Значение мотивации в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивация заслуживает отдельного места в исследовании, так как это – отдельная категория. Несомненно, более используемый термин в объяснении успеха или неудачи любых сложных заданий – мотивация. Она играет одну из главных ролей в изучении иностранного языка во всём мире. Такое утверждение не случайно, бесчисленные исследования и эксперименты в обучении показали, что мотивация – это ключ к обучению в целом. В изучении иностранного языка очень важна концентрация внимания.

Различные теории мотивации были предложены в результате многолетних исследований:

  1. Бихевиористическая теория. Простое ожидание поощрения, здесь именно оно является целью. Последующие достижения строятся на предыдущем опыте получения награды. Павлов ставил мотивацию в центре своей теории человеческого поведения. В бихевиористической теории предоставляется задание и мотивация для его выполнения. Внешними мотивирующими силами могут выступать родители, учителя, какие-либо образовательные требования и т.д..
  2. Когнитивная теория. Мотивация занимает особое место и в индивидуальном решении. Выбор человека зависит от тех целей, которые следует достигать или избегать, и от степени усилия, приложенного к процессу достижения результата.
    Здесь различают шесть видов потребностей:
    1) Потребность объяснения – существует для того, чтобы распознать материал и для объяснения неизвестного;
    2) Потребность манипуляции – здесь влияние оказывает окружающая среда и различные изменения;
    3) Потребность действий – физическое и ментальное происхождение движений и упражнений;
    4) Потребность в стимуляции – здесь влияние оказывает окружение, другие люди, идея, мысли и чувства;
    5) потребность в знаниях – здесь необходим процесс осознания результата исследования, манипуляция, действия и стимуляция для решения противоречий, для осознания системы знаний;
    6) Потребность в самоактуализации – существует для того, чтобы быть известным, чтобы самоутвердиться среди других.
  3. Конструктивная теория. Занимает особое место в социальном контексте. Это личный выбор. Каждый человек мотивирован по-разному и в обществе ведёт себя индивидуально. Эти индивидуальные действия всегда взаимосвязаны с культурной и социальной обстановкой и не могут существовать отдельно от этого окружения. А.Маслоу рассматривает мотивацию, как составляющую, в которой, окончательное достижение целей возможно только через иерархию потребностей. Конструктивная теория мотивации связана с нашим взаимодействием с окружающими и является частью самоопределения.

Требование концепта мотивации, в некотором роде, принадлежат следующим видам осмысления: выполнение требований и награждение, возможность выбора, которая очень важна в социальном контексте. Это касается детей, которые мотивированы к чтению и письму. Они мотивируются потому, что их цель – оценка, им нужны объяснения, стимул, знания, самоуважение и самоуправление, и они поступают достаточно разнообразно для того, чтобы в дальнейшем в контексте общества оказаться грамотными. С другой стороны они могут быть не мотивированы к изучению иностранного языка из-за неудачи или отсутствия поощрения. Также обучение может быть связано только с поверхностной необходимостью получить какие-либо знания, это происходит при возможном отсутствии социального контекста, в котором эти знания будут полезны.

Теории мотивации, необходимые для изучения иностранного языка мы можем объединить в таблицу:

Бихевиористическая

Когнитивная

Конструктивная

Ожидание награды. Контролируется внутренними силами.

Основные человеческие нужды (исследование, манипуляция, и т.д.). Контролируется внешними силами.

Социальный контекст. Общество, социальный статус, сохранность в группе контролируется внешними интерактивными силами.

Мотивация может быть иногда схожа с самоуверенностью, может быть глобальной, ситуативной или ориентированной на задание. Изучение иностранного языка требует всех видов мотивации. Например, ученик может обладать высокой «глобальной» мотивацией, а может проявлять и низкий уровень мотивации. Также, мотивация обычно исследуется на базе существенных и важных мотивов обучения. Те, кто учится для своего самоутверждения, индивидуальных нужд и целей внутренне мотивирован, а также мотивированы и те, чья цель – получение поощрения. В итоге мотивация в процессе обучения может быть полной или частичной в зависимости от ориентированности учащихся.

Учитель любого предмета, в том числе иностранного языка, должен это учитывать. Для того чтобы добиться полной мотивации, создают специальные упражнения, используют аудиовизуальные средства на уроках, познавательные игры, личностный подход, контролируют знания, умения и навыки. При этом активируются три необходимых вида мотивации, что влечёт за собой формирование положительного отношения школьников к предмету и повышение уровня знаний учащихся.