Урок русского языка по теме "Род имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закрепить знания об имени существительном.
  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных и верно писать родовые окончания имён существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Ход урока

1. Оргмомент.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами хорошо, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Мотивация.

- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина и скажите, о каком времени года идёт речь?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и  в золото одетые леса…

- А что говорится в этом отрывке об осени?

- Осень - чудесная пора! А. С. Пушкин очень любил это время года. И эти строки станут эпиграфом нашего урока. А урок у нас будет осенний.

- Осень приходит не вдруг! Она крадётся медленно и незаметно, будто старается застать нас врасплох. Но а сегодня она поможет нам открыть ещё одну тайну нашего языка.

3. Каллиграфическая минутка.

- Гимнастика для кисти руки.

- Осень воспевали многие писатели, поэты, композиторы, художники. Поставьте руку на локоть. Представьте, что вы художники, а в вашей руке находится кисть. Давайте покрасим дерево в жёлтый цвет (вверх- вниз), а сейчас нарисуем маленькие листочки (кружочки). Встряхнём нашу воображаемую кисть и начнём наш урок с  минутки красивого письма.

  • Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Догадайтесь, с какой буквой будет связана минутка чистописания?    Она находится в первом предложении нашего эпиграфа. Эта буква даёт согласный, парный, глухой, твёрдый звук.

пя       пю      пэ …

- Определите порядок букв в данной цепочке.

(В данной цепочке написана строчная буква п. Потом пишутся гласные, идущие в обратном алфавитном порядке).

- Напишите эту цепочку. Проанализируйте: самое красивое соединение возьмите в овал, а  то которое получилось неудачно- подчеркните. Оцените свою работу.

4. Повторение. Работа по развитию речи.

- Ребята, а чем вам нравится осень?

(Ответы детей).

- По картине составьте предложение.

(Ответы детей, затем появляется предложение).

Осенний ветер срывает последние листья с деревьев.

- Докажите, что это предложение.

- Спишите предложение. Укажите «опасные места».

Проверка. (Сигн. карточки).

- Укажите части речи в этом предложении.

- А слов какой части речи больше в данном предложении?

У. Что мы уже знаем об имени существительном?

Д. Имя существительное – это самостоятельная часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. (Непостоянный признак).

5. Работа над новой темой. Постановка учебной задачи.

- На доске слова:

повар

повариха

варенье

- Чем похожи слова по нескольким признакам?

Д. Однокоренные слова, им. сущ., имеют форму ед. числа.

У. Назовите орфограммы.

У. Запишите слова, выделите корень.

-  Чем различаются эти слова?

Д. Кол-во слогов, разное лекс. зн., грамматическое значение.

У. Почему у имён существительных, у одной части речи разное грамматическое значение?

(Проблема.)

У. В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

(Ответы детей).

- Какова тема нашего урока?

А цель?

(Научиться правильно определять род имён существительных и правильно писать родовые окончания).

Как род появился у им. сущ.

В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода.

Познакомимся с правилом в учебнике на стр. 55- 56.

Работа с таблицей на слайде.

он

 

 

она

 

 

оно

(мой)

 

 

(моя)

 

 

(моё)

м. р.

 

 

ж. р.

 

 

ср. р. 

У. Безударное окончание им. сущ. проверяем так: подставь местоимение и по нему узнай окончание.

6. Физминутка.

- Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.

Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.

7. Закрепление. Творческая работа.

- Определи род им. сущ. На слайде, а дети пишут в тетради.

Работа в парах. Придумайте и запишите по два слова в каждый столбик, но имена существительные должны быть на тему «Осень».

Проверка.

У. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья?

(Ответы детей).

У. Как такое явление называется в природе? (Листопадом.)

У. С чем можно сравнить листопад? (С золотым дождём.)

У. Определите род, запишите в нужный столбик.

А что об этом слове вы ещё можете сказать? (Сложное.)

- Укажите строение слова.

8. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Определите род имени существительного листья. В какой столбик вы его напишете. Проблема. 

- Ваши предположения. (Выслушиваем все предположения, приходим к верному, делаем вывод).

Необходимо изменить форму слова так, чтобы слово обозначало один предмет и отвечало на вопросы: кто? что? Один лист, он мой, м. р.

Открываем 1 часть алгоритма

Слайд. №10

– Как же определить род имени существительного?

- Попробуйте составить алгоритм.

/Что делаем сначала…/

Алгоритм определения рода имени существительного.

На слайде - по пунктам:

  • Ставлю имя существительное в такую форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
  • Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
  • Делаю вывод.
  • Если надо, обратись к словарю трудностей.

9. Дифференцированные задания.

1 группа. Спишите, определите род имён существительных, которые стоят во множественном числе.

2 группа. Спишите, определите род имён существительных, которые стоят в единственном числе.

Гонит осень в небо тучки,
Плещут листья во дворе,
Гриб, одетый на колючки,
Тащит ёж к своей норе.
(Е. Александрова)

Проверка.

10. Итог урока.

По схеме:

  • Мне понравилось...
  • Мне было трудно…
  • Я сегодня узнал...

Оцените свою работу на уроке:

А) кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно – покажите зелёный листочек;

Б) кто затруднялся при выполнении заданий, чувствовал неуверенно – покажите жёлтый листочек;

В) кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справились – покажите красный листочек.

Вот и подошёл к концу наш урок. Какое время года помогло нам раскрыть ещё один секрет русского языка?

Как принято в гостях, осень угощает фруктами, но, мальчики, возьмите фрукты, названия которого мужского рода (виноград), девочки - ж. р. (груша), а фрукт какого рода достанется нашим гостям? (ср.р. - яблоко).

Все скажем: “Спасибо”.

Приложение. Презентация.