Тема: Зачем нам общение?
Цели:
- Опираясь на интуитивные и предварительные знания учеников о таком явлении, как «общение», создать первичное представление о научном понятии «общение», его задачах и видах.
- Развивать речь, мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, прививать умение анализировать свои поступки и поступки других, учить правильно «выходить» из сложных ситуаций.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, работы в парах; карточки со словами; иллюстрации из книги Г.Циферова «Жил на свете слонёнок», карта по рефлексии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(включение в урок)
- Сегодня на уроке много гостей. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Урок окружающего мира. Раздел «Человек и человечество».
2. Актуализация знаний.
Работа с карточками.
- У каждого из вас на столе лежит карточка. Переверните её, прочитайте задание внимательно и выполните его:
Выбери правильное утверждение и отметь его словом «да», а неправильное словом «нет».
Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.д.), то это самооценка. | (Да) |
Можно верно оценить человека с первого же взгляда. | (Нет) |
Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно уметь составлять своё мнение о человеке | (Да) |
Если человек нам не нравится – это называется антипатия. | (Да) |
(проверка с доказательством)
3. Постановка проблемы.
а) Беседа.
- Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.
- А что нужно для этого? (пообщаться)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы детей)
- Правильно ли сформулирована тема, мы узнаем из разговора Анюты, Илюши и их мамы.
б) Драматизация.
Мама обращается к детям: - Судя по вашим лицам, поход в музей был удачным, жалко, что я с вами не пошла.
Анюта:- Да, мы… (Илюша показывает знаками , чтобы она молчала)
Мама:- Кажется, друзья-товарищи, вы соврать хотите, да не успели договориться. Не были вы в музее, наверное, в зоопарке побывали. Я угадала?
Анюта: - Ой, мамочка, ну как ты обо всём догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали?
Мама: - Ты, Анна, не хитри напрасно, я не собираюсь вас ругать. А догадаться было несложно. Во-первых, я хорошо вас знаю – общаюсь с вами с самого рождения. Так что личности ваши и характеры мне известны. А во-вторых, вы мне всё сказали своими мимикой и жестами – это ведь тоже язык, только без слов.
Илюша: - А почему ты говоришь «общаюсь», мы же не общаемся, а живём вместе.
Мама: - Нет, мы не просто живём вместе, мы делимся своими мыслями, переживаниями, интересуемся жизнью друг друга. Всё это называется общением.
- Правильно ли вы сформулировали тему?
ОБЩЕНИЕ |
в) Беседа
- Как мама узнала, что ребята хотят её обмануть?
- Как она объяснила догадку?
- Как вы понимаете, что такое общение?
- А нужно ли нам общение?
- Давайте попробуем определить, что мы по этой теме знаем, а что предстоит узнать.
ЗНАЕМ - УЗНАЕМ |
- А хотели бы узнать для чего необходимо общение людям и в чём особенность общения?
4. «Открытие» новых знаний.
а) Составление параметров общения.
- Как вы думаете, что вы должны помнить, общаясь с людьми? (ответы детей)
- Лишь 5 вещей должны вы знать,
И вам язык – не враг.
КОМУ сказать,"
О ЧЁМ сказать,
КОГДА?
И ГДЕ?
И КАК?
- Попробуем ответить на эти вопросы…
Кому? (родственникам, друзьям, учителям)
О чём? (обо всём)
Когда? (в беседе, в игре, в письме, по телефону)
Где? (в школе, дома, на улице)
- Можно ли назвать общением – чтение книг, рассматривание картин? (да, мы общаемся, думаем, переживаем вместе с автором книги, картины)
- Но такое общение даёт нам самые общие представления о личности.
- Попробуйте сформулировать что такое общение. (ответы детей)
5. Первичное закрепление.
а) Работа с учебником.
- Прочитайте, как автор учебника объясняет это понятие.
- Как лучше узнать личность, научиться понимать её? (тесное общение позволяет хорошо узнать личность)
- Да, накапливаем опыт общения. Прочитайте об этом в учебнике.
- Какие чувства вы испытываете во время общения?
- А как люди общаются?
РЕЧЬ устная письменная |
б) Работа с иллюстрациями.
- Я предлагаю посмотреть иллюстрации из книги Г. Цыферова «Жил на свете слонёнок»
(листая иллюстрации обратить внимание на настроение слона)
- «Пообщайтесь» с героем этой книги. Что вы можете сказать о нём? Что заметили?
- А что помогло вам определить его настроение?
МИМИКА губы глаза брови |
ПАНТОМИМИКА поза жесты |
- Чтение определений мимики и пантомимики в учебнике.
- Наука психология называет эти виды общения вербальным и невербальным.
ВЕРБАЛЬНОЕ | НЕВЕРБАЛЬНОЕ |
в) Работа с толковым словарём.
- Заглянем в толковый словарь и найдём объяснение этих понятий.
г) Физкультпауза.
- Как связаны между собой вербальное и невербальное общение?
- Что можно узнать по мимике?
- Давайте пообщаемся: я с вами – вербально, а вы со мной – невербально.
- Покажите жестами, что вы согласны…
- Не согласны…
- Отказываетесь от чего-либо…
- Прощаетесь…
- Здороваетесь…
- Удивлены…
- В панике…
- Какое у вас настроение…
6. Самостоятельная работа.
а) Работа по рядам.
- По данной теме можно узнать много удивительного и интересного. Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно и подготовить информацию об удивительных фактах.
- 1 ряд стр. 36 верхний абзац
- 2 ряд стр. 36 нижний абзац
- 3 ряд стр. 37 верхний абзац
(сообщения детей)
б) Работа в парах.(карточки)
- Попробуйте догадаться по жестам, какие эмоции испытывает колобок. Подпишите эти эмоции. Дорисуйте мимику.
7. Повторение.
а) Работа в группах.
- Изобразите с помощью мимики и пантомимики то, что написано на карточке. А другие группы должны озвучить.
1. Дай мне, пожалуйста, ручку. |
2. Как я рад тебя видеть. |
3. Я читаю интересную книгу. |
4. Девочка ест мороженое и никому не даёт. |
5. Мальчик играл в мяч, но у него его забрали. |
6. Ребёнок испугался собаки. |
8. Итог. Рефлексия. Д/з.
- Какой вид общения вы использовали?
- А кому приходится общаться с помощью невербального общения постоянно? (маленьким детям, глухонемым)
- Всегда ли невербальное общение поможет понять внутреннее состояние? (нет, необходимо ещё вербальное общение)
- Зачем нужно общение?
Оцените свою деятельность на уроке. (карта по рефлексии урока)
Д/з.: стр. 33-37, вопр. 1,2,5; для желающих – задание на жёлтой полоске.
Оценки за урок.