Методы изучения природы. Практическая работа. 5-й класс (Практическая направленность уроков биологии)

Разделы: Биология

Класс: 5


Цели урока: создание условий для развития потребности в познании природы, развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать.

Задачи урока: развитие исследовательских способностей учащихся (творческие качества личности), закрепить навыки выполнения простейших экспериментов, наблюдений, измерений, воспитывать уважительное отношение к собеседнику (коммуникативные качества личности).

Оборудование: химическая посуда, микроскоп, весы и разновесы, еловая и сосновая шишки, термометр для воды и тела, метровая лента, магнит, набор предметов для работы с магнитом, напольные весы, таблица с изображением Юпитера, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на своем уроке.

Рефлексия на начало урока. Ответьте на вопрос: «Как вы себя чувствуете?». Старайтесь отвечать одним словом. Эти слова я помогу подобрать.

Я чувствую: скуку, радость, спокойствие, уверенность, тревогу, удивление. Наша работа на уроке будет исследовательская и практическая. Будьте очень внимательными и последовательно выполняйте все задания. Запишите в тетради число и тему урока. Запишите цель, которую вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке (зачитать цель выборочно).

Девиз урока: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Дистервег

2. Актуализация.

Давайте вспомним методы изучения природы.

а) Я показываю как звенит золото(волос, линейка, золотое кольцо). Где используется это свойство? Какой метод используется?

Для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. В старину люди жертвовали свои ювелирные украшения для изготовления церковных колоколов, чтобы они лучше звучали, а также в ломбардах для определения подлинности золотого изделия. Метод эксперимент.

б) Взвешиваю на напольных весах одного ученика. Каким методом пользуюсь?

в) В 1944 году телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какие случаются один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Какой метод изучения природы позволил сделать такой вывод?

Можно ли изучать природу, владея одним методом? Почему?

Прослушивание сообщения учащегося» Птицы на проводах». Какие методы изучения природы вы найдете, прослушав сообщение?

Физминутка.

3. Формирование знаний, умений и навыков.

Еще задолго до сегодняшнего урока три ученика класса занимались исследовательской и экспериментальной работой дома. О результатах своей работы они нам расскажут.

1-й ученик занимался выращиванием рассады лука на свету и в темноте.

2-й ученик занимался исследованием при выращивании рассады томатов в перегное и в песке.

3-й ученик в течение двух недель наблюдал за погодой и вел фенологический календарь.

Поощрение индивидуальных достижений учащихся.

Ну а теперь переходим к самому важному в нашем уроке, к выполнению практической работы. Работа выполняется в группах. Каждой группе выдаются карточки с заданиями (смотрите приложение). На столах учащихся стоит оборудование для выполнения работы. Перед выполнением работы нацеливаю учащихся, что по окончании им надо ответить на вопрос, написанный на доске.

Проблемный вопрос: «В какой сфере практической деятельности человек использует знания о методах изучения природы?»

По окончании работы каждая группа отчитывается.

4. Итог урока.

Проанализируйте, достигли вы цель, которую ставили в начале урока.

Рефлексия на конец урока.

Как теперь я чувствую: скуку, радость, спокойствие, уверенность, удивление, тревогу.

5. Домашнее задание:

с. 144 -147, выбери себе сам:

а) ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания».

б) придумай примеры различных методов изучения природы.

в) сделайте рисунки или приклейте картинки на альбомный лист различных методов изучения природы.

Литература:

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение» 5 класс, 2000.
  2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Методические рекомендации», 2000.