Урок рассчитан на 2 часа.
Оборудование:
- Карта «Великие географические открытия ХV-ХVI в.в.».
- Таблица «Результаты географических открытий».
- CD-R «География 6 класс»
- В/ фильм «Инки. Мачу-Пикчу»
- Учебник «Новая история ч.1», «География» 7кл.
- Атлас по географии для 7 кл.
Цели:
- углубить знания учащихся по истории открытий ,показать связь знаний по двум предметам,влияние эпохи ср/веков на дальнейшее развитие Америки;
- продолжить формирование умений и навыков работы с картой, делать выводы, выделять главное, применять знания из других предметов, в том числе, информатики;
- прививать интерес к предметам, вырабатывать логику мышления, воспитывать толерантное отношение к другим народам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
- знакомство с темой урока,
- объяснение взаимосвязи темы по предметам,
- постановка целей двухчасового занятия,
- план работы по теме (на доске).
ПЛАН
- Причины Великих географических открытий.
- Путешествия и путешественники.
- Х. Колумб и его экспедиции.
- Доколумбовые цивилизации и их колонизация.
- Население Северной Америки.
- Современная политическая карта Америки.
- Итоговый контроль, подведение итогов.
II. Изучение основного материала.
Сл. И.:
1. Учитель совместно с учащимися выясняет причины географических открытий:
- нехватка средств для развития экономики;
- жажда приключений;
- новые научные взгляды (гуманизм);
- избыток населения в Европе;
- непроходимость путей в Индию из-за войн в Азии;
- новые рынки сбыта и др.
2. Этот вопрос разбирается совместно,так как ребята уже знают материал из 6 класса. Используется карта на доске, данные диска по географии («Географические исследования»). Учитель напоминает основные данные по эпохе открытий:
- Генрих Мореплаватель(институт географических исследований)
- Б. Диаш 1487 г.
- В. да Гамма 1497 г.
- Ф. Магеллан 1519-1522 г.
? Что доказывает каждое из этих путешествий? Какие научные взгляды? Что меняет в жизни Европы результаты открытий?
К вопросу о результатах географических открытий для обобщения используется схема( таблица).Все основные моменты записываются в тетрадь по истории.
Сл. Г.
3. Так как тема связана с американскими континентами, то более подробно учитель географии остановится на экспедициях Колумба. При рассказе используется диск (совместно с учителем информатики ученики работают на компьютерах):
- открытие викингов;
- 4 экспедиции Колумба Х.
- результат экспедиций;
? Колумб открыл Америку, а называется она не Колумбией. Почему?
- А. Веспучи;
Сохранились ли «следы» Колумба в новых землях? Почему день высадки Колумба на континент не является сегодня национальным праздником? Какие последствия имели эти экспедиции?
4. По этому вопросу демонстрируется в/ф о доколумбовых цивилизациях:
- инки;
- ацтеки;
- майя.
И фотодокументы из ж/л «Гео», альбома по культуре средних веков.
Сл. И. Учитель подводит учащихся к выводу, что один из результатов Эпохи открытий – это колонизация:
- конкистадоры;
- Кортес и Писарро;
- смешение наций.
По карте смотрим образование колоний на Американских континентах (атлас).
Сл. Г.
5. Данный вопрос рассматривается совместно, используя материал диска («Земля – планета людей»). Затем на доске учитель составляет первую часть таблицы «Население», вторая часть даётся для самостоятельной работы. Приложение
? По картам атласа определите плотность населения на континенте? Почему она выше на востоке материка?
- равнинный рельеф;
- исторически освоение шло с востока;
6. Работа с политической картой. Выделяются современные страны на континенте.
Задание: Определите столицы этих государств .Подпишите названия государств и их столиц на контурной карте. (работа с контурной картой, 5 мин.)
Сл.И.
Учитель даёт опережающую информацию о самом развитом государстве мира – США, объясняя причины такого развития:
- не было войн на своей территории
- сильные капиталистические традиции из Европы;
- смешение укладов, культур, наций.
? Некоторые маленькие островные государства Центральной Америки получили названия «банановых» республик. Откуда возникло такое название? (плантационное рабство)
III. Закрепление.
Сл. Инф.
7. Делаются выводы. Учащимся предлагается проверить свои знания по истории и географии с помощью компьютера.
- тесты по истории открытий (диск, раздел контроля и тестов).
- графический тест (рисуют на линейке полукруг вверх, если верно, а если неверно – уголок вниз).
Вопросы для графического теста:
- Северную Америку пересекает экватор.
- Северную Америку пересекает северный тропик.
- Материк пересекает южный тропик.
- Материк пересекает северный полярный круг.
- Материк пересекает нулевой меридиан.
- Крайняя северная точка материка – м. Марьято.
- Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз.
- Северную Америку омывает Северный Ледовитый океан.
- Мексиканский залив вдаётся в материк на севере.
- Полуостров Калифорния расположен на юго-западе материка.
Объявляются результаты урока.
Домашнее задание:
И. – №3, Новая история ч.1,
Г. – №63. Физическая география материков и океанов, доработать контурные карты.
Литература:
- Интегрированные уроки в школе. Под ред. Болотниковой Н.В.
- Я познаю мир. Д.Э.
- «Гео» ж/л.
- Мишин, Жарова «Новая история».