Урок по математике по теме "Сложение дробей"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Тренировать умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

З. Развивать наблюдательность, внимание, познавательность, интерес, речь.

I. Организация класса.

2 уч-ся читают:

“Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята,
Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
До самого неба рукой достает”.

II. Актуализация знаний.

- Расскажите все, что знаете про дробь 3/5

а) - Что обозначает число 3?

- Как оно называется?

б) -Что обозначает число 5?

- Как оно называется?

в) - Как можно записать дробь в виде частного двух натуральных чисел?

2. - Почему 4/5 > 3/5?

- Сравните 5/8 и 3/8?

3. – Почему 3/4 > 3/5?

- Сравните 2/6 и 2/5?

III. Постановка проблемы

1. - Сложите:

  • 20+ 50
  • 24 +32
  • 72 +39
  • 320 + 230
  • 247 + 321
  • 3/8 +2/8

- Вы смогли выполнить последнее задание?

- Почему не получилось сложить?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (учиться складывать дробные числа с одинаковыми знаменателями)

- Какая же будет тема урока?

(“Сложение дробей”)

Открываю на доске записанную тему урока, а учащиеся пишут у себя в тетради.

IV “Открытие” детьми нового знания.

1. - Каким способом вы предлагаете найти значение этой суммы?

2. - Чтобы найти правильный ответ, выполним одно задание. На доске три изображения крута.

- На сколько частей поделён круг?

 

- У всех у вас есть эти же изображения на отдельном листе.

- Какие две дроби мы должны сложить? (3/8 и 2/8)

- Почему же я круги разделила на 8 частей?

- Кто догадался, что мы сейчас будем делать?

- На 1 круге закрасим красным цветом 3/8.

- Кто это сделает на доске? (дети индивидуально делают на листах)

- Теперь зелёным цветом 2/8 на другом круге.

- Под первым кругом подпишем 3/8, под вторым 2/8.

- Теперь попробуем перенести эти рисунки на последний круг. Какая часть круга закрашена? (5/8)

- Подпишем под 3 кругом.

- Какое действие мы произвели между двумя дробями? (сложили их)

- Поставьте между ними знак “ + ”.

- Сколько получилось? (ставлю “ = ”)

 - Что интересного заметили? (знаменатель не изменился, а числитель стал равен 5).

- Какой ВЫВОД можно сделать о сложении дробей с одинаковыми знаменателями?

- Сравните ваши предположения с выводом в учебнике на странице 7.

3. - Что ещё нового вы узнали из правила? (опорная схема)

На доске появилась опорная схема:

a/n + b/n = a+b/n

- Что обозначают буквы а, b, n ?

- Будем пока пользоваться этой схемой.

V. Первичное закрепление.

1. Упр.3 стр.7 (на доске фронтально).

- Попробуем сложить дроби используя числовой луч.

а) - Какие две дроби складываем?

- Первую дробь уже изобразили. Если к ней прибавить 3/9, какое число по правилу должны получить? (7/9)

- Проверим: от 0 это 7  часть?

- Запишем ответ в прямоугольник.

б) -На сколько частей разбито целое число? (5)

- Где на числовом луче следует поставить дробь 1/5?

- Покажем стрелочкой сложение. На сколько частей передвигаемся вправо? (3)

- Сколько по правилу должны получить? (4/5)

- Попала ли ваша стрелочка на 4 часть?

- Запишем ответ.

Работа в парах.

  • Упр.2 стр.7

- Оцените себя.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Упр.4 стр.7

- Оцените себя.

- Сложение дробей используется и при решении задач.

  • 1 в. - 6(а) стр.8 (без граммов)
  • 2 в. - 6{б) стр.8 (без второго вопроса)

По одному учащемуся на закрывающихся досках решают задачу.

- Кто решил иначе?

- Оцените свою работу.

VI. Повторение.

- Но в основном в жизни мы сталкиваемся не с дробными числами, поэтому повторим действия с ними.

- Решите уравнения:

  • у:23+ 312=390
  • (х-З7) x 7=917

Если останется мало времени, предложить: у : 9 + 48=60

- Оцените свою работу.

VII. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Домашнее задание,

  • Все: упр.7 стр.8
  • По выбору: упр.14(а) или' (б) стр.ч.
  • По желанию: упр.16* стр. 9(а,б).