Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи».
Цели урока:
- ознакомление обучающихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их.
- показать роль этих слов в речи.
- учить выражать свои чувства в речевой деятельности.
- уметь формулировать учебную задачу.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
а) одновременно сжимаем и разжимаем пальцы.
б) поочередно сжимаем и разжимаем пальцы.
в) поочередно касаемся каждым пальчиком
большого.
– Вот теперь ваши пальчики готовы к письму.
2. Упражнение в письме
– Отгадайте загадку:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица).
Показ рисунка.
– Как вы догадались, что это ящерица?
– Что вы знаете об этом животном?
– С какого звука начинается слово хвост?
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный,
глухой, непарный, твёрдый).
– Какой буквой мы обозначим на письме этот звук?
– Пропишем букву Х, так как она встретится нам
при написании многих слов.
– Из каких элементов состоит эта буква? (Два
полуовала).
– Чем эти элементы похожи, чем отличаются?
ххххх ха ах хо ох
3. Постановка проблемного вопроса
– Прочитайте получившуюся запись.
– Как вы думаете, что мы написали? (Слияния,
слоги, слова)
– Какие еще есть мнения?
– А как всё обстоит на самом деле? Давайте
разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых
я пригласила. Я не буду вам их представлять, они
это сделают сами.
4. Поиск решения (показ рисунков Оха и Аха)
Учитель: Говорят, где-то жили два
брата. Одного звали Ах, а другого – Ох. Ах всегда
был весел и всем восторгался. Ох, наоборот,
постоянно ныл, скулил и всем был недоволен.
Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:
Ах: Ах, какое утро! Как хорошо! Как
здорово! Ах!
Учитель: А Ох ноет с утра:
Ох: Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал
бы себе и спал! Ох!
– Как вы думаете, Ах и Ох – это слова? Какие есть
мнения?
– Как звали братьев?
– Что означает Ах и Ох? (Это имена)
– А в предложениях «Ах, какое утро!», «Ох, встал
рано!» «ах» и «ох» – тоже имена? (Нет)
– Что же они обозначают? Интересная возникает
ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а
в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают.
Может ли так быть? Что же это за слова такие?
Обратимся к нашему помощнику – учебнику.
Возможно, он поможет нам решить эту проблему.
Работа с учебником с. 65 (Р.Н Бунеев)
– Рассмотрите новый кадр. Что увидели Катя
Персикова и Вова Колесников? Подснежник)
– Какие чувства они испытывают?
– Как вы думаете, что они сказали о цветке? (Мальчики
высказывают за Вову, девочки – за Катю)
– Поделитесь своими предложениями сначала друг
с другом, а за тем со всем классом.
– А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и
Вова?
– Ах, какая прелесть!
– Ой, обычный цветок!
– Кто из детей мог сказать первое предложение, а
кто – второе?
– Как вы догадались, что первое предложение
сказала Катя, а второе – Вова?
– Что в предложениях помогло вам понять, какие
чувства испытывают Катя и Вова к цветку?
Вывод: Ах и Ох – это слова, но они особенные.
– В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!
Упражнение 103, с 66.
– Прочитайте предложения.
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают
различные чувства.
– Какие это чувства?
Ах! – радость, удовольствие.
Ох! – неудовольствие.
Ух! – страх, испуг.
– А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух
назвали эти чувства?
– Сделайте вывод, о каких словах пойдет речь на
уроке. ( О словах, которые выражают чувства, но не
называют их).
Физкульминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Сообщение темы урока
– Да, именно так я назвала наш урок. (Открывается
тема урока, заранее написанная на доске)
– Слова, которые выражают различные чувства, но
не называют их, называются в русском языке
междометиями.
6. Работа с определением
– Давайте узнаем, что о междометиях говорит
учебник. (Дети читают вслух)
– Что вы узнали о словах-междометиях?
– А какую роль играют междометия в речи? Давайте
понаблюдаем.
7. Развитие речевых и правописных умений
На доске открывается запись.
_ , как прекрасно!
_ ! Завтра каникулы!!!
_ , ну и трудная работа!
_ , растяпа…
– Прочитайте эти предложения. Какие чувства в
них выражены? Какие слова пропущены?
– Запишите предложения по вариантам, вставив
недостающие слова-междометия.
Ах – восхищение.
Ура – радость, восторг.
Ох – усталость.
Фу – разочарование.
– Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.
8. Итог урока
– Итак, с какими словами мы познакомились на
уроке?
– Кто запомнил, как они называются?
– Приведите примеры слов-междометий.
9. Домашнее задание
Придумать два предложения с междометиями и записать их в тетрадь.
Тема: Местоимения.
Цели урока:
- знать и различать местоимения;
- иметь представление о разных группах местоимений;
- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, сотрудничать.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Приветствуют учителя, запись в тетрадях).
2. Актуализация опорных знаний
На доске запись: Маша сажает цветы. Маша помогает маме.
– Что записано на доске? (Предложения)
– Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам
встретилась? (Повтор)
– Как можно избежать эту ошибку, избежать
повтора? (Можно заменить слово «Маша» словом
«она»)
– Хорошо. О ком говорится в первом предложении? (О
Маше).
– А во втором? (О Маше)
– Как вы догадались? Какое слово нам помогло? (Слово
«она»)
3. Постановка учебной задачи
– На кого указало нам слово «она»?
– А мы можем определить, какой частью речи
является это слово? (Нет)
– Сколько в классе мнений? (Два)
– На какой вопрос нам предстоит ответить на
уроке? (Какой частью речи является слово «она»?)
– Как же мы ответим на этом вопрос?
– Где можно проверить наши предположения? (В
учебнике)
– Откройте учебники на с. 55 (по учебнику Р.Н
Бунеева) и прочитайте правило сначала про себя, а
затем вслух.
4. Физкультминутка
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем.
Вправо-влево, а потом
Три, четыре приседаем,
Наши ножки разомнем.
5. Поиск решения учебной задачи
– Какой частью речи является слово «она»? (Местоимением)
– Что такое местоимение? (Это часть речи,
которая указывает на предмет, признак, но не
называет его)
6. Первичное закрепление
– Приведите примеры местоимений. (Я, ты, тот,
этот, мы, они)
– Давайте выполним упражнение 290 (По учебнику Р.Н
Бунеева).
– Какие местоимения вы написали?
– Зачем мы употребляем в речи местоимения? (Чтобы
не было повторений в предложении одного и того же
имени существительного)
– Как вы думаете, мы уже все знаем о местоимении? (Нет)
– Тогда скажите, местоимение – это
самостоятельная или служебная часть речи?
Докажите. (Местоимения являются членами
предложения, имеют смысловое значение)
– А на какой вопрос отвечают эти местоимения я,
ты, он, она, они, вы, мы? (Кто? Что?)
– А эти местоимения тот, каждый, их, этот? (Какой?
Чей?)
На доску вывешиваются карточки с вопросами.
– Прочитайте записанные на доске вопросы и
скажите, на какие две группы можно разделить
местоимение.
– Прочитайте правило на с. 57.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упражнение 292, с. 56.
– Сравните свою работу с эталоном. Оцените себя на полях тетради.
8. Выполнение упражнений на закрепление
– Мы уже все узнали о местоимениях? (Нет)
– Что это значит? (Нужно еще работать на этой
темой)
– Выполните упражнение 294, с. 57.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг
у друга, опираясь на эталон. Оцените.
9. Итог урока
– Над какой темой работали?
– Где могут пригодиться эти знания?
10. Домашнее задание
Придумать 7-10 предложений с местоимениями.