Урок по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Методическая цель урока: в ходе урока развивать творческую активность учащихся, учить детей различным видам творческой деятельности.

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний по теме координатная плоскость;
  • закрепление и усовершенствование навыков построения перпендикулярных прямых, точек по координатам, определение координат построенных точек;
  • развивать математическое мышление и логическую речь учащихся, воображение, умение делать выводы, высказывать свои чувства и мысли, расширять кругозор учащихся, умение видеть знакомое в не знакомом;
  • формирование научного мировоззрения воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к своим одноклассникам, прилежание, активность, внимание, эстетический вкус; эстетическое отношение к своему труду.

Подготовка учащихся к уроку: учащиеся готовят к уроку творческое задание: изобразить с помощью точек на координатной плоскости какой-либо рисунок.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Координатная плоскость»

Оборудование: творческие работы учащихся, набор магнитов, словарь урока, набор самодельных плакатов с высказыванием, координатной плоскостью, пентаграммой, портреты ученых (Пифагор, Рене Декарт, Пьер Ферма, Готфрид Лейбниц), магнитофон запись песни «Вернисаж».

Эпиграф урока: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Анатоль Франс.

Оформление доски. Центральная часть

Заранее заготовленная координатная плоскость
На обратной стороне крыла выставка работ учащихся
Тема:
Эпиграф:
Координатная плоскость на плакате
Д.з.
Словарь:
На обратной стороне крыла выставка работ учащихся
  Правая часть доски.
Портреты ученых,
Реставрационная мастерская – под портретами ученых творческое задание.
 

Открывает вернисаж зарисовка, родина которой Франция.

(На плакате готовое изображение координатной плоскости.)

Открыть учебники стр. 260. Работа по вопросам:

а) Что изображено на плакате?
б) Под каким углом ∩ координатные прямые ОХ и ОУ, образующие систему координат на плоскости?
в) Как называют каждую из этих прямых?
г) Как называют точку пересечения этих прямых? Показать на чертеже.
д) Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
е) Как называют первое число?
ж) Как называют второе число?
з) Расскажите как найти абсциссу и ординату точки на координатной плоскости?
и) Расскажите как построить точку на координатной плоскости?

Ответы фиксирует ассистент, который работает на заранее заготовленной схеме класса (ассистент – ученица 8-ого класса)

Гравюра (франц.) – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка. В Европе возникла на рубеже XIV и XV веков. Перед вами гравюры из книг, изображение Пьера Ферма, Рене Декарта и Готфрида Лейбница.

Ход урока

I. Организационный момент.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно…» Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим аппетитом, ведь они всем пригодятся в дальнейшем.

Сегодня необычный урок-урок-вернисаж. Это французское слово.

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.

Такое название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием выставки.

Публичные показы художественных произведений были известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность, в ее современном понимании, началась во Франции в XVIII в., когда были открыты салоны, получившие это название потому, что художники показывали произведения в салонах Лувра.

В России выставки первоначально устраивались при Петербургской Академии художеств. В начале XIX в. на этих выставках выставляли свои картины такие известные живописцы как Кипренский О.А., С.Ф. Щедрин, К.П. Брюлов и другие.

Наш математический вернисаж посвящен теме «Координатная плоскость».

II. Актуализация знаний в ходе следующей работы.

В XVII веке французские математики Рене Декарт и Пьер Ферма впервые открыли значение использования координат в математике. Описание применения координат дал в книге «Геометрия» Р. Декарт. Слова «абсцисса», «ордината», «координата» первым начал использовать в конце XVIII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

III. Закрепление изученного в ходе следующей работы.

Натюрморт (франц.) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.

На этом натюрморте изображена пентаграмма. Определить координаты точек А,В и т.д. и записать их на доске (индивидуальное задание). Этот знак в школе Пифагора считался символом дружбы, он был чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

А(0;3) В(-0,5;1) С(-3;1) Д(-1;0) Е(-2;-2)

F(0;-1) G(2;-2) К(1;0) L(3;1) М(0,5;1)

«Все есть число» «числа правят миром» искренне верил Пифагор. Учение о числах было одной из составных частей его учения. Он считал, что можно выразить все закономерности в мире через число.

Число 1 – означает огонь; 2 – землю; 3 – воду; 4 – воздух.

Постройте на координатной плоскости символ разума.

1)(3;2) 2)(5;2) 3)(3;-1) 4)(3;0) 5)(4;0)

Дополнительная работа.

Построить символ любви.

1) (2;2) 2)(0;2) 3)(-1;1) 4)(1;1) 5)(0;-1) 6)(-2;-1)

Реставрационная мастерская.

На нашей выставке есть картины подлежащие реставрации. Попробуйте себя в роли реставратора.

На зарисовке изображение коровы, измените положение одной точки так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Запишите координату этой точки.

Решение: точку (-4;1) на (0;1)

IV. Мастерская молодого художника.

Проверка знаний и умений в ходе дифференцированной творческой работы на два варианта.

1-й вариант (для более сильных учащихся). Изображают на заранее заготовленных координатных плоскостях на масштабной бумаге точки по заданным координатам.

2-й вариант (выполняют по заранее заготовленным карточкам) 6 человек.

Вариант 1 «Лебедь в полете»

1)(-9;4) 2)(-5;4) 3)(-3;5) 4)(-7;7) 5)(-8;7) 6)(-10;8) 7)(-9;8)

8)(-10;10) 9)(-8;-9) 10)(-10;11) 11)(-8;10) 12)(-5;9) 13)(-2;8)

14)(-1;5) 15)(0;5) 16)(-1;7) 17)(1;0) 18)(2;10) 19)(2;9) 20)(0;8)

21)(0;7) 22)(1;4) 23)(-1;3) 24)(-3;2) 25)(-6;2) 26)(-6;3)

Вариант 2 «Кошка»

Задание заранее записано на доске под портретами ученых.

1)(7;0) 2)(6;1) 3)(3;0) 4)(7;0) 5)(3;0) 6)(-0,5;0) 7)(0;1) 8)(-1;4)

9)(-1;6) 10)(0;5) 11)(1;6) 12)(1;4) 13)(3;2) 14)(3;0)…

Дорисовать кошку и записать координаты этих точек.

Во время творческой работы демонстрируется домашнее задание детей, заранее приготовленный вернисаж на обратной стороне крыльев доски.

Во время творческой работы звучит мелодия песни «Вернисаж»

Домашнее задание проверяется по заранее подготовленным образцам.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Д/з. написать сочинение «Координатная плоскость в географии».

Приложение