Урок с использованием ИКТ на тему "Полезные ископаемые Ростовской области"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края;
  • познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;
  • формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
  • способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых;
  • карточки с названиями полезных ископаемых;
  • диск с презентацией
  • атлас Ростовской области;
  • учебное пособие. 

ХОД УРОКА

I. Мотивация  (Приложение. СЛАЙД № 1)

"Ты знаешь край, где всё обильем
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнут долу…
И до земли висит их плод тяжёлый"

(А.К.Толстой)

II. Выход на тему

Учитель: Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.

  • Третья планета солнечной системы. (Земля)
  • Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
  • Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
  • Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями)

Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Тема урока: "Полезные ископаемые Ростовской области". (Приложение. СЛАЙД № 2)
Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км2)
Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата донская земля? И где используют её богатства.

III. Работа по теме

1. Актуализация знаний.

Учитель:какое слово лишнее? Почему?  (Приложение. СЛАЙД № 3)

Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф. (Приложение. СЛАЙД № 4)

Учитель:Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим,  насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые. (Словарный диктант).

  • Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
  • Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.
  • Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  • Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.
  • Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
  • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
  • Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
  • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

Самопроверка. Оценивание. (На экране) (Приложение. СЛАЙД № 5)

Учитель: Поднимите руки, кто получил зачёт и готов отправиться в путь!
Молодцы! Один из основных инструментов  геолога – это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые.  (Атлас, страница № 3)

Ответы детей.

На доску прикрепляются таблички с названием полезного ископаемого.

Учитель: На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (Топливные, строительные)
Распределите полезные ископаемые  на группы. (Приложение. СЛАЙД № 6)

2. Работа в группах

Учитель: Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:

1 группа – природный газ
2 группа – известняк
3 группа – песок и глина
4 группа – уголь

«Карточка-помогайка» (для каждой группы):

  1. Название.
  2. Свойства (основное).
  3. Способы добычи.
  4. Применение.
  5. Месторождения на территории Ростовской области.

Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (Приложение. СЛАЙДЫ № 7 –  № 10)

3. Практическая работа

Обозначение полезных ископаемых на контурной карте. (Приложение. СЛАЙД № 11)

Учитель: Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №12)
Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.
Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (Приложение. СЛАЙД № 11)

Обозначение на контурной карте.

4. Вывод: (вернуться к слайду № 6)

В какую группу мы можем отнести минеральные источники и лечебные грязи? (Лечебные, бальнеологические)

Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.

IV. Рефлексия

Учитель: А далее нас ждёт серьёзная работа. Мы будем строить здание, но оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)

Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Из глубоких скважин воду извлекаем.
Что вода полезная, мы, конечно, знаем.
И прозрачная она, словно бы хрустальная
Называется вода – ... (минеральная).

Пусть испачкаюсь я весь,
Но здоровью помогу! (Лечебные грязи)

Рисунок 1

Учитель: посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.