Цели урока: вырабатывать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы каллиграфически правильного письма, навыки работы с толковым словарем; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проекционный экран; Толковый словарь С.И. Ожегова; учебник русского языка для 3-го класса (автор Т.Г. Рамзаева); подстановочная таблица “Предлог и приставка”.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Проверка домашнего задания.
– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в приставке? (Вспомнить, как пишется эта приставка.)
– Что надо знать, чтобы правильно писать безударную гласную в корне? (Подбирать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
(Самооценка.)
2. Выравнивание знаний. (Работа в группах.)
Задание 1
– Что такое приставка? (Это часть слова.)
– Для чего служит приставка? (Служит для образования слова.)
– Как пишется приставка? (Пишется слитно.)
– Что такое предлог? (Это слово.)
– Для чего служит предлог? (Для связи слов.)
– Как пишется предлог со словом? (Пишется раздельно со словом.)
(Ответы на вопросы набраны на компьютере и отображены на проекционном экране. Повторение выводов.)
(Самооценка.)
3. Постановка учебной задачи.
Задание 2 (Работа в группах)
– На прошлом уроке сделали вывод, что в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки. Назовите их? (в, во, на, за, про, у, над. по, под, с, о , об, от ...)
– Свои ответы проговаривайте про себя и вслух.
(Самооценка.)
Задание 3
– Назовите слова с предлогом, назовите слова с приставкой. (Отображается на проекционном экране.)
(За) горой, (за) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (на) конверте, (на) резать, (в) летел, (в) клетку, (по) бежать, (по) дороге.
– Спишите в тетрадь (или просто в черновики), разделив данные слова на две группы: 1) в первый столбик – слова с приставками; 2) во второй – слова с предлогами.
После проверки и исправления ошибок учитель ставит вопрос:
– Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?
Ученики. Не знаем, как отличить предлог от приставки.
Учитель. Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке?
Ученики. Будем учиться различать предлоги и приставки.
Учитель. Для чего нужно уметь различать их?
Ученики. Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками.
Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока.
Ученики. Правописание предлогов и приставок.
(Повторение вслух и про себя тему урока. Самооценка.)
II. Операционально-исполнительский этап
Задание 1. Работа по подстановочной таблице.
Предлог и приставка
1. а) написано на конвертах
б) написано на почтовых конвертах
2. а) зашел за другом
б) зашел за (кем?) другом
– Чем отличаются словосочетания?
1. В варианте б) между предлогом на и словом конвертах стоит слово почтовых.
2. Между предлогом за и словом другом есть вопрос кем?.
– Как отличить предлог от приставки? Сделайте вывод.
Вывод. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.
– А сейчас попробуйте вставить вопрос между приставкой и словом.
– Сделайте вывод. (Выводы отображаются на проекционном экране.)
Вывод. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя. (Учащиеся проговаривают свои выводы вслух и про себя.) Сравнение выводов с правилами, данными в учебнике.
(Самооценка.)
Задание 2. Запишите слова в два столбика. (Слова снова отображаются на проекционном экране.)
(За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)клетку, (по)бежать, (по)дороге.
(Самопроверка. Самооценка.)
Физкультминутка. (Игра “Топаем, хлопаем”. Если учитель называет слово с приставкой, ученики хлопают, если слово с предлогом – топают.)
Задание 3. С комментированием выполнить упражнение № 346 (Рамзаева Т.Г. Русский язык / Учебник для 3 класса. М., 2007. Ч. 1).
Прочитать текст. Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.
(Взаимопроверка. Самооценка.)
Задание 4. Выполнить упражнение № 347. Выписать слова с приставками.
– Что означает слово вьюга? Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. (Учащиеся работают со словарем.)
– Запишите это слово в тетрадь, запомните его.
– Придумайте предложения с этим словом. Запишите в тетрадь.
(Самооценка.)
Задание 5. Работать в группах по подстановочной таблице. (Отображается на проекционном экране.)
Предлог или приставка? (на, под, при, за) Почему?
( ) стенный календарь, календарь ( ) стене
( ) земный переход – переход ( ) землей
( ) школьный сад – сад ( ) школе.
( ) городная поездка – поездка ( ) город
(Самооценка.)
Задание 6. Смоделировать усвоенные знания.
– Как отличить предлог от приставки?
– Проговорить модели усвоенных знаний.
(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.)
(Самооценка.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
Обобщение урока:
- Какая задача была поставлена?
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Как узнали?
- Какие выводы вы сделали на уроке?
- Еще раз проговорить выводы вслух и про себя.
- Посоветуйтесь в группах и оцените свои знания, полученные на уроке.
Домашнее задание.
- Повторить выводы, упражнение № 344.
- Придумать и написать слова с предлогами и приставками.
- *Выполнить свободную творческую работу.