Дидактический материал предназначен для организации самостоятельной работы на уроке и в домашних условиях. К заданиям даны разъяснения, образцы выполнения упражнений, многие из которых имеют “ключ”.
Материал представлен в виде технологических карт. Приоритетное значение имеют упражнения на закрепление и отработку темы.
Задания разноуровневые:
- уровень А – упражнения, выполняемые с помощью одной-двух логических операций;
- уровень В – задания повышенной сложности;
- уровень С – творческие задания.
Карточка № 1. Понятие о причастии
Цель: познакомить с понятием “причастие”, выработать умение находить причастия в тексте.
№ заданий |
Задания |
Форма работы |
Справка |
I |
1. Выпишите слова, отвечающие на вопрос какой? · Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне веющей весны. · В весенних лужах отразилось небо с плывущими по небу облаками. · В лесу из-под кореньев вырвался томившийся в неволе ручеек. · Сверкающие капли срываются с веток берез. · Обласканная солнцем земля кружит голову запахом распаренной хвои. | Работа в тетради | |
2. Среди этих слов найдите те, которые образованы от глаголов. Запишите в виде сочетаний слов который + глагол. Укажите в скобках время глагола. | Образец: веющая – которая веет (наст. вр.) | ||
3. Как называется часть речи, имеющая признаки глагола и прилагательного? От какого слова образовано прилагательное весенних? Запишите слово. | Ответ прочтите в учебнике на с. 22. | ||
4. Чем отличается признак, который обозначает причастие, от признака, который обозначает прилагательное? | |||
5. Что общего у причастия и прилагательного? | Проверьте свои выводы по учебнику | ||
II |
6. Выполните синтаксический разбор предложения. Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. Какими частями речи выражены определения? Сделайте вывод о синтаксической роли причастия в предложении. | Подсказка! Причастие можно заменить который + глагол. Проверьте по учебнику | |
III |
Закрепление | ||
А 1. Замените который + глагол причастием. Снег, который сверкает Камыш, который дремлет Свет, который льется Луч, который выглянул Земля, которая оттаяла Ребята, которые заблудились Облака, которые плывут Стекло, которое помутнело Определите вид и время причастий по глаголу. 2. Выполните упр. № 47. | Образец: Ученик, который читает (н.вр., несов. в.) – читающий ученик. Глаголы несов.в. отвечают на вопрос что делать?, сов. в. – что сделать? | ||
В Выпишите только словосочетаний прич. + сущ. В скобках запишите слова, от которых образовались причастия. 1) трудная (...) задача 2) испуганный (...) воробей 3) в проснувшемся (...) лесу 4) белеющие (...) березки 5) теннисный (...) мяч 6) летящий (...) самолет 7) холодный (...) дождь 8) искусный (...) мастер 9) пригревающее (...) солнце 10) развевающийся (...) шарф 11) движущаяся (...) колонна 12) колышущееся (...) пламя 13) жаркий (...) костер | Подсказка! Причастие можно заменить который + глагол, подобной замены с прилагательным сделать нельзя | ||
С Замените глаголы причастиями. Сделайте вывод о роли причастий в речи. · Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. · Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. · Берег, который порос камышом, был виден издалека. · Ветер, который дул с моря, все время усиливался. · Листва, которую ветер сорвал с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. · Мыс, который возвышался над поверхностью воды, был похож на утюг. | |||
IV |
Контрольное задание Укажите причастие. Запишите номер ответа в тетради. 1-й вариант 1) синий 2) синеет 3) синеющий 4) синеватый 2-й вариант 1) зеленоватый 2) зеленеет 3) зеленый 4) зеленеющий |
Литература
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2006.
- Богданова Г.А. Русский язык // Рабочая тетрадь: В 2 ч. / Издательский дом “Генжер”.
- Хазанова С.С., Цвейг Л.В. Русский язык // Практическое руководство: В 5 ч. Минск: ТПЦ “Полифакт”, Московская издательская группа, 1992.