Урок окружающего мира в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Зачем нам общение?

Цели:

  • Опираясь на интуитивные и предварительные знания учеников о таком явлении, как «общение», создать первичное представление о научном понятии «общение», его задачах и видах.
  • Развивать речь, мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, прививать умение анализировать свои поступки и поступки других, учить правильно «выходить» из сложных ситуаций.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, работы в парах; карточки со словами; иллюстрации из книги Г.Циферова «Жил на свете слонёнок», карта по рефлексии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(включение в урок)

- Сегодня на уроке много гостей. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Урок окружающего мира. Раздел «Человек и человечество».

2. Актуализация знаний.

Работа с карточками.

- У каждого из вас на столе лежит карточка. Переверните её, прочитайте задание внимательно и выполните его:

Выбери правильное утверждение и отметь его словом «да», а неправильное словом «нет».

Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.д.), то это самооценка. (Да)
Можно верно оценить человека с первого же взгляда. (Нет)
Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно уметь составлять своё мнение о человеке (Да)
Если человек нам не нравится – это называется антипатия. (Да)

(проверка с доказательством)

3. Постановка проблемы.

а) Беседа.

- Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.

- А что нужно для этого? (пообщаться)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы детей)

- Правильно ли сформулирована тема, мы узнаем из разговора Анюты, Илюши и их мамы.

б) Драматизация.

Мама обращается к детям: - Судя по вашим лицам, поход в музей был удачным, жалко, что я с вами не пошла.

Анюта:- Да, мы… (Илюша показывает знаками , чтобы она молчала)

Мама:- Кажется, друзья-товарищи, вы соврать хотите, да не успели договориться. Не были вы в музее, наверное, в зоопарке побывали. Я угадала?

Анюта: - Ой, мамочка, ну как ты обо всём догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали?

Мама: - Ты, Анна, не хитри напрасно, я не собираюсь вас ругать. А догадаться было несложно. Во-первых, я хорошо вас знаю – общаюсь с вами с самого рождения. Так что личности ваши и характеры мне известны. А во-вторых, вы мне всё сказали своими мимикой и жестами – это ведь тоже язык, только без слов.

Илюша: - А почему ты говоришь «общаюсь», мы же не общаемся, а живём вместе.

Мама: - Нет, мы не просто живём вместе, мы делимся своими мыслями, переживаниями, интересуемся жизнью друг друга. Всё это называется общением.

- Правильно ли вы сформулировали тему?

ОБЩЕНИЕ

в) Беседа

- Как мама узнала, что ребята хотят её обмануть?

- Как она объяснила догадку?

- Как вы понимаете, что такое общение?

- А нужно ли нам общение?

- Давайте попробуем определить, что мы по этой теме знаем, а что предстоит узнать.

ЗНАЕМ - УЗНАЕМ

- А хотели бы узнать для чего необходимо общение людям и в чём особенность общения?

4. «Открытие» новых знаний.

а) Составление параметров общения.

- Как вы думаете, что вы должны помнить, общаясь с людьми? (ответы детей)

- Лишь 5 вещей должны вы знать,
И вам язык – не враг.
КОМУ сказать,"
О ЧЁМ сказать,
КОГДА?
И ГДЕ?
И КАК?

- Попробуем ответить на эти вопросы…

Кому? (родственникам, друзьям, учителям)

О чём? (обо всём)

Когда? (в беседе, в игре, в письме, по телефону)

Где? (в школе, дома, на улице)

- Можно ли назвать общением – чтение книг, рассматривание картин? (да, мы общаемся, думаем, переживаем вместе с автором книги, картины)

- Но такое общение даёт нам самые общие представления о личности.

- Попробуйте сформулировать что такое общение. (ответы детей)

5. Первичное закрепление.

а) Работа с учебником.

- Прочитайте, как автор учебника объясняет это понятие.

- Как лучше узнать личность, научиться понимать её? (тесное общение позволяет хорошо узнать личность)

- Да, накапливаем опыт общения. Прочитайте об этом в учебнике.

- Какие чувства вы испытываете во время общения?

- А как люди общаются?

РЕЧЬ
         устная           письменная     

б) Работа с иллюстрациями.

- Я предлагаю посмотреть иллюстрации из книги Г. Цыферова «Жил на свете слонёнок»

5 
(листая иллюстрации обратить внимание на настроение слона)

- «Пообщайтесь» с героем этой книги. Что вы можете сказать о нём? Что заметили?

- А что помогло вам определить его настроение?

 МИМИКА
губы      глаза      брови

ПАНТОМИМИКА
поза                жесты

- Чтение определений мимики и пантомимики в учебнике.

- Наука психология называет эти виды общения вербальным и невербальным.

ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ

в) Работа с толковым словарём.

- Заглянем в толковый словарь и найдём объяснение этих понятий.

г) Физкультпауза.

- Как связаны между собой вербальное и невербальное общение?

- Что можно узнать по мимике?

- Давайте пообщаемся: я с вами – вербально, а вы со мной – невербально.

- Покажите жестами, что вы согласны…

- Не согласны…

- Отказываетесь от чего-либо…

- Прощаетесь…

- Здороваетесь…

- Удивлены…

- В панике…

- Какое у вас настроение…

6. Самостоятельная работа.

а) Работа по рядам.

- По данной теме можно узнать много удивительного и интересного. Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно и подготовить информацию об удивительных фактах.

  • 1 ряд стр. 36 верхний абзац
  • 2 ряд стр. 36 нижний абзац
  • 3 ряд стр. 37 верхний абзац

(сообщения детей)

б) Работа в парах.(карточки)

- Попробуйте догадаться по жестам, какие эмоции испытывает колобок. Подпишите эти эмоции. Дорисуйте мимику.

7. Повторение.

а) Работа в группах.

- Изобразите с помощью мимики и пантомимики то, что написано на карточке. А другие группы должны озвучить.

1. Дай мне, пожалуйста, ручку.

2. Как я рад тебя видеть.

3. Я читаю интересную книгу.

4. Девочка ест мороженое и никому не даёт.

5. Мальчик играл в мяч, но у него его забрали.

6. Ребёнок испугался собаки.

8. Итог. Рефлексия. Д/з.

- Какой вид общения вы использовали?

- А кому приходится общаться с помощью невербального общения постоянно? (маленьким детям, глухонемым)

- Всегда ли невербальное общение поможет понять внутреннее состояние? (нет, необходимо ещё вербальное общение)

- Зачем нужно общение?

Оцените свою деятельность на уроке. (карта по рефлексии урока)

Д/з.: стр. 33-37, вопр. 1,2,5; для желающих – задание на жёлтой полоске.

Оценки за урок.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ