I четверть. «Истоки родного искусства». (8 часов)
Урок №1
Тема: «Пейзаж родной земли» (1 час).
Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,- И. Левитана, И. Шишкина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, ее особенностей. Так, И. Шишкин создал величественный образ российской природы, раскрыл ее как прекрасную обетованную землю, и образы художника стали во многом символами красоты нашей страны. В пейзажах И. Левитана тонко и глубоко выражена особая одухотворенность и душевность российской природы, поэтическая изменчивость ее состояний, создающих разное настроение. Красота нашей природы также проявляется в контрастной смене времен года, когда в окружающем нас мире совершаются удивительные превращения. Просмотр и обсуждение картин художников. |
III. |
Практическая работа |
Напомнить учащимся, как композиционно заполняется весь лист, средства художественной выразительности в пейзаже. Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 2
Тема: «Пейзаж родной земли. Пейзажи Кубани» (1 час).
Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение кубанской природы (пейзаж).
Зрительный ряд: репродукции картин кубанских художников, рисунки учащихся прошлых лет.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
Беседа о художника Кубани. Андрей Валерьевич Бандурин Особенностью стиля А.В. Бандурина является четкое следование принципам графичности, использование элементов стиля фэнтези, тесная связь с искусством старых мастеров. Широкий успех художнику принесли работы карандашом и шариковой ручкой. Художник является продолжателем традиций русских мастеров в пейзаже. Другие работы выделяются тем, что объектом внимания становятся старые улочки и дворики Краснодара, которые, несмотря на свою неказистость, расцвечены яркими звучными красками. Сергей Викторович Дудко «Лучше гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал» - эти легендарные слова из песни Владимира Высоцкого как нельзя точно подходят к творчеству знаменитого краснодарского художника Сергея Викторовича Дудко. Его полотна буквально завораживают своей красотой. Покрытые белизной горные вершины, отвесные скалы, холодное дыхание ледников и бесконечная красота неба. Творчество Сергея Викторовича Дудко получило широкое общественное признание, ему посвящены многочисленные публикации, передачи на радио и телевидении. В 2003 году он назначен председателем художественного экспертного Совета краевой организации Союза художников России. |
III. |
Практическая работа |
Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 3
Тема: «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» (1 час).
Цели: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой Руси. Научить изображать различные виды изб. Развитие фантазии, воображения, творческого мышления.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение традиционной российской деревни.
Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением деревянной архитектуры.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
Глубокая связь с природой – одна из главных особенностей русского народного зодчества. Иногда церковь, изба, хозяйские постройки как бы сливаются с природным окружением, словно повторяют очертания ближних деревьев. Бывает наоборот, когда постройки резко контрастируют с природой, подчиняя себе окружающее пространство, ставя яркий, звонкий акцент. В памятниках деревянной архитектуры, в предметах старинного крестьянского быта поражает красота особой высокой простоты, которая и есть проявление вековой народной мудрости. Все три брата – Мастера помогают людям жить в гармонии с природой. Земля не только дает нам красоту природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Земля нашими предками отвоевывалась у лесов и превращалась в пашни. Холмы как бы выглажены, обихожены руками людей. Когда-то вся Русь была деревянной – от Белого до Черного моря, от Карпат до Амура. Деревни строились вдоль рек, на холмах, и это своеобразный деревянный мир. Избы часто были из нескольких срубов с нарядным крыльцом, с наличниками на окнах, ворота крепкие, украшенные, а еще сараи, риги, баньки, ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев. Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день, смотрелись как серебряные, а на солнце – словно теплый светящейся мед. Основные традиции построения избы были общие, ведь они определялись, прежде всего, самим материалом – деревом. Самые большие, массивные, с размахом ставили избы на Севере. Здесь более всего сохранились традиции народного деревянного зодчества. |
III. |
Практическая работа |
Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 4
Тема: «Образ красоты человека. Русская красавица» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным женским костюмом. Продолжать учить изображать человека.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение сцен труда в крестьянской жизни.
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины. В праздничном женском костюме выражено желание людей мечтать, надежда на прекрасную жизнь, желание оберечь, сохранить счастье. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе. Рассмотрение русского народного женского костюма. Просмотр и обсуждение картин художников. |
III. |
Практическая работа |
Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 5
Тема: «Образ красоты человека. Мужской русский народный образ» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным мужским костюмом. Продолжать учить изображать человека.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: изображение крестьянина
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
Знакомство с русским народным мужским костюмом. Напоминание правил изображения фигуры человека |
III. |
Практическая работа |
Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 6
Тема: «Народные праздники» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: создание эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Объяснение нового материала |
У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том. Как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться. Возникли праздники не случайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Но и сам процесс труда часто обставлялся как праздник. Например, сенокос. Сенокос был общим делом, помогал каждому почувствовать свою сопричастность другим – жить «всем народом». Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться. Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики, торговцы расхваливали товар. На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. |
III. |
Практическая работа |
Выполнение задания. |
IV. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 7
Тема: «Народные праздники. Создание индивидуальных композиций» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: выполнение в цвете эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Практическая работа |
Выполнение задания |
III. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |
Урок № 8
Тема: «Народные праздники. Создание коллективного панно» (1 час).
Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Продолжать знакомство с русскими народными праздниками.
Материалы:
- для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.
- для учителя наглядные пособия, таблицы.
Задание: создание коллективного панно
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание и ход урока |
I. |
Орг. момент |
Приветствие. Проверка подготовки к уроку. |
II. |
Практическая работа |
Выполнение задания |
III. |
Итог урока |
Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. |
|
Домашнее задание |
Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш. |