Цели:
- Активизировать словарь по теме "Перелётные птицы" (названия, признаки, действия).
- Учить группировать птиц по месту обитания (лесные, болотные, водоплавающие), отгадывать по названным признакам в загадках.
- Образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (птенцы, части тела птиц).
- Закреплять и использовать на практике предлоги (в, на, к, под, с, из, за, над, от, из-за, из-под) через игровое упражнение "Птичка".
- Развивать диалогическую речь через ответы на вопросы по содержанию картины "Скворушка в гости собирается".
- Развивать речевое дыхание и мимико-интонационную сторону речи через упражнения "Свеча", "Чудо-лесенка", "Стрелок".
- Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику "Посчитаем птиц" и упражнение "Что забыл нарисовать художник?". Закреплять умение ориентироваться в пространстве при работе на карточках.
- Развивать логическое мышление через умение обобщать, рассуждать.
- Формировать активный интерес к жизни птиц, воспитывать стремление охранять и защищать пернатых.
Оборудование:
- Птичьи перья с загадками и заданиями для детей;
- картинки с изображением перелётных птиц;
- птичка на палочке для игры;
- картина "Скворушка в гости собирается";
- текст для игры с пальчиками;
- картинки птиц с недорисованными частями туловища;
- карточки с изображением птиц в разных направлениях;
- цветные карандаши;
- свеча для развития речевого дыхания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени отчеству (вариант - ласково).
Чтобы на занятии нам было легко и интересно, мы проведём небольшую разминку.
2. Дыхательная гимнастика "Свеча".
Предлагаем детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно "танцевать" пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
3. Пальчиковая гимнастика "Посчитаем птиц".
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем птичек мы считать:
Ласточка и два стрижа,
Грач, кукушка, иволга,
Аист, цапля, пять ворон -
Лишний улетает вон!
Логопед: Кто лишний в нашей считалке?
Почему?
Сколько перелётных птиц мы насчитали?
Как вы думает, о ком мы сегодня с вами будем беседовать?
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Наше занятие называется "Весенние гонцы". Гонец - это тот, кто должен донести и передать какую-нибудь новость. Перелётные птицы - посланники, гонцы весны. Как вы думаете, какие вести они несут нам на своих крыльях?
5. Отгадывание загадок.
Логопед: Показывает детям перья, читает стихотворение:
Птичья стая пролетала,
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём
И задания прочтём.
Перья с загадками. (Логопед загадывает загадки, дети отгадки прикрепляют на доску)
- Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, точно вилы (ласточка).
- Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка).
- По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (гусь).
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит (цапля).
- Чёрный, проворный, кричит "крак" - червякам враг (грач).
- Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (скворцы)
Какие птицы остались без загадок? (лебедь, журавль, аист, кукушка).
6. Кто как голос подаёт?
Логопед: Ребята, мы можем узнать друг друга по голосу. Каждая птица подаёт голос по-своему: воробей - чирикает, а как мы отличим перелётных птиц по голосу?
гусь - гогочет,
утка - крякает,
журавль - курлычет,
ласточка - щебечет
соловей, иволга - поют, свистят.
7. Д/и "Родители и детки"
Логопед: Закончите предложение: "Весной птицы строят гнёзда, потому что:"
А теперь скажите у кого кто:
Грач - грачонок - грачата
Аист - аистёнок - аистята
Стриж - стрижонок - стрижата
Журавль - журавлёнок - журавлята
Кукушка - кукушонок - кукушата
Скворец - скворчонок - скворчата
Утка - утёнок - утята
Гусь - гусёнок - гусята
8. Д/и "Большой - маленький"
Логопед: у родителей всё большое, а у деток - маленькое:
голова - головка
рот - ротик
клюв - клювик
перо - пёрышко
пух - пушок
глаз - глазик
хвост - хвостик
грудь - грудка
спина - спинка
коготь - коготок
9. Разминка
Наблюдаем за птичкой и называем действия птички, используя нужные предлоги.
10. Картинная галерея. "Что забыл нарисовать художник".
По пунктирным линиям дети дорисовывают недостающие элементы.
11. Работа по картине "Скворушка в гости собирается".
Вопросы:
- Какое время года изобразил художник?
- Как вы узнали?
- Назовите весенние месяцы.
- Март, какой по счёту весенний месяц?
- Какой месяц идёт после марта?
- Кто на картине скворец или скворчиха? Как вы узнали?
- Как можно ласково назвать птицу?
- Как вы думаете, эта картина обычная или сказочная?
- Почему вы так думаете?
- Как наряжена скворчиха?
- Подберите слова-признаки. Скворчиха какая? (нарядная, красочная, яркая, нежная, весенняя, красивая, неотразимая, очаровательная, привлекательная, обаятельная, пёстрая, славная, кокетливая).
- Как вы думаете, для кого так нарядилась птичка?
- Куда собирается такая красивая дама?
- Что ещё вы видите на картине?
- Докажите. На картине ранняя весна, потому что ...
12. Работа по карточкам.
Логопед:
Кого вы видите на картинке?
Сколько птичек?
Птичку, которая сидит на ветке раскрасить красным цветом.
Птичку, которая над веткой - в зелёный цвет.
Птичка, которая под веткой - в синий цвет.
13. Итог занятия.