Урок русского языка в 3-м классе"Правописание предлогов и приставок" по технологии творческого развития А.З. Рахимова

Разделы: Начальная школа


Цели урока: вырабатывать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы каллиграфически правильного письма, навыки работы с толковым словарем; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проекционный экран; Толковый словарь С.И. Ожегова; учебник русского языка для 3-го класса (автор Т.Г. Рамзаева); подстановочная таблица “Предлог и приставка”.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Проверка домашнего задания.

– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в приставке? (Вспомнить, как пишется эта приставка.)

– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в корне? (Подбирать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

(Самооценка.)

2. Выравнивание знаний. (Работа в группах.)

Задание 1

– Что такое приставка? (Это часть слова.)

– Для чего служит приставка? (Служит для образования слова.)

– Как пишется приставка? (Пишется слитно.)

– Что такое предлог? (Это слово.)

– Для чего служит предлог? (Для связи слов.)

– Как пишется предлог со словом? (Пишется раздельно со словом.)

(Ответы на вопросы набраны на компьютере и отображены на проекционном экране. Повторение выводов.)

(Самооценка.)

3. Постановка учебной задачи.

Задание 2 (Работа в группах)

– На прошлом уроке сделали вывод, что в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки. Назовите их? (в, во, на, за, про, у, над. по, под, с, о , об, от ...)

– Свои ответы проговаривайте про себя и вслух.

(Самооценка.)

Задание 3

– Назовите слова с предлогом, назовите слова с приставкой. (Отображается на проекционном экране.)

(За) горой, (за) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (на) конверте, (на) резать, (в) летел, (в) клетку, (по) бежать, (по) дороге.

– Спишите в тетрадь (или просто в черновики), разделив данные слова на две группы: 1) в первый столбик – слова с приставками; 2) во второй – слова с предлогами.

После проверки и исправления ошибок учитель ставит вопрос:

– Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

Ученики. Не знаем, как отличить предлог от приставки.

Учитель. Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке?

Ученики. Будем учиться различать предлоги и приставки.

Учитель. Для чего нужно уметь различать их?

Ученики. Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками.

Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока.

Ученики. Правописание предлогов и приставок.

(Повторение вслух и про себя тему урока. Самооценка.)

II. Операционально-исполнительский этап

Задание 1. Работа по подстановочной таблице.

Предлог и приставка

1. а) написано на конвертах

б) написано на почтовых конвертах

2. а) зашел за другом

б) зашел за (кем?) другом

– Чем отличаются словосочетания?

1. В варианте б) между предлогом на и словом конвертах стоит слово почтовых.

2. Между предлогом за и словом другом есть вопрос кем?.

– Как отличить предлог от приставки? Сделайте вывод.

Вывод. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

– А сейчас попробуйте вставить вопрос между приставкой и словом.

– Сделайте вывод. (Выводы отображаются на проекционном экране.)

Вывод. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя. (Учащиеся проговаривают свои выводы вслух и про себя.) Сравнение выводов с правилами, данными в учебнике.

(Самооценка.)

Задание 2. Запишите слова в два столбика. (Слова снова отображаются на проекционном экране.)

(За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.

(Самопроверка. Самооценка.)

Физкультминутка. (Игра “Топаем, хлопаем”. Если учитель называет слово с приставкой, ученики хлопают, если слово с предлогом – топают.)

Задание 3. С комментированием выполнить упражнение № 346 (Рамзаева Т.Г. Русский язык / Учебник для 3 класса. М., 2007. Ч. 1).

Прочитать текст. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.

(Взаимопроверка. Самооценка.)

Задание 4. Выполнить упражнение № 347. Выписать слова с приставками.

– Что означает слово вьюга? Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. (Учащиеся работают со словарем.)

– Запишите это слово в тетрадь, запомните его.

– Придумайте предложения с этим словом. Запишите в тетрадь.

(Самооценка.)

Задание 5. Работать в группах по подстановочной таблице. (Отображается на проекционном экране.)

Предлог или приставка? (на, под, при, за) Почему?

( ) стенный календарь, календарь ( ) стене

( ) земный переход – переход ( ) землей

( ) школьный сад – сад ( ) школе.

( ) городная поездка – поездка ( ) город

(Самооценка.)

Задание 6. Смоделировать усвоенные знания.

– Как отличить предлог от приставки?

– Проговорить модели усвоенных знаний.

(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.)

(Самооценка.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Обобщение урока:

  1.  Какая задача была поставлена?
  2.  Что вы сегодня узнали на уроке?
  3.  Как узнали?
  4.  Какие выводы вы сделали на уроке?
  5.  Еще раз проговорить выводы вслух и про себя.
  6.  Посоветуйтесь в группах и оцените свои знания, полученные на уроке.

Домашнее задание.

  1.  Повторить выводы, упражнение № 344.
  2.  Придумать и написать слова с предлогами и приставками.
  3.  *Выполнить свободную творческую работу.