Конспект урока по предмету "Окружающий мир" во 2-м классе (Школа–2100) по теме "Живое и неживое"

Разделы: Начальная школа


Тема: Живое и неживое

Цель: дать представление о живых организмах и неживых предметах и предметах сделанными людьми.

Задачи:

  • научить разделять неживые предметы от живых организмов и предметах, сделанными людьми;
  • воспитывать чуткое отношение к живым организмам;
  • прививать бережливость, аккуратность в использовании вещей и различных предметах.

Оборудование: учебник для 1 – го класса (авторы: А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов. – Москва: «Баласс», 2008 год.), электронные учебные пособия разработанные Ю.Г.Молоковым и А.В.Молоковой, Презентация.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

В просторный класс пришли вы снова,
К уроку все уже готовы.
Миша с Леной многое еще узнать хотят,
Начинать урок они велят.

II. Работа по теме урока

а) Отгадывание загадок

– Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и мы сможем определить тему урока. (Приложение 1)

Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух на двух.
Дашь капусты, я грызун,
Погрозишься, я – бегун. (Заяц)

Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет. (Гриб)

Дом на улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Посмотрите-ка какая,
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ночи на земле. (Дождь)

Красное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)

Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

– На какие группы можно разделить предметы?
– Какая тема нашего урока?
– Какая цель нашего урока?

– Что такое природа? (Презентация. Слайд 1)
– Почему вы отнесли зайца, лисицу и гриб к живым организмам? (Презентация. Слайд 2)
– Почему вы отнесли радугу, дождь к неживым организмам?  (Презентация. Слайд 3)
– А куда вы отнесете автобус, телефон? (Презентация. Слайд 4)

б) Работа по учебнику стр. 47

– Догадайтесь, какие свойства живых организмов изобразил художник.

в) Работа по учебнику стр. 49

Дерево, трава,
Цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут
Уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– О чем «просят» эти живые существа?

Чтение стихотворений учениками по каждой картинке.

1. Буду верить и мечтать
Что мне дадут воды напиться,
Чтоб краше расцветать
Глоток воды поможет корню укрепиться.

2. Не вижу вовсе солнца я,
Вы в тень поставили меня,
Без влаги, солнца, света
Погибну… помни это!

3. Где ж родители птенцов?
Накорми скорей юнцов!
Птенчики в гнезде пищат, пищат,
Желторотики-бедняжки есть хотят!

4. Ничей собаченыш,
Бездомный малыш,
Доверчиво как
На меня ты глядишь!
Вот корочка – на!
Не дрожи, не грусти.
Так было бы славно
Нам вместе расти!
Но мама не разрешает…

5. Нор звериных
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда! Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом! 

– Умирают ли живые существа? Почему?
– Какого отношения ждут живые организмы от нас, людей?
– О чем нужно помнить, беря в дом к себе растение или животное?

III. Физминутка «Игра-имитация»

По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на травку,
Ах, как красиво!

(Включить запись «Звуки леса». Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки)

– Чьи голоса услышали?

Поднялся сильный ветер, закружились листочки.
Покажите, как они это делают?
Мы листочки осенние
На веточках сидели (приседают)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (бег на носочках)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (поднимаются, тянутся вверх)
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил

IV. Продолжение работы

а) Работа по учебнику стр. 49

– Каких героев видите?
– Из какого они м/ф?
– Кто читал книгу «Трое из Простоквашино» должны вспомнить, что в одном из отрывков Матроскин назвал Шарика своей вещью, и тот обиделся. Почему?

б) Рисунок щенка (Приложение 2)

Мне подарили щенка
Клички нет у него пока
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.
Как можно его назвать?
в) игра – рифмовка «Доскажи словечко»
Кошка – Маришка,
Котенок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все их клички до одной
Пишут с буквы… (прописной)

– Теперь без труда сможете исправить ситуацию с Матроскиным.

в) Игра «Перепутаница» (Приложение 3)

Эта вот птица
Умеет дразниться. (Сова)

А эта – хвостом
Разноцветным гордиться. (Попугай)

Вот эта – деревья
Спасает в лесу. (Павлин)

А эта – летает
В очках на носу. (Дятел)

У этого зверя
Есть шуба  и рожки. (Медведь)
Вот этот
В полосочку –
Родственник кошки. (Собака)

Вот этот, в берлогу
Ложиться зимой. (Тигр)

А этот вот дружит
С тобой и со мной. (Баран)

V. Итог урока

– Какая цель нашего урока была?
– Посмотрим, как усвоили тему нашего урока. (Презентация. Слайды 5, 6)
– Спасибо за урок!