Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) в 7-м классе МСКОУ, Ярская школа-интернат

Разделы: Технология


Рецензия на программу по профессиональному трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) в 7 классе Поздеевой Натальи Геннадьевны.

Предложенная учителем рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. Основными целями данной программы являются: углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово – ягодных культур, формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.

Данная программа предназначена для детей 7 класса с нарушением интеллекта, рассчитана на учебный год.

В отличие от существующей программы по трудовому обучению под редакцией В.В. Воронковой., в данной рабочей программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимание, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, коллективизм, что является решением основных целей программы. Особое внимание педагог уделяет практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

Программа по сельскохозяйственному труду в 7 классе практически значима, модифицированная. Она состоит из пояснительной записки, где учитель раскрывает особенности работы по предложенной программе, цель, к которой необходимо стремиться через решение ряда задач каждого из разделов программы, формы и методы работы, а также режим организации учебных часов.

Учебный план раскрывает последовательность изучения тем, предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. В конце программы составитель предлагает два списка литературы. В первый список включены источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации учебного процесса, а второй – литературу для обучающихся.

Рекомендация: предложенная программа по сельскохозяйственному труду в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида может быть использована в качестве рабочей.

Пояснительная записка

Трудовая деятельность - та форма проявления жизненной активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 7 класса специальной школы должны овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно-опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян. В разделе животноводство учащиеся познакомятся с выращиванием свиней.

После занятий учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания учителя, которые помогают в решении комплекса следующих учебно-воспитательных задач.

  1. Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
  2. Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, а также в выращивании животных.
  3. Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
  4. Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве; цветоводстве; животноводстве.

В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников - олигофренов; целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивает мышление и мелкую моторику; способность к пространственному анализу; речи; внимание; памяти. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.

В 7 классе учащиеся знакомятся с уборкой урожая, ягодными кустарниками и уходом за ними, минеральными удобрениями, парниками и теплицами, а также со свиноводческой фермой.

К концу обучения учащиеся:

  • Должны знать: общие сведения о ягодных кустарниках, виды удобрений, способы внесения в почву и хранения, виды защищенного грунта, породы свиней, корма для свиней, способы содержания, не которые болезни у свиней.
  • Должны уметь: различать семенники овощей, убирать их, вскапывать приствольный круг, распознавать удобрения, подготавливать почвенные смеси для парников и теплиц, кормить животных, ухаживать за свиньями,
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: способы и сроки внесений удобрений в почву, основные виды минеральных удобрений, способы подготовки кормов и ухода за свиньями.

В данном классе обучается 8 учащихся, из них согласно дифференцированному разделению к 1 группе относятся: Ушакова К, Сидорова Ю, ко второй группе относятся Куртеева Л, Бабинцев Ю, Ушаков. В, Бабушкина. В, к 3 группе относятся Мальчаков. С, Васильева О.

1 группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программы требований данного класса усвоены успешно.

2 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоение профессиональными приемами, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников, работоспособность средняя.

3 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые Технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками, темп работы низкий.

При составлении программы учитывались принципы последовательности и преемственности обучения; а также сезонность полевых работ и база для проведения уроков сельскохозяйственного труда.
Количество часов 7 класс 8 часов в неделю - 272 часа в год при продолжительности урока 45 минут.  

Тематическое планирование – 7 класс -8 часов в неделю, 272 часа (приложение 1)

Содержание программы – 7 класс- 8 часов в неделю, 272 часа (приложение 2)

Список литературы для учащихся.

Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд – 7 класс».

Список литературы для учителя.

  1. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд – 7 класс».
  2. Петер Клок «Фруктовые деревья и кустарники».