В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике. В послании В.В. Путина от 05 сентября 2005 года выделена цель государственной политики в области образования: «…создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования». Таким образом, инновационные процессы в образовании рассматриваются в качестве «…основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности…». В послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года президент РФ Д.А. Медведев говорит о том, что «сегодня основной акцент делается именно на школьном образовании. Так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека».
В выступлении Министра А.А. Фурсенко от 17 марта 2009 говорится о том, что «Экономический кризис ставит перед страной совершенно новые задачи. Прежде всего - это задача повышения национальной конкурентоспособности».
В этих акцентах прослеживается то новое, что появилось в понятии «инновация» в последнее время. Инновация — это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. То есть, изменения не ради самих изменений, но для повышения эффективности управления образовательным учреждением. Показатели эффективности использованы в качестве критериев отбора в рамках конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Этот конкурс позволил осуществить адресную поддержку инициатив, которые уже успешно реализуются в образовательной практике конкретной школы и могут быть использованы в практике других школ.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением руководителей это делать. Чтобы научиться управлять инновационным развитием школы, нужно, прежде всего, осмыслить саму суть таких понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ практики работы современных образовательных организаций в условиях конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что для успешности их деятельности все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
Инновационное развитие образовательных учреждений осуществляется под воздействием изменений внешних условий и с учетом внутренних тенденций саморазвития.
Внешнее воздействие, складывается из государственных инициатив в сфере образования и образовательного заказа ближайшего социального окружения школы.
Внешнее воздействие в современных условиях можно структурировать так, как показано на схеме (рис. 1).
Рис.1 Внешнее воздействие в современных условиях
Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения - это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций.
Этапы управления инновациями в учреждении образования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Этапы процесса управления инновациями в образовательном учреждении
На этапе планирования необходимо выполнить следующие действия: определить основную цель и содержание инновации, составить план действий, проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы.
На подготовительном этапе следует предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации, выбрать методы подготовки и информирования сотрудников, осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку плана.
На этапе внедрения инноваций следует:
- иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений;
- быть готовым изменить стратегию;
- регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности.
На этапе закрепления инноваций необходимо:
- рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);
- осуществлять планы (по использованию результатов инновации) с учетом актуальной ситуации.
На этапе оценки результатов инновационной деятельности следует:
- проводить более глубокие исследования;
- организовать и поддерживать обратную связь с теми, на кого влияют изменения;
- информировать коллектив и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации.
Таким образом, необходимость выполнения вышеперечисленных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно осуществить принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.
Администрация образовательного учреждения, в котором активно ведется работа по внедрению инноваций, может столкнуться с несколькими проблемами:
- изменение политики финансирования системы образования;
- нежелание некоторых сотрудников участвовать в данном проекте;
- консерватизм опытных учителей, не желающих менять устоявшийся порядок работы;
- отсутствие у сотрудников необходимой подготовки и квалификации для работы в новых условиях;
- низкая инновационная культура учителей.
Можно также определить следующие позитивные и негативные тенденции в управлении инновационным развитием образовательного учреждения (Таблица № 1).
Таблица № 1
Позитивные и негативные тенденции управления инновационным развитием образовательного учреждения
Позитивные тенденции |
Негативные тенденции |
1. Создание благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении. 2. Карьерный рост – возможность любого сотрудника стать председателем методического объединения, руководителем проекта. 3. Возможность у сотрудников проявить себя в полной мере, возможность в самореализации каждого учителя. |
1. Недостаточное финансирование образовательного учреждения 2. Недостаточное материально-техническое оснащение 3. Недостаточно высокая инновационная культура учителей 4. Консерватизм опытных учителей 5. Низкая мотивация ряда сотрудников, нежелание менять уже существующее. 6. Коллектив не полностью информирован о инновационной деятельности руководства. 7. Внедрение нововведений не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни в психологическом отношении. |
Для устранения негативных явлений в управлении можно предложить использовать следующие действия:
- Привлекать внебюджетные средства (спонсоры, благотворители, платные образовательные услуги).
- Расходовать внебюджетные средства на усовершенствование материально-технической базы гимназии, обновление существующего и приобретение нового оборудования, наглядных и учебных пособий, мебели.
- Повышать инновационную культуру учителей.
- Повышать мотивацию сотрудников.
- Сообщать коллективу цель и задачи нововведения, способы реализации.
- Правильно организовывать и подготавливать любое нововведение.
Предложенные способы устранения негативных явлений в управлении инновационным развитием, позволят сделать управление инновационным развитием образовательного учреждения более эффективным.
Список использованных источников и литературы
- Абасов А.А. Инновации в системе управления гимназией. – М.: Новая школа, 1997. – 32 с.
- Верстакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008 г – 432 с.
- Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в /Приоритетном Национальном проекте «Образование» - М.: изд-во «5 за знания», 2008 г. – 368 с.
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). – М.: Новая школа, 1997. – 80 с.
- Загвязинский В. И //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990
- Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. Поташника М.М. , Лазарева В.С.. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
- Управление современной школой. Пособие для директоров школы. Под ред. чл. - корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М.Поташника – М.: АПП ЦИТП. 1992.- 168 с.