Цели:
- продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края;
- познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;
- формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
- способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.
Оборудование:
- коллекция полезных ископаемых;
- карточки с названиями полезных ископаемых;
- диск с презентацией
- атлас Ростовской области;
- учебное пособие.
ХОД УРОКА
I. Мотивация (Приложение. СЛАЙД № 1)
"Ты знаешь край, где всё обильем
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнут долу…
И до земли висит их плод тяжёлый"
(А.К.Толстой)
II. Выход на тему
Учитель: Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.
- Третья планета солнечной системы. (Земля)
- Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
- Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
- Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями)
Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Тема урока: "Полезные ископаемые Ростовской
области". (Приложение.
СЛАЙД № 2)
Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км2)
Наш край занимает большую площадь и конечно в
недрах её земли есть полезные ископаемые.
Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата донская
земля? И где используют её богатства.
III. Работа по теме
1. Актуализация знаний.
Учитель:какое слово лишнее? Почему? (Приложение. СЛАЙД № 3)
Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф. (Приложение. СЛАЙД № 4)
Учитель:Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые. (Словарный диктант).
- Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
- Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.
- Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
- Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.
- Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
- Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
- Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
Самопроверка. Оценивание. (На экране) (Приложение. СЛАЙД № 5)
Учитель: Поднимите руки, кто получил
зачёт и готов отправиться в путь!
Молодцы! Один из основных инструментов
геолога – это карта. Она будет нашим
помощником. Рассмотрите карту полезных
ископаемых и определите, самые распространённые
полезные ископаемые. (Атлас, страница № 3)
Ответы детей.
На доску прикрепляются таблички с названием полезного ископаемого.
Учитель: На какие группы мы можем
разделить эти ископаемые? (Топливные,
строительные)
Распределите полезные ископаемые на группы. (Приложение. СЛАЙД № 6)
2. Работа в группах
Учитель: Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:
1 группа – природный газ
2 группа – известняк
3 группа – песок и глина
4 группа – уголь
«Карточка-помогайка» (для каждой группы):
- Название.
- Свойства (основное).
- Способы добычи.
- Применение.
- Месторождения на территории Ростовской области.
Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (Приложение. СЛАЙДЫ № 7 – № 10)
3. Практическая работа
Обозначение полезных ископаемых на контурной карте. (Приложение. СЛАЙД № 11)
Учитель: Перечень полезных ископаемых
был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи
и минеральные воды, которые обнаружены на
территории области. (СЛАЙД №12)
Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро
Пеленкино недалеко от Азова (богатое
сероводородным илом). Целебная грязь найдена и
вблизи города Новочеркасска.
Также в области известно более 20 минеральных
источников. Многие воды хорошо известны жителям
нашего региона и за её пределами. ("Аксу",
"Аксинья", "Иверская",
"Пухляковская", "Вешенская") (Приложение. СЛАЙД №
11)
Обозначение на контурной карте.
4. Вывод: (вернуться к слайду № 6)
В какую группу мы можем отнести минеральные источники и лечебные грязи? (Лечебные, бальнеологические)
Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.
IV. Рефлексия
Учитель: А далее нас ждёт серьёзная работа. Мы будем строить здание, но оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)Из глубоких скважин воду извлекаем.
Что вода полезная, мы, конечно, знаем.
И прозрачная она, словно бы хрустальная
Называется вода – ... (минеральная).Пусть испачкаюсь я весь,
Но здоровью помогу! (Лечебные грязи)
Учитель: посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.