Технологии деятельностного метода на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи».

Цели урока:

  • ознакомление обучающихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их.
  • показать роль этих слов в речи.
  • учить выражать свои чувства в речевой деятельности.
  • уметь формулировать учебную задачу.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

а) одновременно сжимаем и разжимаем пальцы.
б) поочередно сжимаем и разжимаем пальцы.
в) поочередно касаемся каждым пальчиком большого.

– Вот теперь ваши пальчики готовы к письму.

2. Упражнение в письме

– Отгадайте загадку:

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.  (Ящерица).

Показ рисунка.

– Как вы догадались, что это ящерица?
– Что вы знаете об этом животном?
– С какого звука начинается слово хвост?
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, глухой, непарный, твёрдый).
– Какой буквой мы обозначим на письме этот звук?
– Пропишем букву Х, так как она встретится нам при написании многих слов.
– Из каких элементов состоит эта буква? (Два полуовала).
– Чем эти элементы похожи, чем отличаются?
ххххх  ха   ах   хо   ох

3. Постановка проблемного вопроса

– Прочитайте получившуюся запись.
– Как вы думаете, что мы написали? (Слияния, слоги, слова)
– Какие еще есть мнения?
– А как всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

4. Поиск решения (показ рисунков Оха и Аха)

Учитель: Говорят, где-то жили два брата. Одного звали Ах, а другого – Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен. Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:
Ах: Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!
Учитель: А Ох ноет с утра:
Ох: Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!
– Как вы думаете, Ах и Ох – это слова? Какие есть мнения?
– Как звали братьев?
– Что означает Ах и Ох? (Это имена)
– А в предложениях «Ах, какое утро!», «Ох, встал рано!» «ах» и «ох» – тоже имена? (Нет)
– Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему.

Работа с учебником  с. 65 (Р.Н Бунеев)

– Рассмотрите новый кадр. Что увидели Катя Персикова и Вова Колесников? Подснежник)
– Какие чувства они испытывают?
– Как вы думаете, что они сказали о цветке? (Мальчики высказывают за Вову, девочки – за Катю)
– Поделитесь своими предложениями сначала друг с другом, а за тем со всем классом.
– А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и Вова?
– Ах, какая прелесть!
– Ой, обычный цветок!
– Кто из детей мог сказать первое предложение, а кто – второе?
– Как вы догадались, что первое предложение сказала Катя, а второе – Вова?
– Что в предложениях помогло вам понять, какие чувства испытывают Катя и Вова к цветку?

Вывод: Ах и Ох – это слова, но они особенные.

– В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!

Упражнение 103, с 66.

– Прочитайте предложения.
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.
– Какие это чувства?

Ах! – радость, удовольствие.
Ох! – неудовольствие.
Ух! – страх, испуг.

– А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух назвали эти чувства?
– Сделайте вывод, о каких словах пойдет речь на уроке. ( О словах, которые выражают чувства, но не называют их).

Физкульминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

5. Сообщение темы урока

– Да, именно так я назвала наш урок. (Открывается тема урока, заранее написанная на доске)
– Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их, называются в русском языке междометиями.

6. Работа с определением

– Давайте узнаем, что о междометиях говорит учебник. (Дети читают вслух)
– Что вы узнали о словах-междометиях?
– А какую роль играют междометия в речи? Давайте понаблюдаем.

7. Развитие речевых и правописных умений

На доске открывается запись.

_    , как прекрасно!
_  ! Завтра каникулы!!!
_    , ну и трудная работа!
_    , растяпа…

– Прочитайте эти предложения. Какие чувства в них выражены? Какие слова пропущены?
– Запишите предложения по вариантам, вставив недостающие слова-междометия.

Ах – восхищение.
Ура – радость, восторг.
Ох – усталость.
Фу – разочарование.

– Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.

8. Итог урока

– Итак, с какими словами мы познакомились на уроке?
– Кто запомнил, как они называются?
– Приведите примеры слов-междометий.

9. Домашнее задание

Придумать два предложения с междометиями и записать их в тетрадь.

Тема: Местоимения.

Цели урока:

  • знать и различать местоимения;
  • иметь представление о разных группах местоимений;
  • уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, сотрудничать.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Приветствуют учителя, запись в тетрадях).

2. Актуализация опорных знаний

На доске запись: Маша сажает цветы. Маша помогает маме.

– Что записано на доске? (Предложения)
– Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась? (Повтор)
– Как можно избежать эту ошибку, избежать повтора? (Можно заменить слово «Маша» словом «она»)
– Хорошо. О ком говорится в первом предложении? (О Маше).
– А во втором? (О Маше)
– Как вы догадались? Какое слово нам помогло? (Слово «она»)

3. Постановка учебной задачи

– На кого указало нам слово «она»?
– А мы можем определить, какой частью речи является это слово? (Нет)
– Сколько в классе мнений? (Два)
– На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Какой частью речи является слово «она»?)
– Как же мы ответим на этом вопрос?
– Где можно проверить наши предположения? (В учебнике)
– Откройте учебники на с. 55 (по учебнику Р.Н Бунеева) и прочитайте правило сначала про себя, а затем вслух.

4. Физкультминутка

Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем.
Вправо-влево, а потом
Три, четыре приседаем,
Наши ножки разомнем.

5. Поиск решения учебной задачи

– Какой частью речи является слово «она»? (Местоимением)
– Что такое местоимение? (Это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет его)

6. Первичное закрепление

– Приведите примеры местоимений. (Я, ты, тот, этот, мы, они)
– Давайте выполним упражнение 290 (По учебнику Р.Н Бунеева).
– Какие местоимения вы написали?
– Зачем мы употребляем в речи местоимения? (Чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)
– Как вы думаете, мы уже все знаем о местоимении? (Нет)
– Тогда скажите, местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите. (Местоимения являются членами предложения, имеют смысловое значение)
– А на какой вопрос отвечают эти местоимения я, ты, он, она, они, вы, мы? (Кто? Что?)
– А эти местоимения тот, каждый, их, этот? (Какой? Чей?)

На доску вывешиваются карточки с вопросами.

– Прочитайте записанные на доске вопросы и скажите, на какие две группы можно разделить местоимение.
– Прочитайте правило на с. 57.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 292, с. 56.

– Сравните свою работу с эталоном. Оцените себя на полях тетради.

8. Выполнение упражнений на закрепление

– Мы уже все узнали о местоимениях? (Нет)
– Что это значит? (Нужно еще работать на этой темой)
– Выполните упражнение 294, с. 57.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга, опираясь на эталон. Оцените.

9. Итог урока

– Над какой темой работали?
– Где могут пригодиться эти знания?

10. Домашнее задание

Придумать 7-10 предложений с местоимениями.