Цели и задачи:
- Способствовать формированию эстетического отношения к действительности.
- Развивать художественный вкус, чувство композиции, углублять формирование графических навыков в рисовании предметов с натуры, помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве, оттенков цвета изображаемого предмета, развивать наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к искусству и поэзии, осуществлять межпредметные связи, учить сравнивать рисунок с изображаемым растением.
Оборудование.
- Для учителя: репродукция картины П.Кончаловского «Сирень», методические таблицы «Композиционное построение и последовательность работы акварельными красками и цветной бумагой в изображении ветки растения», материал натурной постановки – ваза с сиренью. Записи детской симфонической музыки, Э. Грига «Рассвет из балета Пер Гюнт».
- Для учащихся: художественные материалы, цветная гофрированная бумага, клей.
Ход урока
I. Организационная момент.
Приветствие гостей. Проверить подготовленность учащихся к работе.
II. Сообщение темы и изложение нового материала.
1. – Сегодня на уроке мы нарисуем ветку цветущего дерева.
(Звучит музыка Э.Грига «Рассвет» из балета «Пер Гюнт»)
Весенние воды.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпиться весело за ней.
Ф. Тютчев
– О каком времени года идет речь в стихотворении Ф. Тютчева?
– Какие изменения в природе происходят весной? Какие приметы мая?
– Май – последний месяц весны. Народная пословица метко говорит о мае: «Май леса наряжает, лето ожидает». Май самый цветущий месяц.
– Что расцветает в садах, на лугах, на лесных полянах? (Подснежники, ландыши, одуванчики, вишня, черемуха и т.д.)
2. – А какое цветущее растение мы будем рисовать, вы уже, наверное, догадались? (Корзина с цветущими ветками сирени)
– Мы нарисуем ветку цветущей сирени.
– Есть легенда о происхождении сирени. Весна, передвигаясь с юга на север, смешивала лучи солнца с разноцветными лучами радуги и бросала их на землю. И там, где падали лучи, распускались причудливые цветы: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие… Когда Весна достигла севера, у нее оставались только фиолетовые лучи. Бросила Весна их на маленькие кустарники, и прикрылись они сиреневыми цветами. Рассыпала Весна и оставшийся белый цвет – получилась белая звездчатая сирень.
– Сирень ассоциируется у нас с весной, свежестью. Пышные, тяжелые грозди сирени, душистое море запахов, прохладное благоухание словно вырастают из зари и тумана. Существует примета искать пятилепестковую сирень. Найти ее – к счастью.
3. – Многие поэты описывали сирень в своих произведениях.
– В стихотворении А.С. Кушнера перед взором поэта предстает куст сирени «у забора с канавкой», который видится им сквозь знаменитую сирень, изображенную художником Петром Кончаловским.
– Закройте глаза и представьте сирень, ее цвет, форму листьев, попытайтесь почувствовать запах цветущей сирени.
Сирень.
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
А.С. Кушнер.
– Вот так видит сирень поэт. А какие цветовые оттенки он использует при описании сирени? (Фиолетовый, белый, лиловый, голубой).
– Какой формы листья сирени?
– С чем сравнивает листья?
4. – Глядя на первозданную, «допотопную красу» тяжелых ветвей, поэт вспоминает картину Кончаловского «Сирень». (На доске репродукция картины)
– Петр Кончаловский (1876-1956 г.г.) – советский живописец, народный художник. Он написал свыше пяти тысяч произведений – картин, портретов, натюрмортов. Кончаловский воспевал аромат русских полей и садов, красоту древних храмов, улыбку юных женщин и смех румяных детей.
– Любил писать натюрморты (жанр живописи, посвященный изображению вещей, помещенных в единой среде и организованных в группы). Много и разнообразно писал сирень. Он умел видеть красоту цветов и щедрость природы.
– Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
– Сегодня мы с вами тоже попробуем передать красоту душистой сирени в своих работах.
III. Практическая работа.
– Чтобы нарисовать ветку цветущей сирени с натуры, надо обратить внимание на композицию, (расположение основных элементов и частей произведения в определенной системе с наибольшей выразительностью) пространственное расположение и цвет растения. Определить форму листьев, грозди цветов.
1. Основные этапы изображения ветки (На доске методические таблицы поэтапного изображения ветки).
- намечаем общую форму ветки: направление стебля, расположение и форму листьев и соцветия, центральные прожилки
- определяем основные цвета и оттенки
- прорисовываем мелкие детали, выделяем контур
- соцветия выполняем в виде объёмной аппликации из гофрированной бумаги
2. Самостоятельная работа. (Выполняется под тихую детскую симфоническую музыку)
IV. Итог урока, анализ детских работ.
На доске плакат с изображением куста сирени. Готовые детские работы с веточками сирени наклеиваем на этот куст, и он расцветает пышными фиолетовыми, белыми, лиловыми гроздьями. Выставка работ сопровождается песней «Белая сирень» в исполнении Н. Баскова.
Критерии оценок работ учащихся.
- композиция рисунка
- конструктивное построение ветки
- цветовое решение
- аккуратность.