Открытый урок по окружающему миру (1-й класс) на тему "Кто такие насекомые?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить учащихся с насекомыми;
  • проанализировать поведение людей на лугу и в лесу;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать  любовь к природе, и бережное отношения к ней.

Оборудование:

  • картинки о цветущем луге, «Муравейчик Вопросик», «Мудрая Черепаха», волшебный клубочек;
  • пластилин, природные материалы – у каждого ученика;
  • картинки с изображением насекомых.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, а кто это плачет?  (На доске открываю) Да это же наш Муравьишка Вопросик.
– Что с тобой случилось? Что у тебя в руках? Почему ты плачешь?
– Мне принесли письмо от Бабы-Яги, она пишет, что ей скучно в своей избушке жить одной, а у тебя Муравей и так много друзей, поэтому она прислала гусей-лебедей и унесли они на крыльях с собой Мудрую Черепаху. Кому теперь я буду задавать свои вопросы, ребята еще многого не знают, а мои друзья не знают о моей беде, да и живут они далеко.
– Ребята, надо помочь Вопросику? А зачем Бабе-Яге Мудрая Черепаха? Она же всегда хвастается, что сама все знает. Наверно она хочет еще больше знать, видимо одичала совсем в своем лесу.

 II. Работа над новой темой

– Ребята, вы  готовы идти в путешествие за Мудрой Черепахой? А то она все секреты расскажет Бабе-Яге. По пути поищем друзей Вопросика, может они нам помогут найти Бабу-Ягу. У меня есть волшебный клубочек, он нам немного укажет путь. Будем говорить: Катись клубочек, а мы за тобой.  

Ребята встают из-за своих мест,  шагая вместе с учителем,  приговаривают:

Катится клубочек по лесам, а мы за тобой.

На дереве висит указатель «Загадай-ка»

– Чтобы дальше пройти наверно нужно отгадать загадки.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

Шесть ног без копыт,
Летит – Жужжит,
Упадет – землю роет.   (Жук)

Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.  (Комар)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто это? (Стрекоза)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь    М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.   (Уха – муха)

(На доске появляются по мере отгадывания картинки с насекомыми.)

На доске призыв – «Берегите нас! Мы вам еще пригодимся, – стрекозы»
– Как вы поняли эти слова. Почему нас просят стрекозы их беречь, и чем они нам могут пригодиться?
Да просто потому, что они красивые, а человек не может прожить без красо­ты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мо­шек. А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда. Комара стрекоза съедает на лету. А муху — садясь на веточку, неторопливо. Стрекозы заслуживают бережного отношения.
– Ребята, какие вы молодцы, вы нашли моих друзей!  Они нам помогут найти дорогу к Бабе-Яге.
Пошли дальше.
– Катись клубочек по лугам, а мы за тобой.
– На пути у нас домик. Тук-тук.  Кто в домике живет?

Указатель «Угадай-ка»

– Ребята это загадка для вас. Чей это домик? Кто в нем живет. Давайте в дом войдем, отдохнем с дороги, чайку попьем. (Дети отвечают, что не сможем чай попить.)
– Почему не сможем, что это за негостеприимные хозяева здесь живут?
– Это мои друзья, пчелы! – говорит Вопросик, – Они далеко летают, много знают, много трудятся, у них и спросим дорогу.
– А почему в дом не войдем?  (Показываю соты)
– Красиво у них здесь на лужайке.
– А вам, ребята, нравится?   Будем идти назад, зайдем,  отдохнем,  цветов нарвем, меда поедим.
– Пчелка прожужжала, что нам пора в путь.
– Катись клубочек по лугам, по морям, а мы за тобой.
– Смотрите еще один муравейчик.  На доме написано «Отвечай-ка»
– Придется отвечать на вопросы, тогда он укажет нам путь.
– Где живет Баба-Яга?
– Для чего нужны кусачие, жалящие, жужжащие пчелы?
– Как нужно себя вести в лесу?
– Хорошо говорите, так и делайте, укажу путь к Бабе-Яге.

– Катись клубочек по лугам, по горам, а мы за тобой.

Устали, сделаем остановку «Отдыхай-ка»

Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

– Катись клубочек по лугам, по горам, а мы за тобой.

Остановка «Послушай-ка»

– Кто это нам хочет что-то рассказать?
– Послушаем ребят, они расскажут о друзьях Муравьишки.

(Сообщения ребят)

Ногохвостки

Это самые многочисленные насекомые в ле­су (200 000 на 1 м2). Они очень малы, но при этом делают важную работу: поедают и пе­рерабатывают мертвые растения и, таким образом, участвуют в образовании почвы.

Двукрылые

К двукрылым насекомым относятся разные мухи и их сородичи. Они производят, наев огромное количество прожорливых личинок,  которые за считанные дни могут съесть  опавшую листву.

Жуки

Личинки многих жуков, например, рогачей, тоже вносят свой немалый вклад в общую работу: обитая в подстилке, они питаются трухлявой древесиной, остатками растения пометом животных или их трупами,  они роют в земле глубокие ходы, что способствуя перемешиванию и аэрации почвы.

Муравьи

Эти неутомимые насекомые живут многотысячными коло­ниями в муравейниках, по­строенных из сухих хвоинок и остатков растений. В своей непрерывной деятельности они перемешивают почву, взрыхляя и обогащая ее пе­регноем.

Дневные и ночные бабочки

Многие тропические бабочки отличаются большими раз­мерами (размах крыльев 12-28 см) и яркой окраской, особенно если это дневные бабочки. Ночные бабочки ок­рашены более скромно: в ко­ричневый, серый, черный или белый цвета... Самки отличаются от самцов отно­сительно большим размером крыльев и более короткими усиками.

Самые крупные

Птицекрылка  Александра от­носится к числу самых крупных из известных тропических бабочек. Самец окрашены ярче самки, но зато сам­ка заметно крупнее: размах ее крыльев достигает 28 см.

Самые известные

Специалистам хорошо известно семейство бабочек морфид, большинство из  них раскрашены в голубой или пурпурный цвет с металлическим блеском. Размах крыльев достигает 12 см.

–  Бабочки питаются нектаром, а где они берут нектар? (в цветах)
–  Можно ли на лугу рвать цветы?
– Пошлите скорее дальше.
 Катись клубочек по лугам, по горам, а мы за тобой.

Остановка  «Узнай-ка»

– Я тоже хочу вам помочь, – говорит учительница. Это препятствие,  которое придумала Баба-Яга, я выполню.
– Знаете ли вы, как появляются бабочки, хорошо – это вы знаете.
– А знаете, какую пользу они приносят? Есть такой вид бабочек  «Шелкопряд». Таких бабочек разводят специально, они дают настоящую шелковую нить,  из которой потом прядут ткань, и шьют одежду.   (Показываю куколку-шелкопряд)
– Мы с вами почти у цели, Баба-Яга совсем рядом, она следила за нашим путешествием, и ей очень понравились ваши ответы, но она опять не хочет отпускать Мудрую Черепаху, ей снова станет одиноко в ее дремучем лесу. Она хочет, чтобы вы ей сейчас сделали из пластилина  и природного материала полянку и много друзей, как у вас и у Муравейчика.
– А как, одним словом можно назвать всех друзей Муравейчика?
– Насекомые.
– Кто такие насекомые?
– Насекомые сильно отличаются от других животных, не только тем, что тело у них поделено на три части, но и  отсутствием костей. Многие насекомые покрыты снаружи         плотным панцирем, сделанным из особого вещества – хитина. Такой панцирь называют наружным скелетом. 
Термиты – тропические насекомые, которые живут огромными колониями в больших домах – термитниках, высота которых может достигать 9 м. Термитники они строят, используя землю и свою слюну.

 III  Закрепление нового материала

Творческая работа.

Класс заранее рассажен на 2 команды. Ребята лепят насекомых, две команды соревнуются. (Рисунок 1)

– Подведение итогов, выставка работ. (Рисунок 2)  
– Ребята, вы молодцы, обе команды старались для нашей Мудрой Черепахи. Обе команды молодцы. Баба-Яга так обрадовалась, что теперь у нее тоже много друзей, и такие красивые полянки, что она просит у вас прощения. Наконец вернулась наша Мудрая Черепаха. (Рисунок 3)

IV. Итог урока

– Почему, нельзя ловить и уничтожать насекомых, какую они приносят пользу?
– Как нужно вести себя на лугу?
– Какие насекомые сегодня помогали нам?
– Что понравилось на уроке больше всего?
– Кто доволен своей работой на уроке?