Элективный курс «Школа красоты и здоровья» для 6-9 классов
Наш меняющийся мир трудно определить одним
словом. Трудно определить атмосферу, сложившуюся
в обществе. Хотелось бы, чтобы в этой атмосфере
вместо страха появилось доверие, вместо насилия
– воодушевление, вместо угрозы –
ответственность. Однако просто по нашему желанию
страх и насилие не исчезнут. Атмосфера добра и
понимания в обществе может возникнуть лишь в
результате деятельности множества людей,
осознающих свою взаимозависимость, открытых и
доверчивых. Только такие люди способны создать
дружелюбное общество. Данные мечты и идеи станут
реальностью, если человек научится адекватно
принимать себя и мир другого, постоянно искать во
всем смысл.
Понятие «красота» традиционно рассматривается с
различных точек зрения. Одна из них – забота о
физической внешности, что особенно актуально в
подростковом возрасте. Физическая красота несет
в себе потенциал формирования личности
взрослеющего человека. Красота развивает
эстетический и художественный вкус, прививает
чувство гармонии, такта, меры, учит критически
оценивать себя и стремиться к
самосовершенствованию.
Проблемы современных подростков – принятие себя
как ценность, появление и укрепление веры в себя,
ощущение своей уникальности и неповторимости,
формирование представлений о своем жизненном
пути – особенно остро проявляются в век
информационно-коммуникационного прогресса.
Осваивая интернет-пространства, молодежь
увлекается новыми культурами, течениями,
виртуальная реальность захватывает
подрастающее поколение, которое не осознает
опасностей этой «игровой жизни». Интерес к
субкультурам проявляется в использовании
атрибутики и символов, знания о которых часто
поверхностны. Личность подростка теряется за
«боевой раскраской».
По результатам социологического исследования
среди учащихся 6-9 классов здоровье, как жизненная
ценность, у большинства школьников (78%) стоит на
третьем месте после таких ценностей как жизнь и
семья. 44% опрошенных оценивают свои знания по
сохранению и укреплению своего здоровья и
гигиене тела как средние, то есть на достаточном
уровне, дополнительные знания по данному вопросу
хотели бы получить 41% учащихся, участвовавших в
исследовании. Большинство испытуемых имеют
общие представления о моде, стилях и имиджах, 38%
подростков не ориентируются в современных
модных направлениях. Исходя из наблюдений за
девушками, обучающимися в 6-9 классах, можно
сделать вывод о том, что у многих учениц
отсутствует умение адекватно выглядеть,
соблюдать принятые нормы поведения. Девушки,
одетые в «дискотечные» наряды, чаще всего и ведут
себя соответствующим образом, не определяя для
себя границ в общении и поведении, а также рамок
приличия.
В связи с этим предлагаемый курс приобретает
особую актуальность и востребованность для
современных девушек, которые интересуются своим
здоровьем, косметикой, модой и хотят хорошо
выглядеть.
Цель курса – способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике теоретические знания оптимальных методик обеспечения здорового образа жизни и красоты; создание условий для реализации творческого потенциала девушек.
Задачи курса:
- Привить чувство меры и вкуса в уходе за внешностью.
- Формировать умение ориентироваться в многообразии имиджей и стилей, применять эти знания в жизни.
- Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Содержание программы элективного
курса раскрывает широкие возможности для
развития познавательной активности учащихся.
Программа данного курса объединяет сведения
нескольких дисциплин, таких как этика, эстетика,
психология, социология, физиология, анатомия и
гигиена. Основной целью занятий является не
переделывание подростка, а оказание помощи в
осознании себя, умении внимательно
всматриваться в себя, видеть неожиданное,
интересное. Подача материала осуществляется в
новой привлекательной форме (практические
работы, тренинги, семинары, игры), что дает
педагогу большие возможности в образовании
детей. Программа курса предусматривает
проведение психологической работы по принятию
недостатков внешности, по формированию чувства
уверенности в себе. В ненавязчивой, но
убедительной форме проводится воспитательная
работа по профилактике курения, алкоголизма и
наркомании, подчеркивается несовместимость этих
пагубных пристрастий со здоровьем и красотой.
В рамках предпрофильного образования данный
курс предполагает знакомство девушек с такими
специальностями как визажист, косметолог,
стилист, валеолог, психолог, социолог.
Методы обучения: теоретические и практические занятия, беседы, лекции, тренинги, игры, работа с компьютерными специализированными программами («Салон красоты», «3000 причесок», «Домашние финансы»), анкетирование, тестирование, домашние творческие работы. Широко используются наглядные материалы: специализированные издания, книги, журналы, каталоги, видеозаписи, фотографии; применяется демонстрация средств и практических приемов.
Результаты обучения:
- Умение выполнять различные процедуры по уходу за внешностью.
- Приобретение знаний о назначении и применении различных оздоровительных косметических средств по уходу в подростковом возрасте.
- Умение применять знания по колористике на практике.
- Приобретение знаний о культуре одежды, поведения в различных ситуациях; об основах семейных отношений.
Формы контроля: разработка индивидуальных программ по уходу за собой, творческие работы, итоговый проект «Самопрезентация».
Темы творческих работ:
- Мода и здоровье.
- Мода и индивидуальность.
- Мода и стиль.
- Мода и стадность. Потребность соответствовать модному стандарту как проявление стадности.
- Модная фигура – символ здоровья?
- Модная фигура и будущие мамы.
- Есть ли вред от модных диет?
- Тренажеры: мода, реклама, торговля.
- Модная одежда.
- Модные тенденции: их плюсы и минусы с точки зрения риска для здоровья.
- Ранний секс – приобретения и потери.
- Что такое красота?
- Топ-модель и здоровье.
- Любовь мужчины и женщины – что включает это понятие?
- Отношения мужчины и женщины в традиционной русской культуре и других национальных культурах.
- Женская красота – ее идеалы в истории России.
- Модные привычки: курение.
- Образ курящей женщины: когда он появился в изобразительном искусстве России и за ее пределами.
- Субкультуры – другая жизнь?
- Честь и достоинство в трудной ситуации.
- Семья – источник счастья.
- Семейные традиции.
- Личность начинается с семьи. Первые воспитатели.
- Есть такая профессия … (по выбору учащегося)
Учебно-тематический план
№ | Название темы |
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел 1. Уход за кожей лица и шеи. | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Знакомство с программой. История косметики и ее применение. | 1 | 1 | - |
1.2 | Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. | 1 | 1 | - |
1.3 | Основные этапы ухода за кожей лица и шеи. | 1 | - | 1 |
1.4 | Домашние средства и методы по уходу за кожей лица и шеи. | 1 | - | 1 |
Раздел 2. Уход за телом и волосами. |
9 | 1 | 8 | |
2.1 | Глаза: правильный уход, гимнастика. | 1 | - | 1 |
2.2 | Уход за руками, ногтями, локтями. | 1 | - | 1 |
2.3 | Правила ухода за ногами и ступнями. | 1 | - | 1 |
2.4 | Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж, питание. | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Типы волос, уход за волосами. | 1 | - | 1 |
2.6 | Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода. | 1 | - | 1 |
2.7 | Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя и наркотиков. | 1 | - | 1 |
2.8 | Всему свое время. | 1 | - | 1 |
Раздел 3. Колористика. | 4 | 2 | 2 | |
3.1 | Колористика – наука о цвете. Холодные и теплые цвета. | 1 | 1 | - |
3.2 | Твой внешний вид: теория времен года. | 1 | 1 | - |
3.3 | Планирование собственного гардероба. | 2 | - | 2 |
Раздел 4. Я в мире. | 12 | 1 | 11 | |
4.1 | Мир наших чувств. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? | 1 | - | 1 |
4.3 | Технология совершенствования себя. | 2 | - | 2 |
4.4 | Жизненная стратегия. | 2 | - | 2 |
4.5 | Границы моего «Я». Я и другие. | 1 | - | 1 |
4.6 | Что такое одиночество? | 1 | - | 1 |
4.7 | Мои вершины: призвание, право выбора. | 1 | - | 1 |
4.8 | Субкультуры – другая жизнь? Путь к себе. | 1 | - | 1 |
4.9 | Трудные ситуации: честь и достоинство. | 1 | - | 1 |
Раздел 5. Брак и семья. | 5 | - | 5 | |
5.1 | Психология межличностных отношений. | 1 | - | 1 |
5.2 | Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети. | 2 | - | 2 |
5.3 | Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. | 1 | - | 1 |
5.4 | Итоговое занятие. Самопрезентация. | 1 | - | 1 |
Итог: | 34 | 6 | 28 |
Содержание образования
№ | Название темы | Содержание занятия |
Раздел 1. Уход за кожей лица и шеи | ||
1.1 | Знакомство с программой. История косметики и ее применение. | «Внутренняя» и «внешняя» красота и их зависимость друг от друга. Первое впечатление при знакомстве. История косметики от древности до наших дней. |
1.2 | Строение кожи человека. Функции кожи, причины старения. Типы кожи. Определение индивидуального типа кожи. | Строение кожи, механизмы саморегуляции. Физиологические процессы и явления в организме. Типы кожи. Индивидуальный тип кожи. |
1.3 | Основные этапы ухода за кожей лица и шеи. | Обзор средств косметического рынка. Молодежная косметика. Тестирование личных средств по уходу за кожей. Составление индивидуальной программы по уходу за лицом. |
1.4 | Домашние средства и методы по уходу за кожей лица и шеи. | Практическая работа по уходу за лицом: нанесение косметических средств, гимнастика, массаж. Современные процедуры и технологии, применяемые в косметологии. |
Раздел 2. Уход за телом и волосами | ||
2.1 | Глаза: правильный уход, гимнастика. | Описание средств и методов по уходу за глазами. Предупреждение конъюнктивита. Освоение на практике приемов массажа и гимнастики для глаз. |
2.2 | Уход за руками, ногтями, локтями. | Правила ухода за руками. Тестирование типа рук и ногтей, выявление проблем. Уход за кожей рук. Обработка ногтей. Процедура маникюра. Просмотр видеофильма «Салонный маникюр». |
2.3 | Правила ухода за ногами и ступнями. | Процедуры и средства по уходу за ногами и ступнями, правила по уходу и ношению обуви, личная гигиена. Процедура педикюра. |
2.4 | Уход за телом: личная гигиена, гимнастика, массаж, питание. | Проблемы нарушения осанки, повышенного потоотделения. Рациональное питание, гимнастика, массаж. Процедуры эпиляции и депиляции, способы их выполнения в домашних условиях. Правила личной гигиены и поддержки здоровой формы. |
2.5 | Типы волос, уход за волосами. | Типы волос, проблемы, гигиена, правильный уход, техника мытья. Тестирование индивидуальных типов волос и рекомендации по уходу. |
2.6 | Средства и инструменты по уходу за волосами. Домашние средства ухода. | Обзор средств и инструментов по уходу за волосами. История прически. Практическая работа по укладке волос. Подбор причесок по типу лица. Работа с компьютерной программой «Салон красоты» и «3000 причесок». |
2.7 | Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя и наркотиков. | Основные правила здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом, соблюдение гигиены, достаточный сон. Зависимость внешнего вида от внутреннего состояния организма. Несовместимость красоты и здоровья с пагубными привычками. Дискуссия «Курение – это модно». |
2.8 | Всему свое время. | Изменения в организме в период полового созревания, интимная гигиена. Беседа о начале половой жизни. Инфекции, передаваемые половым путем. |
Раздел 3. Колористика | ||
3.1 | Колористика – наука о цвете. Холодные и теплые цвета. | Роль цвета в нашей жизни. Цвета времен года. Теплые и холодные цвета. |
3.2 | Твой внешний вид: теория времен года. | Теория времен года. Цветовая гамма четырех типов женщин: «зима», «весна», «лето», «осень». Цветовая гамма в одежде, аксессуарах, макияже. Определение индивидуального цветового типа. |
3.3 | Планирование собственного гардероба. | Основные правила и понятия, составляющие основу удачного имиджа, стиля. Базовый гардероб. Анализ индивидуального гардероба. Практическое задание по созданию стиля (с помощью прически, макияжа, одежды). |
Раздел 4. Я в мире | ||
4.1 | Мир наших чувств. | Эмоции. Признаки эмоционального состояния. Внутренние признаки тревоги. Тестирование «Уровень тревожности». |
4.2 | Кто я? Как управлять впечатлениями о себе? | Тренинг общения (упражнения «Визитная карточка», «Если бы я был…», «Фамильный герб», «На золотом крыльце сидели»; тест «Умеете ли вы слушать и слышать?») |
4.3 | Технология совершенствования себя. | Тренинг самосовершенствования (упражнения по познанию своего «Я» (самонаблюдение); «Круг нашей жизни», «Моя судьба»; тестирование «Шкала самооценки», «Шкала поиска ощущений», «Направленность личности») |
4.4 | Жизненная стратегия. | Упражнения «Значимые люди», «Псевдожизнь», «Не в своих санях». Методика «Жизненный анализ: стратегический, оперативный, тактический». |
4.5 | Границы моего «Я». Я и другие. | Осознание своей национальности. Определение уровня одобрения и принятия себя. Где границы моего «Я». Почему мы обижаемся. Что значит принимать других? Тест «Насколько вы откровенны». |
4.6 | Что такое одиночество? | Тест «Шкала одиночества». Беседа «Как жить в одиночестве?» |
4.7 | Мои вершины: призвание, право выбора. | Что такое самоактуализация. Как узнать свое призвание. Право выбора. Что зависит от стараний и умений. В чем проявляется неуверенность. |
4.8 | Субкультуры – другая жизнь? Путь к себе. | Молодежные субкультуры. Влияние на мировоззрение и самооценку. Тест «Стресс и я» |
4.9 | Трудные ситуации: честь и достоинство. | Трудные ситуации: угроза для физического или социального «Я». Выход из трудных ситуаций. Честь и достоинство. |
Раздел 5. Брак и семья | ||
5.1 | Психология межличностных отношений. | Межличностные отношения и общение. Общение – социальная потребность человека. Виды взаимоотношений. Культура общения. Мужественность и женственность. |
5.2 | Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети. | Мастерская «Мотив» (мотивы вступления в брак). Правовые основы брака. Психологическая готовность к браку. Новый тип брачно-семейных отношений в современном обществе. Что такое семья. Особенности молодой семьи. Семейные ценности. Дети. |
5.3 | Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. | Семейный бюджет и его планирование. Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами». Работа с компьютерной программой «Домашние финансы». Практическая работа «Бюджет моей семьи». |
5.4 | Поговорим о деньгах. Бюджет семьи. | Семейный бюджет и его планирование. Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами». Работа с компьютерной программой «Домашние финансы». Практическая работа «Бюджет моей семьи». |
Литература:
- Альманах психологических тестов. М., 1996.
- Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. – М., 1985.
- Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб, 1996.
- «Воспитание школьника». Журнал № 6/1997.
- Зацепин В. О жизни супружеской. – М., 1988.
- Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или психология на каждый день. – М., 1999.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1988.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
- Сикорская С., Бельченко Е. Косметика без секретов. М., 1992.
- Спенсер К. Выбери свой стиль. М., 2000.
- Шурман П. Косметика и уход за телом. М., 1996.
- Энциклопедия молодой женщины. Перевод Беловой Н.И., Козловой Ю.Н. – Саратов, 1992.
- Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя под редакцией Дубровиной И.В., - М, 1987.
- Журналы: «Домашний очаг», «Лиза», «Все для женщины», «Бурда», «Будуар».
Интернет сайты:
- www.mama.ru
- www.kleo.ru
- www.cosmo.ru
- www.wmj.ru
- www.passion.ru
- www.woman.ru
- www.eva.ru
- www.natali.ua
- www.devichnik.ru
Элективный курс «Этическая грамматика»
Современный кризис (не только
финансово-экономический, но и социальный),
охвативший все мировое сообщество,
характеризуется такими общими для многих стран
чертами, как усиление социальной отчужденности
среди молодежи, распространение в детской среде
саморазрушающего поведения, что приводит к росту
преступности, алкоголизма и других негативных
явлений. Падение нравственных идеалов,
разрушение института семьи накладывает
отпечаток и на подрастающее поколение.
Первоочередной задачей становится оптимизация
процесса социализации детей, выявление условий,
обеспечивающих успешное вхождение ребенка в
жизнь общества. Основной путь выхода из
кризисной ситуации - перестройка уклада
человеческой жизни, переориентация ценностей
жизни.
Нравственное воспитание основывается, в первую
очередь, на таких понятиях как «этика» и
«мораль». В данном случае этика
рассматривается как «общая нормативная наука,
изучающая мораль, нравственность, добродетель»,
а мораль - «характеристика отношений между
людьми, совокупность моральных норм (требований,
заповедей, норм)». (Элективный курс «Прикладная
этика». Автор-составитель Г.Ю. Лазновская.
Волгоград: Учитель, 2006.) Этика представляет
собой систему знаний об определенной области
человеческой жизни и является составной частью
общекультурного образования человека.
Технологизация и информатизация общества,
усложнение коммуникации и системы организации
социального пространства повлияли на развитие
прикладной этики. Прикладная этика является
особой стадией развития и морали, и этики.
Проблемы, которые рассматривает прикладная
этика, являются «открытыми», то есть в
общественном сознании нет единства мнений по
определенному поводу. К данным проблемам
относятся: смертная казнь, эвтаназия,
клонирование, аборты, трансплантация органов,
манипуляция общественным мнением и другие.
Анкетирование старшеклассников по изучению
интереса к этическим проблемам выявило, что 88%
школьников интересуются данными вопросами и их
отношение к этическим проблемам неоднозначно.
Диагностика жизненных ценностей в 9-11 классах на
протяжении трех лет показывает, что у
старшеклассников на первом месте стоит жизнь,
семья и здоровье. Однако только у 35% опрошенных
учащихся сформированы четкие представления о
будущей жизни, о личностном и профессиональном
самоопределении.
Наблюдая за поведением девушек, можно сделать
вывод: у многих из них не выработаны нормы
поведения, соответствующие месту и времени, не
сформировано умение одеваться согласно
ситуации. Дело не только в том, что «по одежке
встречают», но и в том, что одежда определяет
поведение; это «код», на который окружающие
реагируют соответственно. Понятия «рамки
приличия» и «соответствующее поведение» прежде
всего, определяются внешним видом.
В связи с этим возникла необходимость в
реализации новой области знаний, объединяющей в
себя такие направления как этика, психология,
имиджелогия.
Программа элективного курса «Этическая
грамматика» предназначена для реализации в
профильных 10-11-х классах образовательной школы.
Именно в этот период осознанно формируются
нравственные ценности, жизненные перспективы,
происходит осознание самого себя, своих
возможностей, способностей, интересов,
стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к
общению со сверстниками, внутри которого
оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения
между людьми, на свое будущее, формируются
личностные смыслы жизни. Возраст учащихся 10-11
классов благоприятен для завершения развития
психологической готовности к самоопределению -
личностному, профессиональному, жизненному.
Поэтому основное внимание уделяется
формированию их понимания своего призвания,
умения видеть смысл жизни, временным
перспективам и эмоциональным привязанностям,
профессиональному выбору и будущей семейной
жизни.
Программа элективного курса “Этическая
грамматика” составлена на основе: программы
элективного курса «Прикладная этика» для
учащихся 10-11 классов (Г.Ю. Лазновской, 2006),
адаптированной программы элективного курса
“Основы психологии” для учащихся 8-11 классов
(Э.М. Демина, 2007).
Изучение данного элективного курса направлено
на раскрытие нравственного потенциала
учащихся, а также формирование ключевых
компетентностей - готовности учащихся старшей
школы к решению социальных и личностных проблем.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование духовно-нравственных и этических установок, идеалов и ценностей, активизирующих нравственный потенциал личности.
- Умение ориентироваться в проблемах прикладной этики, аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения, развитие толерантности.
Формы работы: семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Форма отчетности: творческие работы (реферат, эссе, проект, модель, резюме)
Темы творческих работ:
- Смертная казнь: за или против?
- Проблемы биоэтики.
- Клонирование: за или против?
- Эвтаназия: за или против?
- Этика деловых отношений. Служебный этикет.
- Конфликты в организации и способы их разрешения.
- Реклама, PR и право.
- Проблема манипулирования.
- Благотворительность: основные проблемы.
- Толерантность и доверие - основа мирного сосуществования личности в обществе.
- Женщина в условиях профессиональной конкуренции.
- Планирование деловой карьеры.
- Гендерные стереотипы и барьеры.
- Семья и семейные ценности.
- Любовь, брак, семья - жизнь без ошибок.
- Роль семьи в жизни человека.
- Готовность к браку. Как построить свою семью.
- Родительство. Готовность к родительству.
- Семьи бывают разные. Правила, по которым живет семья.
Учащиеся должны знать: основы семейных отношений; нравственно-духовные устои семьи, её трудовую атмосферу, психологический климат; бюджет и хозяйство семьи; возможные причины возникновения неблагополучных семей; о неполных семьях, как результате нарушения брачно-семейных отношений; дети - основная ценность семьи; как предупредить детский эгоизм; типичные недостатки семейного воспитания.
Учащиеся должны уметь:
беречь духовно-нравственные ценности семьи, создавать в семье благоприятный психологический климат, планировать семейный бюджет, предупреждать конфликтные ситуации в семье, разумно решать возникающие конфликты.
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
Литература:
- Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь. - СПб., 2000.
- Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - М., 1997.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1983.
- Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. - СПб., 2001.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
- Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? - М.: Эксмо, 2007.
- Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. - Киев, 2002.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. - Новосибирск, 1997.
- Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
- Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
- Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.
- Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. - М., 2002.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
- Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. - М., 1996.
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
- Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. - М., 1991.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.
- Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
- Элективный курс «Основы психологии» для учащихся 8 - 11 классов. Автор - составитель Э.М. Демина. www.urok.1sept.ru
- Элективный курс «Прикладная этика». 10-11 классы. Автор - составитель Г.Ю. Лазновская. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. - М., 1991.
- Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1958.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Прикладная этика |
9 |
1 |
8 |
1.1 |
Проблема нравственности в современном обществе. |
1 |
|
1 |
1.2 |
Смертная казнь. |
1 |
|
1 |
1.3 |
Биоэтика. Клонирование. Эвтаназия. |
2 |
1 |
1 |
1.4 |
Этика деловых отношений. |
2 |
|
2 |
1.5 |
Этика и PR. |
1 |
|
1 |
1.6 |
Экологическая этика. |
1 |
|
1 |
1.7 |
Благотворительность. |
1 |
|
1 |
2 |
Основы этики и психологии семейной жизни |
15 |
4 |
11 |
2.1 |
Что такое самоопределение. |
1 |
1 |
|
2.2 |
На пороге взрослой жизни. |
1 |
1 |
|
2.3 |
Жизненные цели. |
1 |
|
1 |
2.4 |
Я - личность. |
1 |
|
1 |
2.5 |
Мир чувств и эмоций. |
1 |
1 |
|
2.6 |
Психологические различия между полами. Стереотипы. |
1 |
1 |
|
2.7 |
Семья. Брак. Готовность к браку. |
1 |
|
1 |
2.8 |
Функции современной семьи. Две модели семьи «МЫ» или «Я+Я». |
1 |
|
1 |
2.9 |
Нравственные основы семьи. Современные формы семьи. |
1 |
|
1 |
2.10 |
Супружеские отношения. Совместимость супругов. |
1 |
|
1 |
2.11 |
«Трудные дети» и «трудные родители». |
1 |
|
1 |
2.12 |
Семейные роли. Дети в семье. |
1 |
|
1 |
2.13 |
Кризисы семейной жизни. |
1 |
|
1 |
2.14 |
Стресс в жизни человека. |
1 |
|
1 |
2.15 |
Психологические зависимости - способы бегства от действительности. |
1 |
|
1 |
3 |
Основы имиджелогии |
10 |
3 |
7 |
3.1 |
Профессиональное самоопределение. Выбор ВУЗа. |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Строим карьеру. |
1 |
|
1 |
3.3 |
Знакомство с основами имиджелогии. |
1 |
1 |
|
3.4 |
Имидж человека: ведущие типы и элементы. |
1 |
1 |
|
3.5 |
Основы физиогномики и основные принципы языка тела. |
1 |
|
1 |
3.6 |
Психологическая теория цветовой гармонии. |
1 |
|
1 |
3.7 |
Роль макияжа и одежды в создании имиджа. |
1 |
|
1 |
3.8 |
Имидж лидера. Путь к успеху. |
1 |
|
1 |
3.9 |
Итоговое занятие «Я - состоявшаяся личность». |
1 |
|
1 |
|
Итог |
34 |
8 |
26 |
Содержание образования
№ |
Название темы |
Содержание занятия |
Раздел 1. Прикладная этика |
||
1.1 |
Проблема нравственности в современном обществе. |
Понятие нравственности. Норма и мораль. Нормы жизни в обществе. Законодательство в РФ: зачем людям законы? |
1.2 |
Смертная казнь. |
Понятие смертной казни. Тенденции смертной казни в исторической практике. Международное право о смертной казни. Этические аргументы в пользу и против смертной казни. Смертная казнь в истории России. Помилование. Протокол №6. Практика смертной казни. |
1.3 |
Биоэтика. Клонирование. Эвтаназия. |
Понятие биоэтики. Ж.Судо о проблемах биоэтики. Медицинские опыты на человеке. Проблема аборта. Понятие клона и клонирования. Опыты клонирования. Клонирование: аргументы за и против. Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия. Аргументы за и против. Международный опыт эвтаназии. Российское право об эвтаназии. |
1.4 |
Этика деловых отношений. |
Профессиональная этика. Корпоративная мораль. Профессиональные кодексы. Заповеди делового человека. Служебный этикет. Общие принципы и основные правила служебного этикета. Понятие конфликта. Типы и причины конфликтов, способы разрешения. Тест «Как управлять собой в конфликтных ситуациях». Игра на взаимопонимание. |
1.5 |
Этика и PR. |
Массы и толпа. Массовое сознание. Г. Ле Бон о психологии масс. Массовая культура. Понятие PR. Российское законодательство о рекламе и средствах массовой информации. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Понятие ненадлежащей рекламы. Цензура. Манипуляция и манипулирование - происхождение терминов. Критерии манипуляции. Кодексы профессионального поведения пиар-специалистов. |
1.6 |
Экологическая этика. |
Техногенез в истории цивилизации. Глобальные экологические проблемы современности. Пути выхода из экологического кризиса. Социальная экология. |
1.7 |
Благотворительность. |
Формы милосердия. Благотворительность и филантропия. Милостыня. Спонсорство. Меценатство. Благотворительность в истории России. Социальные функции и мотивы благотворительности. |
Раздел 2. Основы этики и психологии семейной жизни |
||
2.1 |
Что такое самоопределение. |
Психологические барьеры
самоопределения. |
2.2 |
На пороге взрослой жизни. |
Юность - самое позднее приобретение человечества. Возрастная периодизация. Различия периодов. Особенности юношеского периода. Поколение. Когорта. Факторы формирования поколений. Время в жизни человека. Физическое, биологическое, психологическое и другие виды времени. Понятие психологического времени. «Быстрое» и «медленное» время. Отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. |
2.3 |
Жизненные цели. |
Личные ценности, базовые ценности. Цель в жизни. Смысл жизни и судьба. |
2.4 |
Я - личность. |
Понятие о личности. Важнейшие психологические характеристики личности. Проведение диагностики по опроснику Айзенка для изучения индивидуально-психологических черт личности учащихся. Индивидуальность личности. Понятия «индивид», «индивидуальность». Влияние семьи и общества на формирование личности. Социальные роли. Статус личности. |
2.5 |
Мир чувств и эмоций. |
Чувства - важнейшая характеристика личности. Понятие о чувствах. Эмоциональные состояния и чувства. Отличие чувств от эмоций и аффектов. Классификация и виды чувств. Развитие чувств в онтогенезе. Становление эмоциональной сферы человека. Умение управлять эмоциями и чувствами. Возникновение и развитие высших чувств в истории человечества. Этнокультурные различия в переживании и проявлении чувств. Социальная функция чувств. Любовь как высшее человеческое чувство. Виды любви. Негативные моральные чувства. Зависть, ревность, жадность, злорадство. Психологическая характеристика и возрастная динамика негативных чувств. Овладение негативными чувствами в процессе социализации. |
2.6 |
Психологические различия между полами. Стереотипы. |
Психологические особенности мужчин и женщин. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Познавательная и эмоциональная сферы. Личностные особенности мужчин и женщин. Особенности общения и поведения представителей разного пола. «Мужественность и женственность». Социальные стереотипы мужественности и женственности в разных культурах. |
2.7 |
Семья. Брак. Готовность к браку. |
Понятие о семье, семейных отношениях. Осознание старшеклассниками социальной сущности семьи, понимание общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом. Гражданская и психологическая зрелость - важнейшие показатели для создания семьи. |
2.8 |
Функции современной семьи. Две модели семьи «МЫ» или «Я+Я». |
Две основные функции семьи - репродуктивная и воспитательная. Необходимость осознанного подхода к брачно-семейным отношениям. Особенности молодой семьи. |
2.9 |
Нравственные основы семьи. Современные формы семьи. |
Нравственные нормы семьи. Любовь, забота и ответственность. Родительская любовь, ее безусловность. Супружеская любовь. Любовь и сексуальность. Особенности мужской и женской сексуальности. Любовь и ревность. Является ли ревность признаком любви. Верность и самоотверженность в любви. 4 формы современной семьи. |
2.10 |
Супружеские отношения. Совместимость супругов. |
Понятие брака и «готовность к браку». Гармония супружеских отношений. Здоровье семьи - основа здорового поколения. Что ищут в семейных отношениях мужчины и женщины. Идеальный мужчина и идеальный муж. Идеальная женщина и идеальная жена. Психологическая совместимость супругов. Семьи счастливые и несчастливые, или что такое гармония семейных отношений. |
2.11 |
«Трудные дети» и «трудные родители». |
Трудности роста и возраста. Стили воспитания. «Группа риска». |
2.12 |
Семейные роли. Дети в семье. |
Супруг - «друг», «родитель», «помощник», «соперник», «конкурент». Проблема «отцов и детей». Взаимоотношения разных поколений в семье. Мои права в семье. |
2.13 |
Кризисы семейной жизни. |
Кризисы в семейной жизни. Разбор конфликтных ситуаций. Семейные конфликты. Причины возникновения семейных конфликтов. Правила поведения в семейной ссоре. |
2.14 |
Стресс в жизни человека. |
Способность человека к адаптации. Понятие стресса. Основные принципы борьбы со стрессом. Анкетирование «Умеете ли вы справляться со стрессом». «Хороший» и «плохой» стресс. Управление стрессом. Фрустрация - переживание неудовлетворения потребностей. Способы поведения при фрустрации. Трудные ситуации и способы их преодоления. Эффективные и неэффективные способы преодоления трудных ситуаций. Значение умения преодолевать трудные ситуации для саморазвития и самоопределения. Жизненная стойкость. |
2.15 |
Психологические зависимости - способы бегства от действительности. |
Психологические зависимости. Способы бегства от действительности: в иллюзии (алкоголизм, наркомания), в виртуальный мир (Интернет-зависимость). Бегство «в тело» - культуризм, чрезмерное внимание к здоровью. Бегство «в работу» - «трудоголизм». Бегство «в контакты или уединение» - зависимость от другого человека. |
Раздел 3. Основы имиджелогии |
||
3.1 |
Профессиональное самоопределение. Выбор ВУЗа. |
Профессия. Работа. Рабочий. Понятие профессионального самоопределения. Значение профессии и работы в жизни человека. Профессиональный труд. Этапы становления профессионала. Классификация профессий. Особенности современной ситуации в мире профессий. Ошибки в выборе профессии. Причины ошибок: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения на свой счет и/или на счет профессии. Престижность, профессий; роль СМИ в популяризации профессий. |
3.2 |
Строим карьеру. |
Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. |
3.3 |
Знакомство с основами имиджелогии. |
Имиджелогия как междисциплинарная область знаний; философия имиджа. Визуальное впечатление, облик, адаптация, слагаемые имиджа. Основные классификации имиджевых стратегий: корпоративный и индивидуальный типы имиджей, психология восприятия информации. |
3.4 |
Имидж человека: ведущие типы и элементы. |
Элементы: средовый, вербальный, кинетический, овеществленный. Виды: личностный, профессиональный. Знаки: положительные, отрицательные. «Я» - концепция, составляющие «Я»-концепции. Секреты личного обаяния. Самонастрой, самооценка, убеждения, качества, индивидуальный стиль, согласованность, самоидентичность. |
3.5 |
Основы физиогномики и основные принципы языка тела. |
Язык телодвижений; телесное выражение внутреннего состояния человека. Зоны общения, жесты, позитивная оценка, превосходство, доминирование, негативное восприятие, равенство. |
3.6 |
Психологическая теория цветовой гармонии. |
Основные характеристики цвета; гармония и выразительность цвета. Цветовой фон, насыщенность, температура цвета, смешение цветов, контраст, гармония цвета. |
3.7 |
Роль макияжа и одежды в создании имиджа. |
Роль макияжа в создании имиджа: порядок чтения лица; методы коррекции лица; искусство макияжа. Тип кожи, форма деталей лица, строение лица, макияж, визажист, косметика, пропорции, тонирование, коррекция. Правила создания стиля одежды; гардероб деловой женщины и делового мужчины. Костюмология, деловой, классический, авангардный, фольклорный, ретро-стиль и спортивный стиль одежды. |
3.8 |
Имидж лидера. Основы психологии общения. |
Лидер, личный имидж бизнесмена, ментальность. Имиджирование - путь к успеху. Карьера, успех, имиджмейкер, конкурентоспособность. Эмоциональная нагрузка слова; деловой этикет; технологии речевого поведения; как научиться слушать? Приемы произношения и принятия комплиментов; приемы восприятия критики. Правила публичного выступления. Имидж телефонного общения; конфликты (причины, предупреждение, достойный выход). Составление резюме, правила прохождения собеседования. |
3.9 |
Итоговое занятие «Я - состоявшаяся личность». |
Личностная зрелость. Активность, а не реактивность поведения. Нравственное развитие. Самоактуализация и самореализация. Представление индивидуальных творческих работ и проектов. |