Пояснительная записка
Мне захотелось, чтобы на уроке спецтехнологии ребята раскрепостились и посмотрели на изучаемый предмет (овощ: картофель) совсем с другой стороны. Им была предложена ролевая игра « Встать, суд идёт!» Урок рассчитан на 45 минут.
Цель урока:
- познакомить учащихся с картофелем, как химическим веществом;
- историей появления в России;
- чем полезен и вреден картофель для питания;
- расширить представление о его свойствах, о значении для человека;
- кулинарное назначение;
- доказать пользу или вред, приносимый картофелем для здоровья человека;
- привить практические навыки и самостоятельность работы с литературой;
- расширить кругозор;
- развить профессиональные качества.
Урок прошёл на одном дыхании.
Роли:
- «судья» - ведёт судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;
- «секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;
- «обвиняемый» - продукт, оценка, которого будет осуществлена в ходе ролевой игры;
- «обвинитель» - выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого продукта;
- «адвокат» - находит факты, аргументы, оправдывающие продукт;
- «свидетели защиты» - технолог, агроном, историк, медик, повар;
- «свидетель обвинения» - историк;
В кабинете, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «судья» и «зрители» (в центре кабинета), «обвинитель» и «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в кабинете.
Секретарь обращается к залу: «Встать, суд идёт!» (Все присутствующие встают.)
Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению картофеля, который содержит вредные и ядовитые вещества для организма человека. Судья предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи (5 минут) «обвинителя» «судья» вызывает по очереди «свидетеля обвинения», которому задают вопросы или просто выслушивают его заявление. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелю обвинения». Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Судья может задавать дополнительные вопросы «свидетелям защиты». «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, предоставленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «невиновен», предоставляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество «за» и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Тема нашего урока: «Всё, что мы знаем о картофеле».
Цель нашего урока: «доказать, что картофель – полезен для питания человека».
Урок у нас будет проходить в виде игры «Суд».
Секретарём заседания – буду я. Чтобы наше заседание выглядело наглядно, я буду вести таблицу правосудия.
(На доске нарисовать таблицу «положительные и отрицательные качества картофеля).
«Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. (На ответы даётся 5 минут).
В качестве присяжных, выбраны учащиеся 3 курса (Ф.И.О.):
Прошу присяжных занять свои места.
Обвинитель – учащийся 1 курса….
Адвокат– учащийся 1 курса….
Судья– учащийся 1 курса….
И так «Встать, суд идёт!» (Все присутствующие встают).
Входит «судья».
Судья: Ввести в зал обвиняемого (вноситься картофель, он накрыт, адвокат садиться рядом с картофелем).
Слушается дело по обвинению картофеля, который может принести вред здоровью человечества. Предоставляю слово обвинителю.
Обвинитель: Данные об обвиняемом. Родина подсудимого – Южная Америка (Чили, Перу), он был известен в начале нашей эры, где и сейчас произрастает, а диком виде в горных районах. Предки американских индейцев нашли дикие клубни и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразный; днём жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам его замораживали, а днём сушили на солнце и называли его «Чуньо», а клубни – «паппо».
Первое о нём сообщение было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 году.
Швейцарский ботаник Каспар Бохен в своей книге дал ему ботаническое название «картофель обыкновенный»
В 16 веке один адмирал привёз якобы из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморским овощем своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли картофеля. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли.
Адвокат просит слово: Да, совершенно верно, Ваша честь, кусты картофеля были сожжены, но в золе были найдены испёкшиеся клубни. Печёный картофель всем очень понравился. С тех пор и стал распространяться картофель в Англии
(Адвокат просит разрешения зачитать историческую справку. Судья разрешает.)
Историческая справка.
Когда началась семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошёл на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью.
Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру. Цветы картофеля, принесённые им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими причёску. Король распорядился подавать ему картофель ежедневно к обеду. Придворные последовали его примеру, но с простым народом всё было иначе. Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки (так в то время называли во Франции картофель) французы. Он пошёл на хитрость, добился выделения ему небольшого участка и засадил его им, выставив днём для охраны солдат. Ночью стража уходила. Крестьяне думали, что охраняют что-то очень ценное, ночью тайком выкапывали и ели их, а позже сажали на своих огородах. На родине Пармантье стоит памятник учёному, у которого в руках букет цветков картофеля.
Слово берёт обвинитель. Уважаемый…(обращается к адвокату), а как Вы объясните отношение церкви к этому овощу?
Они утверждали, что картофель разносит проказу, вызывает «одурь».
Адвокат: Да ваша честь, церковь очень плохо относилась к моему подзащитному. Ведь в то время картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его подавали к столу лишь в богатых домах. И, как это не покажется странным, посыпали его тогда не солью, а сахаром. Простой народ не умел готовить его, поэтому было много отравлений. В пищу употреблялись листья, плоды, цветы и стебли. Конечно, вкус таких блюд был отвратительным. Многие известные в те пору сорта содержали много солонина, который придавал блюдам горький вкус, а в больших дозах вызывал отравление. Поэтому церковь отвергала новый овощ, пугая всякой «нечестью». К тому же поговаривали, что плоды этого растения родятся с головой и глазами, как у человека, поэтому есть картофель – значит съедать души человеческие. Церковь называла картофель и «чертовым яблоком», соблазнившим Адама и Еву своим плодом. Поэтому говорили: тот, кто будет, есть его, совершит грех. Поэтому неудивительно, что сажать картофель отказывались на отрез, но со временем признание картофеля всё возрастало.
Слово предоставляется обвинителю: Вы уважаемый…, очень хорошо говорите о своём подзащитном. Я хочу привести данные, которые обоснованы наукой и посмотрим, что Вы на это скажете.
- Позеленевший и проросший картофель содержит естественный яд, который называется солонин. В больших количествах гликозиды раздражают слизистую оболочку пищеварительных органов и могут вызвать отравление.
- Сульфитированный картофель должен содержать не более 0,002% сернистого ангидрида. В противном случае, накапливаясь в организме человека, этот токсин ведёт к образованию раковых клеток.
- При хранении в очищенном виде, картофель меняет свой цвет от светло-жёлтого до тёмно-коричневого.
Судья: Обращаясь к адвокату: «У Вас есть, что сказать по этому поводу?»
Адвокат: Да, Ваша честь. Прошу в качестве защиты моего подсудимого вызвать первого свидетеля, технолога…, который разъяснит эти вопросы.
Технолог: Обычно солонин содержится в небольшом количестве, не оказывающем ядовитое действие на организм человека. В нормальном картофеле основное количество соланина находиться в кожице. Этим объясняется специфический вкус картофеля, сваренного в кожице. Гликозиды придают овощам и плодам острый, горький вкус. Их много в проросшем картофеле, частично они удаляются при очистке картофеля, а при его варке переходят в отвар. В связи с этим в весенний период, проросший картофель не следует варить в кожице и использовать отвары.
Очищенный картофель темнеет на воздухе в результате окисления аминокислоты под действием фермента. Чтобы предотвратить потемнение очищенного картофеля, его хранят в воде (не более 2 – 3 часа) или без воды, подвергнув сульфитации или бланшированию. Конечно же, нужно строго соблюдать правила сульфитации и при кулинарном использовании такой картофель промывать холодной водой.
Мне ещё хочется сказать о том, что картофель является источником витамина «С», а также картофель содержит полноценные белки. Суточная потребность организма человека составляет 50-70 мг. 250 г. картофеля покрывают суточную потребность в витамине «С».
Адвокат: Просит вызвать второго свидетеля агронома….
Агроном: Картофель относиться числу важнейших сельскохозяйственных культур. Прежде всего, это ценный продукт питания, его называют вторым хлебом, и не случайно, как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность питания. Главным является крахмал, в зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22% крахмала. Белок картофеля по его биологической ценности стоит выше белков многих растений из-за содержания ряда незаменимых аминокислот. Если питательную ценность белка куриного яйца принять за 100%, то ценность белка пшеницы составляет 65%, а картофеля 85%. Кроме крахмала и белка картофельные клубни содержат сахара, жир, клетчатку, воду. 1кг. Клубней даёт 840 килокалорий, в сутки нужно употреблять 300-400г. картофеля. В клубнях содержаться витамины, а также много солей кальция, калия, железа, йода, серы, которые необходимы для нормального протекания физиологических процессов в организме человека.
Картофель служит сырьём для получения крахмала и для откорма скота. В настоящее время районировано более 90 сортов картофеля, из них 80% отечественной селекции.
Обвинитель: В 18 веке картофель стал причиной войны, между Пруссией и Австрией. Давайте разберём этот факт.
(Приглашается историк).
Историк: Да, действительно между Пруссией и Австрией была развязана война, которая получила название «картофельной».
Судья: Скажите уважаемый…, вы считаете, что картофель был виновником возникновения войны?
Историк: Ни в коем случае, Ваша честь, прусаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, они составляли основу питания населения. Австрийцы любили и уважали картофель, они его переняли с Венгрии, где картофель был уже во всю распространён.
Адвокат: Ваша честь, я хочу зачитать ещё одну историческую справку, в которой видно, как картофель распространялся по России.
Судья: Я не возражаю.
Зачитывается историческая справка.
Историческая справка.
В конце 17 века это растение было завезено в Россию. Пётр1, находясь в это время в Голландии, послал Шереметьеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезённый в Европу картофель не был похожим на современный. У него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население ещё не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затеняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались. В 1770 году были описаны способы выращивания этого растения.
Судья: Прошу разъяснить ход ваших мыслей.
Адвокат: Ваша честь, труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель – второй хлеб», стала истиной.
Мне хочется пригласить ещё одного свидетеля, чтобы все посмотрели на моего подзащитного ещё с одной стороны, про которую сегодня не было сказано ни слова. Попрошу пригласить доктора медицинских наук… для дачи показаний.
Медик: Ваша честь, мне ещё раз хочется напомнить о том, что картофель является источником витамина «С», а этот витамин в организме человека участвует в процессах тканевого дыхания и укрепления стенок кровеносных сосудов. При понижении содержания витамина «С» в организме человека, нарушается деятельность нервной системы, человек становиться раздражительным, чувствительным к шуму, страдает бессонницей и его работоспособность снижается. При длительном недостатке витамина «С» человек заболевает цингой.
Картофель имеет лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применялся в медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении заболеваний желудка: гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающемся упорным сильным кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции, а свеженатёртую кашицу используют при лечении ожогов и экземы.
При гипертонии полезно есть побольше печёного картофеля в «мундире» вместе с кожурой, который положительно влияет на сосуды, снижает кровяное давление.
Что бы избавится от бородавок, разрезанную сырую картофелину нужно приложить срезом к бородавке и привязать на ночь.
Разгрузочные дни рекомендуется проводить и использованием в меню только печёного картофеля с кожурой или сваренного в «мундире» в течение 2 – 3 дней. Необходимо съедать 1-1,5 кг. Картофеля с двумя стаканами сладкого чая. Диета рекомендуется тучным людям при нарушении обмена веществ.
Адвокат: Ваша честь, прошу вызвать ещё одного свидетеля, учащегося группы поваров № 22-24….
Ученик повара: Овощные блюда ценят за содержание витаминов, углеводов, минеральных веществ, органических кислот, витаминов, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Энергетическая ценность 100 г. картофеля: 83 ккал, или 347 кДж. Пищевая ценность картофеля высокая благодаря содержанию большого количества крахмала. Варить его нужно небольшими порциями, чтобы не ухудшался его вкус, не снижалась пищевая ценность, не изменялся цвет.
(Показывает книгу «Энциклопедия народов мира», ссылается на неё).
Если мы посмотрим блюда народов, населяющих нашу планету, то мы увидим, что картофель является одним из любимых овощей.
Чехи любят суп картофельный со сметаной – это их национальное блюдо.
Норвежцы – клопс – клёцки из рыбного или говяжьего фарша в молочно – крахмальном соусе.
Индийская кухня славится – картофелем со знаменитой приправой карри.
В Греции – ни одно торжество не обходится без блюда картофель фаршированный, для фарша используют разные начинки.
Венгры славятся гуляшом. Это их национальное блюдо, которое варится вместе с картофелем.
В Северной Ирландии картофель пользуется особой любовью.
В Латиноамериканской и Североамериканской кухнях много блюд из картофеля, его используют в разном виде.
Татары – бэлиш – это треугольники из пресного или дрожжевого теста начинка картофель или мясо.
Украина славится кныдлями. Это вареники из картофельного теста со сливой вместо начинки, пирожки картофельные – жареные на масле из картофельного теста с ливерной начинкой.
Белоруссию называют картофельной страной, так как народ не представляет свой стол без этого овоща.
В России XVIII – XIX веках с появлением картофеля произошла настоящая революция.
Из картофеля можно приготовить: картофель отварной, картофельное пюре, картофель в молоке, картофель жареный, жаренный во фритюре, котлеты картофельные, зразы, крокеты, запеканку, рулет, салаты, супы, сладкие блюда ( крахмал), чипсы.
(Показывает чипсы, пакетик картофельного крахмала).
Судья: Обвинителю предоставляется заключительное слово.
Обвинитель: Я считаю, что картофель является вредным для организма человека. Он содержит ядовитое вещество ( соланин), которое может привести к летальному исходу. Поэтому его надо как можно больше ограничить в употребление.
Картофель во фритюре – вредное блюдо, при частом употребление можно получить язву желудка, которая перерастёт в рак, одно из самых страшных болезней нашего века.
В природе существует много овощей, которые действительно полезны и необходимы в нашем питании. Прошу вас, Ваша честь, и уважаемые присяжные, вынести окончательное решение – «виновен».
Судья: Адвокату предоставляется заключительное слово.
Адвокат: Уважаемые присяжные, Вы, сегодня услышали доводы свидетелей. Они все уважаемые люди, знающие свои профессии, неоднократно сталкивающиеся с нашим обвиняемым, которого они знают во всей своей красе. И я могу сказать с полной уверенностью, что мой подзащитный «невиновен».
Картофель прочно вошёл в нашу жизнь и утвердился во всех кухнях народов мира. Как уже здесь неоднократно говорилось, что картофель является главным источником витамина «С». А так, как мы почти ежедневно употребляем картофель, то суточную норму в этом витамине, покрываем полностью. Вы, конечно, прекрасно все знаете, что нехватка витамина «С» ведёт к такой болезни – под названием цинга, выпадают зубы, кровоточат дёсна.
Да, в картофеле содержится соланин, но его количество не большое и оно не оказывает ядовитое действие на организм наш, если не считать весну. Поэтому весной надо обязательно срезать зелёные участки, чтобы не вызвать отравление и как сказал уважаемый технолог: « ... нельзя в весенний период употреблять отвары и употреблять картофель в кожуре». Энергетическая ценность 100 г картофеля, благодаря высокому содержанию крахмала, в 2 раза выше, чем у свеклы и моркови, и составляет 83 ккал или 347 кДж. Мой подзащитный безобиден, если соблюдать санитарные и гигиенические правила при первичной обработке, сроки хранения, а также технологию приготовления блюд из картофеля.
Судья: Мы здесь с вами выслушали и обвинителя и адвоката. Я хотел бы послушать народ, что он скажет про обвиняемого.
«Не виновен!» (хором, затем показывают плакаты с пословицами).
ПОСЛОВИЦЫ:
- «Картошка хлеб бережёт»;
- «Клади картошку в окрошку, а любовь – в дело»;
- «Ель да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда?»
Судья: Настало время подвести итоги. Сейчас присяжным нужно будет решить, чьё выступление было более убедительным. И вынести вердикт: « виновен» или « невиновен» подсудимый. Каждый из них выносит решение « виновен» или «невиновен», предоставляя свои аргументы, объясняющие его решение.
Секретарь: Подсчитывает количество высказываний «за» и «против».
Судья: Оглашает приговор.
Повар: Выносит блюдо, приготовленное из картофеля. (Крокеты)
Таблица «положительных и отрицательных критериев картофеля»
|
Вопросы, обсуждаемые на процессе |
Положительные качества |
Отрицательные качества |
1. |
Появление нового продукта в питании. |
|
|
2. |
Отношение церкви на картофель. |
|
|
3. |
Содержание ядовитого вещества (солонина). |
|
|
4. |
Процесс сульфитирования картофеля. |
|
|
5. |
Картофель - виновник войны? |
|
|
6. |
Картофель в России. |
|
|
7. |
Можно ли сказать, что картофель – это лекарство? |
|
|
8. |
Кулинарное назначение картофеля. |
|
|
9. |
Значение картофеля для человека. |
|
|
10. |
Мнение людей, употребляющих картофель в пищу. |
|
|
И Т О Г О : |
|
|