Конспект интегрировнного занятия в средней группе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с пряничным искусством Севера"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Познакомить детей с пряничным искусством севера.
  • Учить украшать пряники, используя знакомые элементы и нетрадиционные материалы.
  • Закреплять знания различных фольклорных форм (загадки, потешки). Закреплять знания детей о различных предметах обихода. Развивать речь, любознательность.
  • Приобщать детей к миру искусства через социокультурную среду музея.

Активизация словаря: Печь, изба, ухват, самовар, козули, скалка, кочерга, домовой, тесто, пряники.

Предварительная работа: Разучивание потешек, рассматривание Архангельских козуль, знакомство с предметами обихода, роспись козуль (из бумаги) красками, русскими народными играми и хороводами.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия. В «избу» входят воспитатель с детьми, рассаживаются по лавкам. За печкой слышится шорох, выходит встречать гостей домовенок Кузя.

Воспитатель. Дети, посмотрите кто нас встречает, домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним по старому обычаю.

Дети. Здороваются с поклоном.

Кузя. Здравствуйте, ребята! Ждал вас в гости. Кончились осенние заботы, урожай собрал, огород перекопал, хотел вот осень проводить, новоселье встретить, да пряниками вас угостить, но вот так был занят делами, не могу найти, что же мне надо для приготовления пряников. Поможете мне?

Дети. Соглашаются помочь.

Кузя. Загадывает загадки, просит отыскать предмет и показать его:

  1. Где же скалка –
    Рубля не жалко.
    Станешь печь пироги,
    Скажешь: «Скалка, помоги!».

  2. Черный конь скачет в огонь (кочерга).

  3. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь).

  4. Не бык, а бодает.
    Не ест, а еду хватает.
    Что схватит – отдает,
    Сам в угол идет (ухват).

  5. В печку комок, а из печки колобок (тесто).

Воспитатель. Раз уж ребята помогли тебе все найти, поможем тебе и пряники напечь, а пряники будут не простые, а расписные, и название у них есть – козули. Их изготовляют в Архангельской и Мурманской областях . Козули пекутся на новогодние праздники — на праздник Коляды и Рождество. Также козули изготовляют на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов.

Кузя. А почему козули?

Воспитатель. Название козули образовано от слова коза. Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Дети с помощью трафаретов вырезают из теста пряники. Воспитатель помогает советом и показом.

Воспитатель. Ребята, а чтобы нам было веселей, давайте вспомним веселые русские народные потешки.

1-й ребенок.

В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями крыта,
Ограда кругом – пироги с творогом.

2-й ребенок.

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.

3-й ребенок.

Из – за леса, из – за гор
Ехал дедушка Егор.
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубинкой,
Опирался кушаком.

После того как дети вырезали из теста пряники, отправляем их в печь.

Воспитатель. Пока наши пряники пекутся, давайте поиграем в русскую народную игру «Заинька серенький».

Дети под музыку играют в игру.

После игры воспитатель достает из печки пряники раскладывает по одной козуле на тарелку. Дети начинают на них наносить узор из заранее приготовленных кулечков с разноцветной глазурью, посыпать кокосовой стружкой.

Воспитатель. Рисунок на пряниках несложный, прямые линии обозначают – земля, точки – ягодки, волнистая линия – вода.

После того, как дети украсили козули, их укладывают на поднос.

Воспитатель. Этими козулями мы угощаем тебя, Кузя.

Дети садятся пить чай с козулями.