Цели урока:
1. Приобщать детей к чтению басен.
2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
3. Учить работать в парах, группах
4. Совершенствовать умения разгадывать загадки.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить ранее изученные басни.
2. Учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.
3. Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.
Тип урока: Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.
Технологии: использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), портреты: Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Чтение без размышления – пустое занятие. |
- Прочитайте.
- Как вы понимаете выражение?
- Какую цель поставите для себя на уроке?
2. Работа над загадками.
А) чтение загадки на табличке:
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. |
- Прочитайте. Назовите отгадку.
- Как догадались?
На доске закрепляется табличка со словом
Осень |
- Ребята, осень – что это? (Время года)
Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.
- Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку на карточке. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность в выборе отгадки.
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
На доске картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.
Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.
Дети. Это муравей.
- Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)
- О муравьях есть много пословиц. Прочитайте (пословицы напечатаны на раздаточных листах).
Мал муравей телом, да велик делом.
У муравья голова с просяное зёрнышко, а ума чулан.
Муравьи сообща и льва одолевают.
Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.
- Какая пословица вам понравилась больше и почему?
- Прочитайте вторую загадку.
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.
- Почему стрекозу сравнили с аэропланом.
Дети. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.
- Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)
В) Работа по составлению слов из частей.
На доске карточки:
за |
Стре |
ко |
вей |
ра |
Му |
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
- Составьте слова из карточек.
На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.
3. Работа со словами.
- Ребята, что вы знаете про осень? (Дети называют признаки осени)
- Прочитайте стихотворение об осени русского поэта Апполона Майкова (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках).
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!”
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
Из таблички со словами настроения дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению :радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, жалость, тоскливость.
- Почему у вас было такое настроение?
- Ребята, кто такие стрекоза и муравей?
- Как связаны между собой слова осень, стрекоза, муравей?
- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы.
4. Работа над темой урока.
А) “Стрекоза и Муравей” - это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов (1769–1844).
- Вспомните, что вы знаете об И.А. Крылове?
- Что такое “басня”?
Б) Чтение табличек с пословицами:
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось. |
Без беды друга не узнаешь. |
- Прочитайте пословицы. Подумайте, к каким басням И. А. Крылова, которые мы уже изучили, они относятся и почему? (“Лебедь Рак и Щука”, “Чиж и Голубь”)
Б) Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..”
- Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)
В) Работа над басней.
- Откройте учебники. Прочитаем басню ещё раз и узнаем точный ответ на мой вопрос.
Дети читают басню самостоятельно.
- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?
- В чём смысл басни?
- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
- Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?
- Как она катит? (Надвигается неожиданно)
- Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина)
- Прочитайте стихотворение Афанасия Фета и сравните его с сезонными изменениями в басне.
Ещё вчера на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
…Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето –
Каким-то тусклым серебром…
(Дети говорят своё мнение)
- Как понимаете выражение “Злой тоской удручена”?
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Запасают стрекозы корм на зиму?
- Почему?
- Есть домик у Стрекозы?
- Прочитайте, где жила Стрекоза?
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Можно ли его назвать жадным?
- Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга, коллективист. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)
- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)
- Найдите слова в которых заключается главная мысль произведения.
- Как вы понимаете?
5. Работа в группах.
1 группа: Охарактеризовать Стрекозу (выбрать крылья со словами, которые относятся к Стрекозе, приклеить к туловищу).
2 группа: Охарактеризовать Муравья (построить дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью).
3 группа: Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.
Поспешишь, | потехе час. |
Лето пролежишь, | людей насмешишь. |
Семь раз отмерь, | зимой с сумой побежишь. |
Много захочешь, | один отрежь. |
Делу время - | тот плачет зимой. |
Лето прохлопали, осень протопали, | последнее потеряешь. |
Кто веселится весной, | а тут снег на голову. |
6. Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л. Н. Толстого.
(Басня напечатана на раздаточных листочках)
- Каких ещё вы знаете баснописцев?
- Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.
- Что общего?
7. Итог урока.
- С какой басней И. А. Крылова сегодня познакомились?
- Чему учит басня “Стрекоза и Муравей”?
- Сколько действующих лиц в басне?
8. Домашнее задание.
Читать басню по ролям. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить?
9. Рефлексия.
- Покажите карточку с тем рисунком, какое настроение было у вас на уроке.