Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда даёт желаемые результаты. Существует несколько причин, которые тормозят развитие орфографических навыков:
- неумение учащихся видеть орфограммы;
- неумение распознать знакомую орфограмму;
- неумение при слуховом восприятии выделить слово с такой орфограммой.
При проверке уровня орфографической зоркости у детей, несложно увидеть, как одни довольно быстро подчёркивают орфограммы, другие подчёркивают их только после того, как произнесут слово про себя. И есть ещё одна группа детей, которые ничего не подчеркнут. Это говорит о том, что учащиеся не владеют единым способом действия для выделения орфограмм.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся надо вырабатывать. Как это следует сделать? М.М. Разумовская отмечает, что "имеющийся опыт работы школ позволяет говорить о наличии двух основных путей решения данной проблемы:
Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: "Ищи сомнительные написания" или "Отделяй знаю от не знаю".
Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений. (Обучение орфограмм в восьмилетней школе. Под ред. Разумовской М.М. М., 1974)
Важнейшим условием формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух. Работа над развитием фонематического слуха начинается в период обучения грамоте. Одним из надёжных приёмов развития у детей умения слышать звучащее слово - звуковой анализ.
Вначале, когда дети осваивают звуковой анализ, целесообразно использовать готовые схемы, предлагаемые в качестве опор. На следующих этапах учащиеся могут составлять схемы под руководством учителя, а затем и самостоятельно. Систематически проводимый звуковой анализ способствует выработке у детей фонематического слуха, который должен быть использован как база для развития орфографической зоркости.
Работа по формированию у детей умения видеть орфограммы или "опасные места" начинается со знакомства детей с основными признаками этих "опасных мест" сначала для гласных, а потом и для согласных. Работа проводится в игровой форме.
"Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка ему в ответ: "Что тут писать-то. Как слышишь, так и пиши". Знайка предостерегает его, говорит об опасности, но Незнайка не верит. Ребята помогают Знайке и Незнайке разобраться - кто прав и кто неправ, опираясь на свой личный опыт. Неправ Незнайка, так как многие слова (сосна, лови, росли, река, гора) пишутся не так как слышатся. Эти слова уже встречались при чтении букваря, и был сделан их звуко - буквенный анализ, поэтому дети их легко называют, но объяснить несоответствие произношения и написания пока ещё не могут. Знайка всем рассказывает секрет: для гласных все положения без ударения "опасные места", их надо или проверять (изменяя слова по принципу: один-много) или посмотреть их написание в словаре, или спросить у учителя. Далее предлагается детям написать эти слова, пропустив все "опасные места", чтобы потом правильно их заполнить.
Запись выглядит так: с:сна, л:ви, р:сли, р:ка, г:ра.
Коллективно заполняются пустые места. На вопрос: "Какие же места для гласных в словах "опасные"? дети отвечают: "Места без ударения". Полученные знания закрепляются в процессе дальнейшей работы систематически.
На уроках, где идёт обучение написанию сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, выясняется, что это тоже "опасные места", и объясняется почему.
Так первоклассники знакомятся с основным типом орфограмм среди гласных (любая гласная без ударения - это "опасное место"), так и с другими:
"опасное место" - гласная в слияниях жи - ши, ча - ща, чу - щу, даже если они под ударением (жить, чуть-чуть, час).
Знакомство с "опасными местами" для согласных происходит также при участии Знайки и Незнайки. Незнайка утверждает, что уж согласные - то можно писать так, как слышишь. Дети (имея опыт) исправляют его, говорят, что уже встречали такие слова, в которых произношение и правописание не совпадают (пруд, медведь, сказка, ряд). Далее Знайка помогает сформулировать вывод: для согласных "опасными" являются места в конце слов и перед другими согласными, кроме согласных р, л, м, н.
Теперь звуко - буквенный анализ требуется дополнять ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему?
Учащиеся, установив в слове "опасное место" и убедившись, что не могут проверить данную орфограмму известными им способами, должны обратиться к авторитетному источнику орфографической информации. На начальном этапе таким источником будет букварь и учитель. Затем идёт знакомство детей с правилами пользования орфографическим словарём. Приёмом, с помощью которого закрепляется умение учащихся выделять "опасные места", было написание только тех букв, которые находятся в сильной позиции. Остальные буквы пропускаются и вставляются после выяснения . Это даёт возможность писать любые слова почти без риска допустить ошибку.
Систематическое использование этих упражнений позволяет значительно улучшить развитие орфографической зоркости учащихся на начальном этапе обучения.