Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: И.А. Крылов. "Стрекоза и Муравей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Приобщать детей к чтению басен.

2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.

3. Учить работать в парах, группах

4. Совершенствовать умения разгадывать загадки.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить ранее изученные басни.

2. Учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.

3. Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.

Тип урока: Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.

Технологии: использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), портреты: Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Чтение без размышления – пустое занятие.

- Прочитайте.

- Как вы понимаете выражение?

- Какую цель поставите для себя на уроке?

2. Работа над загадками.

А) чтение загадки на табличке:

Пришла без красок

и без кисти

и перекрасила

все листья.

- Прочитайте. Назовите отгадку.

- Как догадались?

На доске закрепляется табличка со словом

Осень

- Ребята, осень – что это? (Время года)

Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.

- Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку на карточке. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность в выборе отгадки.

Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

На доске картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.

Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.

Дети. Это муравей.

- Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)

- О муравьях есть много пословиц. Прочитайте (пословицы напечатаны на раздаточных листах).

Мал муравей телом, да велик делом.

У муравья голова с просяное зёрнышко, а ума чулан.

Муравьи сообща и льва одолевают.

Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.

- Какая пословица вам понравилась больше и почему?

- Прочитайте вторую загадку.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.

- Почему стрекозу сравнили с аэропланом.

Дети. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

- Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)

В) Работа по составлению слов из частей.

На доске карточки:

за
Стре
ко
вей
ра
Му

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.

- Составьте слова из карточек.

На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.

3. Работа со словами.

- Ребята, что вы знаете про осень? (Дети называют признаки осени)

- Прочитайте стихотворение об осени русского поэта Апполона Майкова (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках).

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!”
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.

- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?

Из таблички со словами настроения дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению :радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, жалость, тоскливость.

- Почему у вас было такое настроение?

- Ребята, кто такие стрекоза и муравей?

- Как связаны между собой слова осень, стрекоза, муравей?

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы.

4. Работа над темой урока.

А) “Стрекоза и Муравей” - это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов (1769–1844).

- Вспомните, что вы знаете об И.А. Крылове?

- Что такое “басня”?

Б) Чтение табличек с пословицами:

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

 

Без беды друга не узнаешь.

- Прочитайте пословицы. Подумайте, к каким басням И. А. Крылова, которые мы уже изучили, они относятся и почему? (“Лебедь Рак и Щука”, “Чиж и Голубь”)

Б) Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..”

- Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)

В) Работа над басней.

- Откройте учебники. Прочитаем басню ещё раз и узнаем точный ответ на мой вопрос.

Дети читают басню самостоятельно.

- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?

- В чём смысл басни?

- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

- Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?

- Как она катит? (Надвигается неожиданно)

- Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина)

- Прочитайте стихотворение Афанасия Фета и сравните его с сезонными изменениями в басне.

Ещё вчера на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
…Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето –
Каким-то тусклым серебром…

(Дети говорят своё мнение)

- Как понимаете выражение “Злой тоской удручена”?

- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

- Запасают стрекозы корм на зиму?

- Почему?

- Есть домик у Стрекозы?

- Прочитайте, где жила Стрекоза?

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Настали ли нужда и голод для Муравья?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

- Можно ли его назвать жадным?

- Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга, коллективист. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)

- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)

- Найдите слова в которых заключается главная мысль произведения.

- Как вы понимаете?

5. Работа в группах.

1 группа: Охарактеризовать Стрекозу (выбрать крылья со словами, которые относятся к Стрекозе, приклеить к туловищу).

2 группа: Охарактеризовать Муравья (построить дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью).

3 группа: Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.

Поспешишь, потехе час.
Лето пролежишь, людей насмешишь.
Семь раз отмерь, зимой с сумой побежишь.
Много захочешь, один отрежь.
Делу время - тот плачет зимой.
Лето прохлопали, осень протопали, последнее потеряешь.
Кто веселится весной, а тут снег на голову.

6. Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л. Н. Толстого.

(Басня напечатана на раздаточных листочках)

- Каких ещё вы знаете баснописцев?

- Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.

- Что общего?

7. Итог урока.

- С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?

- Чему учит басня “Стрекоза и Муравей”?

- Сколько действующих лиц в басне?

8. Домашнее задание.

Читать басню по ролям. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить?

9. Рефлексия.

- Покажите карточку с тем рисунком, какое настроение было у вас на уроке.