Цель:
- познакомить детей с новой конструкцией предложения
- показать роль предложений с прямой речью в речи;
- развитие умения пунктуационно оформлять такие предложения,
- развитие умения производить синтаксический разбор простого и сложного предложения,
- продолжение обогащения словарного запаса детей,
- развитие связной устной и письменной речи учащихся .
Ход урока
I. Оргмомент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Посмотри вокруг скорей
Сколько среди нас гостей
Улыбнись им веселей
И садись за стол ровней.
Посмотри, все ли в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка.
Вижу я что ты готов
Поскорей начать урок.
Кто назовет, из каких этапов будет состоять наш урок.
- Минутка чистописания.
- Знакомство с новыми словами.
- Лингвистическая задача.
- Ее решение.
- Парная работа.
Молодцы!
II. Тренировка в чистописании
– Как обычно, на нашем уроке- минутка чистописания, которая подготовит вас к красивому письму на уроке. Сегодня мы повторим соединения букв:
р ре ни еи ше ер ин еи
задание: из букв и их соединений собери слово и ты узнаешь с каким новым словарным словом ты познакомишься на уроке.
III. Знакомство со словарным словом, Актуализация прежних знаний
Решение – Что означает это слово ! (высказывание детей)
– А вот, что записано в большом толковом словаре русского языка.
Решение – это
1. обдуманное намерение сделать что-либо, заключение, вывод из чего либо;
2. то, что принято в результате обсуждения, постановление.
– Какие однокоренные слова вы можете образовать от этого слова?
Решить
Решенный
В каких значениях может употребляться слово “решение”? (ответы детей)
Посмотрите на карточку №1, прочитайте первое предложение и объясните значение словарного слова. (итог)
Второе предложение – постановление.
Третье предложение – решение, ответ
Карточка №1
- Трудно было прийти к окончательному решению.
- Наконец-то прочитали решение суда.
- Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.
Вывод: слово “решение” – многозначное, имеет много значений
Запишите в тетрадь только то предложение, к которому подходит эта схема.
Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)
IV. Возникновение интеллектуального затруднения
– А теперь запишите под диктовку новое предложение.
Учитель сказал: “Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи”.
– Не знаете, как записать?
– Почему?
– Что необычного?
– Проведем исследование этого предложения.
(ответы детей)
Слышим два предложения
- учитель сказал
- что сказал учитель(предложение передает слова учителя)
– Это не два, а одно предложение.
– Как можно назвать учителя? (автором)
– А то, что он сказал?(это его речь)
– Кто может сказать,как называется такое предложение? (предложение с прямой речью)
– О чем же мы будем говорить на уроке?(о предложениях с прямой речью)
– Как назовем тему урока?(Прямая речь)
– Какие цели и задачи поставим перед собой?
– Научиться записывать предложения с прямой речью;
– Находить такие предложения;
– Грамотно их записывать;
– Молодцы!
– Оказывается, предложение, которое я попросила вас записать, – это предложение с прямой речью. Оно не относится ни к категории простого или сложного предложения. Это особый вид предложения.
– Но почему же речь называют “прямой”?
Обратимся к словарю.
Прямая речь – в грамматике: чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (словарь Ожегова с.546, на доске)
Обратимся к вашему опыту. Вы много читаете, вспомните, как в художественных текстах оформляются предложения с прямой речью? (прямая речь заключается в кавычки)
Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак который обозначает, что дальше следует.
– Если, прямая речь это чужая речь, как можно назвать говорящего? (автором)
– какую букву используем для схемы предложения? (А)
– А саму прямую речь? (П)
– Составим схему . А: ”П”.
– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли все сделали (стр. 57 правило)
V. Проверка высказанных гипотез по учебнику (чтение правила)
– Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях
– Что же такое прямая речь?
– Как оформляются на письме предложения с прямой речью?
– Попробуем записать наше предложение в тетрадь и на доске.
Учитель сказал: “Многие ребята правильно оформили решение задачи”.
Рядом запишите схему этого предложения.
– А если бы учитель захотел узнать о том, как ребята решили задачу
– Как бы прозвучало это предложение? (с чувством, это отражение особой интонации, вопросительной, она принадлежит другому лицу)
– Какой знак вы бы поставили после прямой речи? (?-он будет стоять до кавычек)
– А если бы учитель похвалил детей, которые правильно оформили решение задачи, как бы прозвучала прямая речь? (! Знак стоит до кавычек)
– Почему же в первом предложении стоит точка? (Она означает только конец предложения и передает чужую речь)
А:”П?”, А:”П!”, А:”П”.
– Напишем опорные слова, которые нам помогут запомнить правило “Что же такое прямая речь”
прямая речь
- дословно (передается дословно)
- чувство (выражает чувство)
- интонация (передает интонацию)
VI. Применение полученных знаний на практике
– Попробуем потренироваться в составлении предложений с прямой речью. А для этого вам нужно будет найти слова автора и саму прямую речь, то есть то что передали эти авторы .Но вся трудность состоит в том, что предложения “рассыпались” и их нужно восстановить. Работать вы будете в парах.
Предложения
- Учитель опять обратился к классу: “Это доказательство приведено в учебнике”.
- Таратар успел только вставить: “В древности теорему Пифагора знали лишь отдельные ученые, теперь ее учат все”.
- Сыроежкин читает стихи:
“И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век ”.
Проверка
Прочитайте первое предложение, назовите слова автора и прямую речь.
- 2-е предл.
- 3-е предл.
– Кто узнал, из какого произведения эти предложения? (Евгений Велтистов “Приключения Электроника”)
Вспомните последовательность событий. Расставьте эти предложения по порядку.
– Прочитайте.
– Какие глаголы подсказали вам то, что это слова автора?
– Поищите их в предложениях, которые вы записали и составили
обратился
читает
сказал
забормотал
подтвердил
крикнул
подумал
– Эти глаголы называют глаголами речи.
– Как вы думаете, почему? (после них идет прямая речь)
– Что передают эти глаголы? (речь, чувства, мысли)
– Запишите глаголы в тетрадь, подчеркните проверяемую безударную гласную.
Проверка
VII. Синквейн
А сейчас мы подведем итог урока, используя синквейн, где вы запишите самые важные слова. Пользуясь материалом нашего урока, придумайте и запишите
- одно существительное (речь)
- два прилагательных (прямая, чужая, дословная)
- три глагола (передавать, сказать, говорить, записать)
- одну фразу из четырех слов (Я понял прямую речь)
- Одно существительное или другую часть речи.
– Прочитайте,что у вас получилось?
– Молодцы!
– Какое исследование провели?
Те задачи, которые перед собой поставили, решили?
Спасибо за урок.