Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой.
  2. Формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность.
  3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.

Оборудование: Индивидуальные карточки, словарные слова, таблица со словами помощниками, ИКТ.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1) Минутка чистописания

Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания.

С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Праз . ник, ст . лица, сер . це, ур . жай, звёз . ный, к . рзина.

Какие это буквы?

По какому принципу вы разделили слова на группы?

(Сегодня мы будем писать буквы: д, о. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звёздный. Буква о – непроверяемая безударная гласная в словах столица, урожай, корзина. Мы разделили слова на две равные группы по орфограммам).

2) Словарно-орфографическая работа (Приложение, слайд 1).

Ситуация, падеж, путешествие, престижный, ремонт, карниз, камыш, адрес, обаяние, свитер.

Прочитайте внимательно слова. Какое слово лишнее?

Объясните почему? Проверяем написанное.

Кто не допустил ни одной ошибки кладёт перед собой один лепесток (лепестки заранее лежат на партах).

Во время словарной работы 4 ученика выполняют индивидуальные задания по карточкам.

3) Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка 1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Морозы распушили деревья и рисуют на стёклах лебединые перья.

Карточка 2. Выполнить морфемный разбор слов:

лебединые, распушили, лесной.

Карточка 3. Выполнить морфологический разбор слов:

(На) стёклах
(На) опушке

Карточка 4. Выполнить фонетический разбор: мороз

4) Знакомство с новым словарным словом

Прочитайте написанные на доске пары слов:

Улей – пчела
конура – собака
тропинка – пешеход
? – транспорт

Вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите смысловую связь в данных парах слов.

С каким, словом мы познакомимся на уроке?

(В каждой паре слов предмет, обозначенный сначала, предназначен для предмета, обозначенного вторым словом. Улей для пчелы, конура для собаки, тропинка для пешехода, а для транспорта – дорога. Значит, сегодня мы познакомимся со словом дорога).

Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например асфальтовым, или без него, предназначенного для движения различных видов транспорта. Одни учёные утверждают, что слово дорога происходит от общеславянского слова дорга, которое является однокоренным со словами дёргать, драть. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями.

Другие учёные утверждают, что на открытых местах любая тропа или полоса быстро превращалась в размытые водами лощины – «дороги».

До сих пор происхождение слова дорога остаётся неясным.

Напишите слово дорога в тетради, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

III. Постановка учебной задачи

Прочитайте написанные пословицы (слайд 2):

Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорожк . бежит.
Беседа дорог . коротает, а песня работу .
Всякая дорог . – вдвоём веселей.

Объясните смысл пословиц.

Какая орфограмма пропущена у существительного дорога.

Сформулируйте тему нашего урока.

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных).

IV. Закрепление изученного материала

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать окончание?

1) Проговаривание алгоритма:

Для того чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных:

  1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится.
  2. Подбираю, слово-помощник и ставлю его в ту же форму.
  3. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
  4. Проверяю написанное.

Какие вы знаете слова-помощники?

(1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь).

2) Спишите: 1 вариант- 1 пословицу, 2 вариант- 2 пословицу.

У существительных определите склонение и падеж.

Проверяем написанное, учащиеся, верно выполнившие задание берут лепесток.

Физкультминутка

Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – приседаете, если с безударным – хлопаете в ладоши.

У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, на воде, в лагере, из шерсти, из реки, около пристани.

3) Самостоятельная работа.

Прочитайте словосочетания. Спишите, выделите окончания у существительных. Определите склонение и падеж имён существительных с пропущенным окончанием.

Спрыгнул с ветк . ,случай из жизн . ,ветка ел . ,пятно на обложк . ,шёл по площадк . ,вода с крыш . ,взял из тарелк . ,рассказ о сирен . ,очищают от пыл .

Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями).

Учащиеся, верно выполнившие задание берут лепесток.

Задание по вариантам:

Выполнить морфологический разбор:

1вариант - (с) ветки

2 вариант - (из) жизни

2 ученика выполняют задание у доски, затем другие 2 ученика проверяют правильность задания у работающих ребят у доски. Остальные проверяют у себя самостоятельно.

 

Верно, выполнившие задание ребята берут лепесток.

V. Рефлексия

Игра «Верно» (читаю высказывания, дети их оценивают и проверяют).

  1. Написание безударной гласной в падежном окончании существительного - это орфограмма. (Верно)
  2. Слова конь, окно являются словами-помощниками для 2-го склонения. (Верно)
  3. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е. (Неверно)
  4. Когда сомневаешься, какую букву и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься. (Верно)
  5. существительных в роще, на ветке в окончание пишется е. (Верно)

Сравнивают с образцом на доске.

Учащиеся, верно выполнившие задание берут лепесток.

VI. Подведение итогов 

  1. Подсчитываем, сколько лепестков цветка заработал каждый ученик.
  2. Оценивание.
  3. Д/з – придумать любые 3 существительных и выполнить морфологический разбор.