Многие родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с определенными трудностями при адаптации ребенка к условиям детского сада. Сущность данной проблемы, прежде всего, состоит в том, что привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи и т.д.
Возраст ребенка при поступлении в ДОУ может быть разным: и первый, и второй, и третий год жизни. Однако первое посещение детского сада в любом возрасте является стрессовой ситуацией для малыша. [1]
Данный период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности.
Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы. [5]
С целью введения детей раннего возраста в условия дошкольного образовательного учреждения в нашем детском саду созданы группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей и их родителей.
Данная работа направлена на реализацию:
- обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
- личностного развития детей раннего возраста;
- педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- подготовить ребенка к посещению яслей;
- создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- развитие речи, ознакомление с окружающим;
- изобразительная деятельность (лепка, рисование);
- действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями, строительным материалом;
- подвижные и музыкальные игры.
Структура образовательного процесса.
- Встречи с детьми и их родителями 2 раз в неделю по 1,5 часа.
- Консультации для родителей.
- Оздоровительные и профилактические мероприятия во время пребывания детей в ДОУ – фитонцидотерапия, дыхательная гимнастика, кислородный коктейль. (Приложение 1)
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В месяц проводится восемь встреч, который включают в себя:
- Приветствие;
- Занятия(сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, музыкальное воспитание, развитие движений) – чередуются;
- Индивидуальная работа;
- Свободная деятельность в живом уголке;
- Консультации для родителей. (Приложение 2)
Один раз в месяц для детей проводятся развлечения.
Предполагаемые результаты:
- Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Повышение физического и психического уровня развития детей.
Анализируя динамику роста заболеваемости детей, впервые 3 месяца пребывания в дошкольном образовательном учреждении, можно отметить, что те дети, которые посещали группы кратковременного пребывания и прошли там адаптацию, которая прошла безболезненно, так как ребенок находился вместе с мамой, болели в 2 раза меньше и переносили заболевание намного легче.
1 младшую группу посещают 15 детей.
Из них – 10 детей посещали группу кратковременного пребывания в нашем детском саду, а 5 детей пришли из дома.
Изучив показатели, влияющие на исход адаптации в дошкольном образовательном учреждении, можно отметить, что могут поддерживать контакт со сверстниками 90% детей, посещающих группы кратковременного пребывания и прошедших там адаптацию, и только 60% детей пришедших из дома.
Адекватно относятся к окружающему миру:
- около 80% детей из групп кратковременного пребывания;
- 45% детей из дома.
Проявляют инициативу в игре:
- 80% детей из групп кратковременного пребывания;
- около 70% детей из дома.
- 100% - (10 детей), ходивших в группы КП и всего лишь 40 % - (2 ребенка) – из дома имеют опыт совместных действий с взрослыми.
Можно сделать вывод, что у детей, посещавших группы кратковременного пребывания, адаптация проходит быстрее и эффективнее.
Используемая литература
- Недосека О. «Адаптация ребенка к детскому саду».-ж/л Детский сад от А до Я, №2, 2009, cтр.17.
- М.А.Васильева, В.В.Гербова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
- Программа «Кроха» Г.Григорьева, Д.Сергеева, Н.Кочетова, И.Чиркова.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» .
- К.Белая. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста).
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. «Кроха» (Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет).
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста».
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Творю, строю, мастерю» (развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет).
- Камышанова К.И. «Ребенок от рождения до 2 лет».
- Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
- Е.А.Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трех лет»
- Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба «Играем с малышами»
- Э.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
- Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова, Л.Н.Павлова «Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3»
- А.Н.Давидчук, И.Н.Ивашко «Планирование образовательной работы в ДОУ» (1 – 3 года).