Оформление:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Ход классного часа
1. Слово классного руководителя 6 класса (на фоне музыки Гаспаряна к к/ф «Гладиатор»):
В далёком прошлом, когда табак только начал своё распространение, растение табака привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им.
Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали товар – листья табака. Мудрец подошёл к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».
Купцы обрадовались такой рекламе и попросили поподробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдёт в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. Как собака укусит человека, если у него в руках палка? И, наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости».
Это древняя притча о мудреце.
В наше время курение – проблема общечеловеческого значения.
Курение табака –
- это самая распространённая причина заболеваемости,
- это самая распространённая причина преждевременной смертности,
- это самое распространённое наркологическое заболевание – никотинизм, называемое «болезнью цивилизации».
Обеспокоенная такой ситуацией, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) принимает решение в ноябре каждого года отмечать Всемирный день борьбы с курением, а в мае – Всемирный день отказа от курения.
Тема нашей встречи: «Прислушайся к своему сердцу: курить или не курить?»
Цели занятия:
- Закрепить знания о вредном воздействии никотина на организм человека.
- Рассмотреть альтернативы этой вредной привычке.
Сегодня к нам на встречу пришли учащиеся 9 класса, которые для себя уже решили «Курить?» или «Не курить?» и сказали твёрдое «нет» сигарете. Слово предоставляется девятиклассникам.
2. Слово девятиклассников:
Мальчики 9-го класса читают РЭП, который сочинили сами в рамках школьного конкурса «Планета в дыму: есть ли будущее?» (Авторы: Салин Павел, Позднышев Владимир, Храмов Евгений, Гордеев Роман, Шендерюк Дмитрий). [Приложение 1].
1-й учащийся:
Колумб Америку открыл, великий был моряк,
Но заодно он научил весь мир курить табак.
От трубки мира, за столом, раскуренной вождём,
Привычка вредная пошла в масштабе мировом.
Колумб, который Христофор, не ведал, что творил,
Немало утекло с тех пор в дым сизый наших сил.
И вот уж в воздухе повис табачный перегар,
А в дыме том артрит, склероз, рак лёгких и катар.
2-й учащийся: Прежде чем ты возьмёшь в руки сигарету, задумайся: Сигарета становится маленькой химической лабораторией по производству канцерогенов тогда, когда к ней подносят зажжённую спичку. Более 6000 различных компонентов включают в себя яды и смолы, 30 из них крайне опасны для человека. Самое ядовитое из веществ – никотин. В 1 – 2 пачках сигарет содержится его смертельная доза.
3-й учащийся: Прежде чем согласиться покурить, вспомни: От одной выкуренной сигареты ты не умрёшь, но приём яда малыми порциями вызывает привыкание. Курильщики чаще других болеют стенокардией, нарушением ритма сердца, язвой желудка, туберкулёзом, раком лёгких. Никотин тормозит, а потом парализует деятельность ЦНС, провоцирует спазм сосудов, повышает артериальное давление. Изменяет внешний вид человека, убыстряет процесс старения. Опасно влияние курения на здоровье будущих пап, мам, детей.
4-й учащийся: Прежде чем закуришь, пойми: Существует много «мифов» о курении:
- Многие ребята моего возраста курят, это не принесло им вреда.
- Курение помогает расслабиться.
- От выкуренной сигареты ещё никто не умер.
- Я могу бросить в любую минуту.
- Употребление табака не ведёт к употреблению более серьёзных наркотиков.
- Не такие уж большие деньги мы тратим на сигареты.
Классный руководитель 9-го класса: Чтобы убедиться, что это не так, не стоить начинать курить, просто оглянись вокруг. А сейчас мы вам подарим закладки с памяткой «Подумай! Курить? Или не курить?» [Приложение 2]. Знайте и помните о вреде курения как таблицу умножения.
3. Игра для шестиклассников «Словесный мяч»:
Мы называем слово по теме «Табакокурение», а ваша задача – подобрать слово – альтернативу курению.
(Учащиеся 6 класса разбиты на 4 группы, каждой группе даётся по два слова).
- Сигарета, язва.
- Табак, рак.
- Курение, смерть.
- Никотин, яд.
4. Выступление девятиклассников:
Есть мечта у нас простая,
Чтоб страна наша большая
На картах всех без исключения
Слыла бы территорией без курения.Но пока весь мир в раздумье,
Мы решили, что не прочь,
Чтоб мальчишки в классе нашем
Кой-кому смогли помочь.Ведь без всякого притворства
В сказке, песне и письме
Говорим, что мы не курим,
И советуем тебе.
Инсценирование сказки «Колобок в дыму: есть ли будущее?»
(Авторы сказки: Дурмашев Андрей, Безбородов Сергей). [Приложение 3].
5. Чтение творческих работ шестиклассников:
Классный руководитель 6-го класса: И у нас, шестиклассников, есть опыт творческой работы в этом направлении. Сейчас вашему вниманию будут предложены сочинения разных жанров о вреде курения, которые прочитают авторы, победители школьного конкурса «Планета в дыму: есть ли будущее?»
– Сказка «Заяц и курящий волк». (Автор: Постникова Софья). [Приложение 4].
– Стихотворение Мир в дыму». (Автор: Паюсова Анастасия). [Приложение 5].
– «Советы курящему школьнику». (Автор: Ельцова Ирина). [Приложение 6].
6. Работа в группах:
Классный руководитель: От творчества перейдём к работе в группах. Вам будут предложены задания по данной проблеме, которые вы должны выполнить.
А. Решение задач. (Группы получают листочки с задачами).
Классный руководитель: Внимательно читаете условие задачи, решаете её, даёте ответ.
1 группа: Сколько денег тратит курильщик в месяц, в год, выкуривая по пачке сигарет в день? (стоимость пачки – примерно 20 рублей). Как можно потратить эти деньги с пользой для себя? (Ответ: 600 рублей в месяц, 7200 – в год).
2 группа: Человек находится в прокуренном помещении один час. Это равносильно выкуриванию 4 сигарет. На сколько сократится жизнь пассивного курильщика, если известно, что одна сигарета укорачивает жизнь на 15 минут? (Ответ: на 1 час, 15* 4).
3 группа: Какую долю радиации получает человек при выкуривании пачки сигарет, если за одну сигарету он делает 10 рентгеновских снимков? (Ответ: 10*20).
4 группа: Сколько времени своей жизни потеряет курильщик, выкуривая в течение года пачку сигарет в день, если известно, что одна сигарета укорачивает жизнь на 15 минут? (Ответ: 15*20=300 минут = 5 часов – укорачивает 1 пачка; 365*5=1825 часов = 76 дней).
Классный руководитель: Мы увидели, какой вред причиняет курение организму самого курильщика и тем людям, которые находятся рядом. Человек тратит на сигареты деньги, которые мог бы использовать на другие нужды. А самое главное , курильщик сокращает себе жизнь в течение года на 76 дней; получает дозу радиации в 200 рентгеновских снимков, выкуривая одну пачку.
Б. Ситуации.
Классный руководитель: Вам предлагается ситуация. Ваша задача – изобразить (представить) её, оценить способ давления и подобрать подходящий для данной ситуации способ отказа (можно несколько вариантов).
1 группа: Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто на дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч.
– Ну что, закурим? – спросил один из подростков и достал сигареты.
Ребята двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.
– А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми! – угрожая, двинулись на Сергея ребята. (Угроза).
2 группа: Ты пришёл домой к другу. Он радуется: «Как хорошо, что ты пришёл! Давай попробуем покурить, мы ведь уже не маленькие. А взрослые все курят. Наверно, это классно». (Уговор).
3 группа: Ребята курят. Серёжа отказывается. «Он ещё маленький. Мамочки испугался. Может, тебе соску дать?» – начинают смеяться ребята. (Насмешка).
4 группа: Подруга предлагает тебе закурить: «Это очень красиво и стильно. Не курят только «слишком правильные» девчонки, на которых не обратит внимания ни один мальчик». (Уговоры).
Классный руководитель: Очень часто в жизни мы оказываемся в подобных ситуациях, когда нам предстоит сделать выбор. И надо уметь сказать «нет», подобрать подходящий способ отказа.
В. Вставьте слова в пословицы. (Группы получают листочки с пословицами).
1 группа:
- Закурил – (себя) погубил.
- Курево в дом – (счастье) из дома вон.
- Кто курит, тот сам себя (губит).
- Раннее старение – результат (курения).
2 группа:
- Кто курит (табак), тот сам себе (враг).
- Здоровье подорвать – себя (обворовать).
- Если хочешь долго жить, брось (курить).
- Богатство бедняка – его (здоровье).
3 группа:
- Лучше знаться с (дураком), чем с табаком.
- Курить – (здоровью) вредить.
- Кто не курит и не пьёт, тот (здоровеньким) растёт.
- Бросить курить легче (сегодня), чем завтра.
4 группа:
- Любить курение – вредить (сердцебиению).
- Поскорей бросай курить, чтоб (рост) не прекратить.
- (Здоровья) не купить, им можно только расплачиваться.
- Капля (никотина) убивает лошадь.
Классный руководитель: О вреде курения говорят давно. Не случайно эта проблема нашла отражение в пословицах и поговорках.
Г. Составление синквейна.
1 группа: Курение. Здоровье.
2 группа: Сигарета. Спорт.
3 группа: Сигарета. Здоровье.
4 группа: Курение. Спорт.
7. Заключительное слово.
Классный руководитель: (на фоне музыки Гаспаряна к к/ф «Гладиатор»).
Курить? Иль не курить? У вас готов ответ.
Пусть на минуту тихо станет в классе.
Подумайте, чего хотите вы? Прислушайтесь:
Что сердце вам подскажет?
И разум ваш, какой вам даст совет?
Проверь: силён ты или слаб, свободен или раб?
Прислушайся к своему сердцу!