Цели:
- Закрепить знания об имени существительном.
- Познакомить с приёмами определения рода имен существительных и верно писать родовые окончания имён существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Ход урока
1. Оргмомент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами хорошо, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Мотивация.
- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина и скажите, о каком времени года идёт речь?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- А что говорится в этом отрывке об осени?
- Осень - чудесная пора! А. С. Пушкин очень любил это время года. И эти строки станут эпиграфом нашего урока. А урок у нас будет осенний.
- Осень приходит не вдруг! Она крадётся медленно и незаметно, будто старается застать нас врасплох. Но а сегодня она поможет нам открыть ещё одну тайну нашего языка.
3. Каллиграфическая минутка.
- Гимнастика для кисти руки.
- Осень воспевали многие писатели, поэты, композиторы, художники. Поставьте руку на локоть. Представьте, что вы художники, а в вашей руке находится кисть. Давайте покрасим дерево в жёлтый цвет (вверх- вниз), а сейчас нарисуем маленькие листочки (кружочки). Встряхнём нашу воображаемую кисть и начнём наш урок с минутки красивого письма.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Догадайтесь, с какой буквой будет связана минутка чистописания? Она находится в первом предложении нашего эпиграфа. Эта буква даёт согласный, парный, глухой, твёрдый звук.
пя пю пэ …
- Определите порядок букв в данной цепочке.
(В данной цепочке написана строчная буква п. Потом пишутся гласные, идущие в обратном алфавитном порядке).
- Напишите эту цепочку. Проанализируйте: самое красивое соединение возьмите в овал, а то которое получилось неудачно- подчеркните. Оцените свою работу.
4. Повторение. Работа по развитию речи.
- Ребята, а чем вам нравится осень?
(Ответы детей).
- По картине составьте предложение.
(Ответы детей, затем появляется предложение).
Осенний ветер срывает последние листья с деревьев.
- Докажите, что это предложение.
- Спишите предложение. Укажите «опасные места».
Проверка. (Сигн. карточки).
- Укажите части речи в этом предложении.
- А слов какой части речи больше в данном предложении?
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. (Непостоянный признак).
5. Работа над новой темой. Постановка учебной задачи.
- На доске слова:
повар
повариха
варенье
- Чем похожи слова по нескольким признакам?
Д. Однокоренные слова, им. сущ., имеют форму ед. числа.
У. Назовите орфограммы.
У. Запишите слова, выделите корень.
- Чем различаются эти слова?
Д. Кол-во слогов, разное лекс. зн., грамматическое значение.
У. Почему у имён существительных, у одной части речи разное грамматическое значение?
(Проблема.)
У. В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
(Ответы детей).
- Какова тема нашего урока?
А цель?
(Научиться правильно определять род имён существительных и правильно писать родовые окончания).
Как род появился у им. сущ.
В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода.
Познакомимся с правилом в учебнике на стр. 55- 56.
Работа с таблицей на слайде.
он |
|
|
она |
|
|
оно |
(мой) |
|
|
(моя) |
|
|
(моё) |
м. р. |
|
|
ж. р. |
|
|
ср. р. |
У. Безударное окончание им. сущ. проверяем так: подставь местоимение и по нему узнай окончание.
6. Физминутка.
- Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.
Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.
7. Закрепление. Творческая работа.
- Определи род им. сущ. На слайде, а дети пишут в тетради.
Работа в парах. Придумайте и запишите по два слова в каждый столбик, но имена существительные должны быть на тему «Осень».
Проверка.
У. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья?
(Ответы детей).
У. Как такое явление называется в природе? (Листопадом.)
У. С чем можно сравнить листопад? (С золотым дождём.)
У. Определите род, запишите в нужный столбик.
А что об этом слове вы ещё можете сказать? (Сложное.)
- Укажите строение слова.
8. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
Определите род имени существительного листья. В какой столбик вы его напишете. Проблема.
- Ваши предположения. (Выслушиваем все предположения, приходим к верному, делаем вывод).
Необходимо изменить форму слова так, чтобы слово обозначало один предмет и отвечало на вопросы: кто? что? Один лист, он мой, м. р.
Открываем 1 часть алгоритма
Слайд. №10
– Как же определить род имени существительного?
- Попробуйте составить алгоритм.
/Что делаем сначала…/
Алгоритм определения рода имени существительного.
На слайде - по пунктам:
- Ставлю имя существительное в такую форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
- Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
- Делаю вывод.
- Если надо, обратись к словарю трудностей.
9. Дифференцированные задания.
1 группа. Спишите, определите род имён существительных, которые стоят во множественном числе.
2 группа. Спишите, определите род имён существительных, которые стоят в единственном числе.
Гонит осень в небо тучки,
Плещут листья во дворе,
Гриб, одетый на колючки,
Тащит ёж к своей норе.
(Е. Александрова)
Проверка.
10. Итог урока.
По схеме:
- Мне понравилось...
- Мне было трудно…
- Я сегодня узнал...
Оцените свою работу на уроке:
А) кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно – покажите зелёный листочек;
Б) кто затруднялся при выполнении заданий, чувствовал неуверенно – покажите жёлтый листочек;
В) кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справились – покажите красный листочек.
Вот и подошёл к концу наш урок. Какое время года помогло нам раскрыть ещё один секрет русского языка?
Как принято в гостях, осень угощает фруктами, но, мальчики, возьмите фрукты, названия которого мужского рода (виноград), девочки - ж. р. (груша), а фрукт какого рода достанется нашим гостям? (ср.р. - яблоко).
Все скажем: “Спасибо”.