарница? (Полные ответы) В сухарницу кладём сухари. А в салатницу? (Положим салат). А суп? (Нальём в супницу), а соус? (В соусник). А в салфетницу? А где храним масло? (В маслёнке)
12. Звуковой анализ слов (слайд 10).
Запись слов в тетрадь соусник, термос (с предварительным выкладыванием схемы слова).
10. Физминутка. Чистоговорка с движениями (слайд 11).
Са – Са – Са – Са - в лесу бегает лиса – 4 хлопка, бег на месте.
Со - Со - Со - Со - у Вовы колесо – 4 хлопка, кисти рук соединить, образуя колесо.
Су – Су – Су – Су - очень холодно в лесу- 4 хлопка, имитация холода.
Ос - Ос - Ос –Ос - на поляне много ос - 4 хлопка, руки в стороны, помахивая кистями рук.
11. Произношение звука [С] в предложениях (слайд 12).
У сестры длинная коса. В магазине колбаса. В лесу живёт лиса. Саня пьёт сок из стакана. На столе стоит посуда.
12. Анализ предложения (слайд 13).
Запись схемы предложения в тетрадь с выделением звука в словах.
Саня пьёт сок из стакана.
!___ [С] ______ [С]___ [С]___ [С]_____.
13. Заучивание стихотворения (слайд 14).
У длинноносых – длинные носы.
У длиннохвостых – длинные хвосты
У длинноусых - длинные усы.
У длиннокосых - две длинные косы
14. Итог занятия. Чему учились? Что понравилось? Какие слова запомнили?