Урок русского языка в 3-м классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить детей с новой ролью Ь – показатель женского рода имени существительного, развивать умение определять род и падеж имени существительного, повторить роль Ь и Ъ знаков.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

ш щ // ц ч // ш щ // ц ч
ши жи ча чу ща щу
тишина лыжи чудо чаща

Какие звуки обозначают буквы в первой строке? (Согласные, шипящие).

3. Словарь.

Запишите только те слова, в которых на месте безударного гласного пишется буква о.

Учитель диктует: яблоко, тарелка, дорога, обед, аллея, помидор, народ, погода, кровать, город..

4. Повторение о роли Ь знака.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Что капали из земли
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?
(Картофель)

Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд.
(Апрель)

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тук, да тук?
(Гвоздь)

Сзади – с крючком,
Спереди – с пятачком.
(Свинья)

За пеньком –
Бугорок,
А в нём –
Городок.
(Муравьи)

Какие орфограммы встретились? (Непроверяемый безударный гласный, парный согласный на конце слова, разделительный Ь)

– Что общего в записанных словах? (Есть Ь.)

–Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? (Нет.)

– Какую? (Ь – показатель мягкости, разделительный Ь.)

– Придумайте ещё по 2 слова и запишите.

5. Работа по теме урока.

Беседа о правописании Ь после шипящих.

Вот перед вами два ряда слов.

На доске:

Трубач, меч, клич, душ, нож, борщ
Печь, рожь, горечь, роскошь, вещь.

Что общего и в чём различие в этих строчках? (Все слова оканчиваются на шипящий, но в первой строчке на конце слов нет Ь, а во второй строке Ь есть.)

– Приглядитесь, почему так? (В первой строке записаны существительные мужского рода, а во второй – женского.)

– Вот указывать на род существительных, оканчивающихся на шипящие ж, ш, ч, щ и входит в обязанности мягкого знака.

Слова нож и рожь мы произносим, заканчивая их одинаковым твёрдым Ж. Таков закон нашего произношения. А пишем мы существительные женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова "служба" мягкого знака.

Конечно, это не просто так, не с бухты-барахты. В глубокой древности у существительных мужского рода на конце стоял Ъ, а существительные женского рода оканчивались Ь. Тогда читателям различие между дочь и врач не казалось нелепым, ведь они и выговаривались неодинаково. Теперь окончания эти исчезли, "атрофировались", и мы должны запомнить правописание Ь после шипящих.

6. Работа над правилом.

Стр. 41-42 учебник Рамзаевой Т.Г. 3 класс

7. Физминутка.

8. Закрепление.

– А чтобы ещё лучше запомнить правило, послушайте сказку "Мягкий знак ищет слова".

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода. Идёт и думает: " Женщины добрые. Они меня не прогонят". Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.
– Давай дружить, – предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок.
Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак был так ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

Решите кроссворд.

  1. Домик, сделанный из веток и соломы. (Шалаш)
  2. Высокое болотное растение. (Камыш)
  3. Маленькое животное с длинным хвостиком. (Мышь)
  4. Краска. (Гуашь)

Обозначьте род имён существительных. Составьте и запишите с этими словами 2 предложения. (На болоте (Предл. п.) растёт камыш (Им. п.). Мышь (Им. п.) убежала в норку. (Вин. п.) Подчеркните главные члены предложения.

9. Работа с учебником.

Упражнение № 453 стр. 41.

10. Игра.

Учитель называет слова, а дети поднимают карточку с Ь, если в этом слове он пишется и опускают карточку, если не пишется.

Молодёжь, чертёж, трубач, помощь, скрипач, ералаш, муж, рожь, ландыш, экипаж, речь, мелочь, репортаж, полночь, завуч, ключ, плащ, полночь, матч, фарш, сторож, глушь.

11. Домашнее задание.

Упр. № 455 стр.42

12. Итог урока.

Что нового узнали?