Цели: после изучения темы учащиеся смогут:
- правильно строить систему координат;
- определять координаты данной точки;
- находить точку по заданным координатам;
- уметь чертить фигуры по заданным координатам точек.
Оборудование: медиа-ресурс "Элит. Математика 5-7", учебник, конспект урока, карточка №1, карточка №2, алгоритм №1, алгоритм №2, самостоятельная работа по вариантам, вопросник.
Время | Содержание деятельности. | Предполагаемый результат. | Орг. формы. | Действия учителя. | Действия ученика. |
Организационный момент. | |||||
1 | Дети готовы к уроку. | Ф | Проверяю готовность детей к уроку. Даю установку на серьёзную работу. | Записывают в тетради дату. | |
Актуализация знаний и умений. | |||||
1 | Сообщение темы и цели урока. | Знают, какими видами деятельности будут заниматься на уроке и с какими знаниями должны уйти с урока. | Ф | Сообщаю тему и цель урока, виды деятельности. | Слушают и принимают к сведению. |
3 | Работа с вопросниками. (использую технологию КСО). | Умеют точно воспроизводить правила. | И | Организую работу с вопросниками: -прочитайте первый вопрос (вызываю ученика) -кто знает ответ, поднимите руку (слушаю 2-3 ответа) и т. д. |
-читает вопросы -воспроизводит ответы на вопросы |
3 | Работа с карточками. | Правильно читают условие и правильно называют абсциссу и ординату точек. | ППС | Объясняю последовательность
выполнения работы: -нужно правильно прочитать условие -назвать абсциссу, а потом ординату точки -даю образец ответа (А(5;-2)) -сначала вслух проговаривает задание ученик первого варианта, а потом_второго варианта |
-читают условие задания -называют абсциссу и ординату точки -слушают ответы своего товарища, -оценивают ответ -если необходимо, корректируют ответ. |
Формирование новых знаний. | |||||
9 | Работа с учебником. С. 261., № 1379. |
Делают вывод: точка с ординатой, равной 0, лежит на оси абсцисс; точка с абсциссой, равной 0, лежит на оси ординат. | ЧП | Организую работу с учебником: -Откройте учебник стр.261 №1379. -прочитайте сам-но всё задание -прочитайте первый вопрос -покажите на оси ОХ точку. в которой х=0 (ставлю точку цветным мелком) Ученики в тетрадях делают то же самое. -чему равна ордината данной точки? -назовите 2 точки выше оси ОХ с абсциссой 0 (изображаем их цветным мелком) -Назовите 2 точки с абсциссой 0 ниже оси ОХ (изображаем их цветным мелком) -обозначьте сами на координатной плоскости 3 точки с абсциссой 0 - сделайте вывод: где расположены точки с абсциссой, равной 0? -аналогично подвожу к выводу: где расположены точки с ординатой, равной 0? |
Записывают в тетради № задания, строят
систему координат, обозначают точки с заданными
координатами Делают вывод: где расположены точки с ординатой, равной 0, и где расположены точки с абсциссой, равной 0? |
Закрепление изученного материала. | |||||
2 | 1. Работа с тренажёром "Рыбка". | Умеют определять координаты заданных точек | Знакомлю с алгоритмом выполнения работы с тренажёром "Рыбка" | Слушают и принимают к сведению | |
5 | ППС | Организую работу, наблюдаю, если нужно, оказываю помощь. | Ученики в ППС поочерёдно указывают координаты точек (всего 12). | ||
2 | Тренажёр "Рисуем по координатам". | Умеют чертить фигуры по заданным координатам. | Знакомлю с алгоритмом работы с тренажёром "Рисуем по координатам". | Слушают, принимают к сведению. | |
7 | ППС | Организую работу, наблюдаю, если нужно, оказываю помощь.. | Согласно алгоритму, выполняют работу (первую точку первый ученик, вторую точку-второй ученик). Соединяют точки отрезками, в результате получается фигура. | ||
5 | Самостоятельная работа по вариантам. | Умеют сам-но строить точки по заданным координатам, чертить фигуры, отвечать на поставленный вопрос. | И | Объясняю последовательность выполнения работы. | В системе координат, которая уже начерчена в тетради, выполняют задание. |
1 | Рефлексия. | Знают, чему научились за урок. | Ф | Посмотрите, пожалуйста, на цели урока. Чему вы научились за урок? | Отвечают на вопрос учителя. |
1 | Домашнее задание | Понимают, как нужно выполнять домашнюю работу | И | Даю задание: стр. 260 выучить ответы на вопросы, стр.264 .№ 1403, 1404. Поясняю, как выполнять. (в журнал выставлю оценки каждому ученику за самостоятельную работу). | Записывают задание в дневник, слушают, как выполнять дома задание. |
Алгоритм №1 к тренажёру "Рыбка".
- Выделяем точкой слово "По темам".(1 раз левой)
- Выделяем слово "Координаты", нажав 2 раза левой клавишей мыши.
- Находим слова "Координатная плоскость", щёлкаем 1 раз левой по знаку "плюс", появляется знак "минус".
- Выделяем слово "Тренажёры" (1раз левой клавишей мыши) Появляется "минус".
- Выделяем слово "Рыбка" (2раза левой клавишей).
- Нажимаем 1 раз левой клавишей по появившейся картинке.
Читаем задание:
Указать координаты поплавка и рыбка окажется в садке. Ошибка и рыбка уплывёт.
- Ставим курсор в первое окошко и набираем на клавиатуре первую координату; ставим курсор во второе окошко и набираем на клавиатуре вторую координату.
- Для проверки ответа нажимаем левой клавишей 1 раз по квадратику.
- Чтобы завершить работу, нажимаем 1раз левой клавишей по значку "крестик".
Алгоритм №2 к тренажёру "Координатная плоскость".
Выделяем слова "Рисуем по координатам", нажимая на левую клавишу мыши 2 раза. Появится окно "Рисуем по координатам".
- Делаем 1 щелчок по картинке.
- Выделяем слова "Создать рисунок" (1раз левой клавишей мыши). Появляется координатная плоскость.
- Обозначаем координаты первой точки.
- Слева нажимаем на слово "линия".
- Обозначаем вторую точку. Снова щёлкаем по уже изображенной первой точке. Появляется отрезок.
- Отмечаем последовательно все точки с указанными координатами. В результате должен получиться рисунок.
Вопросник по теме: "Координатная плоскость".
- Под каким углом пересекаются прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
- Как называют каждую из этих прямых?
- Как называют точку пересечения этих прямых?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
- Как называют первое число?
- Как называют второе число?
- Объясните, как определить координату данной точки.
- Объясните, как по данным координатам построить точку в координатной плоскости.
Карточка №1.\
Вариант №1.
Правильно прочитайте условие каждого задания и укажите абсциссу и ординату данной точки:
А(-2; -1) Е(4; 2) Д(-3;1) К(2;-2)
Карточка №1.
Вариант№2.
Правильно прочитайте условие каждого задания и укажите абсциссу и ординату данной точки:
С(-1;2) М(-3;-2) Р(4,-3) Е(5;1)
Карточка №2.
Отметьте данные точки в координатной плоскости и соедините их последовательно отрезками:
(5;0), (5;3), (5;-6), (0;-6), (-5;-6), (-5;0), (-5;3), (0;3), (5;3), (4;4), (4;8), (2;8), (2;6), (0;8), (-5;3).
Самостоятельная работа.
Вариант №1.
а) Начертить прямоугольник с вершинами в точках А.(-1;2), В(4;2). С (4;-2), Д(-1;-2).
б) Отметьте точки А(-1;2) и В(3;4). В какой точке отрезок АВ пересекает ось абсцисс?
Вариант №2.
а) Начертить прямоугольник с вершинами в точках А(-1;1), В(3;1), С(3;-2), Д(-1;-2).
б) Отметьте точки А(-2;-5) и В(4;4). В какой точке отрезок АВ пересекает ось ординат?
Самоанализ урока.
На тему "Координатная плоскость" отводится 3 часа. Я проводила второй урок по изучаемой теме. На предыдущем уроке ученики узнали, под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости, как называют каждую из этих прямых, что такое абсцисса и ордината точки, учились строить точки в координатной плоскости с заданными координатами. Так как изображение точки в координатной плоскости, если одна из координат равна 0, вызывает трудности у учащихся, то этой теме я решила посвятить второй урок. Следовательно, урок уместен.
Урок я проводила в соответствии с поставленными целями. Считаю, что поставленные цели достигнуты, так как урок логично выстроен, материал доступен и подан последовательно.
На этапе актуализации знаний и умений я использовала технологию коллективного способа обучения (методика работы с вопросниками), работу с карточками в ППС (в парах постоянного состава). Это позволило осмысленно повторить теоретический материал и отработать простейшие практические умения. На этом этапе мы опирались на знания, полученные на предыдущем уроке. Тем самым я удачно подвела учеников к изучению новой темы.
На этапе изучения нового материала класс работал с учебником. Благодаря продуманной системе вопросов, в деятельность были вовлечены все учащиеся: слушали учителя, отвечали на вопросы, изображали данную точку с заданными координатами, сами находили точку в координатной плоскости, если одна из координат равна 0, делали вывод.
На этапе закрепления изученного материала умения были доведены до навыка. Это было возможно благодаря нестандартной форме организации деятельности, а именно: использование медиаресурса "Элит. Математика 5-7 классы" Работая с тренажёром "Рыбка", ученики определяли, координаты данной точки. Работая с тренажёром "Координатная плоскость", ученики сами строили точку по заданным координатам, строили геометрическую фигуру. Этот вид деятельности строго соответствует целям урока. Использование медиаресурса позволило сэкономить время на уроке. Следовательно, ученики выполнили большой объём заданий. Считаю, что включённость детей в урок на этом этапе была оптимальна.
Это позволило подготовить класс к проведению обучающей самостоятельной работы. При оценивании знаний использован личностно-ориентированный подход.
На уроке использованы разные виды деятельности: работа с вопросниками, с карточками, с тренажёрами, с тетрадями, с учебником. Кроме этого, на уроке использованы организационные формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф), пары постоянного состава (ППС). При объяснении нового материала большое внимание уделено частично - поисковому методу. Это позволяло активизировать деятельность учащихся.
Логично подведён итог урока. Домашнее задание объяснено чётко и детально.