Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями космос, космические аппараты;
- Пробудить интерес к изучению литературы на тему «Космос»;
- Воспитывать патриотические чувства у учащихся;
- Расширять словарный запас детей, мелкую мускулатуру рук.
Оборудование:
- ЛЕГО – конструктор (можно пластилин, др.);
- книги « У доброй славы большие крылья» Издательство « Жизнь и мысль» ОАО « Московский учебник» 2007, составители: Н. Светловская, Т. Пиче-оол;
- Толковый словарь;
- иллюстрации с изображением космических аппаратов;
- видеофрагмент о космосе из энциклопедии « Кирилла и Мефодия»;
- Аудиозаписи песен: авторы Ев. Долматовский , В. Мурадели «Я – Земля…», Добронравов, А. Пахмутова «Знаете каким он парнем был…».
- Видеопроектор, магнитола, экран.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель загадывает загадку:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
3. Беседа о космосе.
У: - Что такое космос?
Д: - Это то, что окружает нашу планету…
У: - Давайте прочитаем статью из Толкового словаря, которая объяснит понятие космос:
Д: - Космос (греческое) синоним астрономического определения Вселенной. Выделяют
Ближний космос – исследуемый с помощью искусственных спутников Земли, космическим аппаратом, межпланетных станций; дальний космос – мир звёзд и галактик.
У: - Вот что такое космос. Скажите, что в этом определении вам не понятно?
У: - Кто такие космонавты?
Д: - Это люди, которые летают в космос.
У: - Сейчас мы послушаем песню о космонавтах.
Прослушивание записи песни « Я – Земля…».
У: - Ребята, А вы знаете имя первого в мире космонавта?
Д: - Да, Юрий Гагарин.
У: - 12 апреля 1961 года, планету потрясла неожиданная весть: « Человек в космосе! Русский!». Многовековая мечта людей о полетах к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль Восток с первым космонавтом на борту – гражданином СССР Ю. А. Гагариным. Посмотрите на фото первого космонавта. К моменту своего полёта Гагарину было 27 лет.
Показ видеофрагмента о запуске корабля « Восток» из энциклопедии « Кирилла и Мефодия».
У: - С орбиты Гагарин докладывал: « Вижу горизонт Земли! Такой красивый ореол!». Голос его звучал спокойно и уверенно.
4. Чтение отрывка из рассказа «Вижу Землю!» из книги «У доброй славы большие крылья».
Д: - Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса корабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его придавило огромной тяжестью. Показалось, что это продолжается очень долго, но голос Королёва с Земли объявил, что прошло немногим больше одной минуты. Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело, они сделали своё дело: вынесли корабль на орбиту. Но вот тяжесть схлынула. В ту же минуту Гагарина словно подняло с кресла: если бы не ремни, он взлетел бы.
Так вот что это такое – невесомость. Он смотрел в иллюминатор. Как всё переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась чёрная темнота космоса.
Лишь выпуклый бок Земли был обведён тоненьким ободком атмосферы. Тёмным металлом поблёскивали океаны, хорошо различались земные материки. Такой Земли до Гагарина не видел ещё никто. – Красота-то какая! – воскликнул Юрий. Его услышали на космодроме. – Наблюдаю звёзду в правый иллюминатор. Ушла звёздочка… Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. Его глазами смотрело на Вселенную всё человечество.
Как хороша ты, звёздная дорога!
Летит Гагарин. Он уста чуть-чуть.
И перед ним торжественно и строго
Блестит кремнистый лермонтовский путь.
Так напишет потом поэт Михаил Светлов. Ракета огибала бледно – синий шар Земли. Как ни трудно было оторвать взгляд от иллюминатора, Юрий открыл бортовой журнал и начал записи. Он мчался со скоростью, близкой к 28 тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полёт приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас – самым счастливым человеком на свете! Он громко запел: Родина слышит, Родина знает… Корабль сошёл с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. Вокруг Гагарина бушевала стена огня: горела обшивка, специальная защита корабля. Он невольно взглянул на термометр: нет, в кабине по-прежнему 20 градусов тепла. Всё идёт нормально. Обгоревший шар на парашюте опустился посреди вспаханного поля. Юрий Гагарин был снова на Земле.
5. У: - Послушайте песню «Знаете каким он парнем был».
6. Беседа о космических кораблях.
У: - Что называется космическим аппаратом? Как вы думаете?
Д: - Это корабль для полётов в космос.
У: - Космический аппарат – это и дом, и научная лаборатория. В ней живут и работают космонавты. Ю. Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле « Восток». Впоследствии был запущен аппарат « Восход», уже с несколькими космонавтами. Сейчас отправляются в космос 2 соединённых корабля – орбитальная станция.Вы могли слышать, что 07. 04. 2007 года был произведён запуск с международного космодрома « Байконур» космического корабля с первым космическим туристом на борту, который вернулся на Землю через 13 дней.
У: - Любой космический корабль состоит из нескольких отсеков. (Рассматриваются иллюстрации). Главный отсек – это кабина космонавтов. Он полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни человека. Воздух, которым дышат космонавты, вентиляторы прокачивают через такие химические вещества, которые поглощают все вредные примеси и обогащают кислородом. В космическом корабле продукты хранятся в тубах, которые похожи на тюбики с зубной пастой.
В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, выходят на связь с Землёй по радиосвязи. Кабина космонавтов единственная часть корабля, которая возвращается на Землю. В ней космонавты доставляют результаты своей работы: фото – и видеосъёмка, бортовые журналы с записями. Всё это будут изучать на Земле. Второй отсек – орбитальный. В нём космонавты отдыхают, проводят научные эксперименты, выходят в открытый космос. Есть ещё один отсек, где размещается основное оборудование корабля.
7. Работа в группах.
У: - Сегодня мы с вами построим макеты космических кораблей. Вам в этом помогут иллюстрации, схемы, ваша фантазия.
Дети работают в группах по 5 – 7 человек с конструктором.
8. Выставка работ и подведение итогов урока.
У: - Можно ли космонавтов назвать героями наших дней? Почему?
9. Домашнее задание: подготовить сообщение о лётчике – космонавте.