Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и других проблем, как условие вхождение России в цивилизованное социально культурное мировое пространство. Поэтому основной задачей современной школы должно стать не только обучение, передача конкретных знаний, но и развитие подлинно гармоничной, разносторонней личности.
Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Так как мы живем в небольшом городе, в котором нет театров, филармоний, концертных залов, и ребята имеют мало возможностей прикоснуться к прекрасному, в работе со старшеклассниками на протяжении нескольких лет мы используем такую форму работы как музыкально-литературная гостиная. При чем, песни и романсы на этих мероприятиях исполняют сами ребята. Традиционными у нас стали встречи, посвященные юбилейным датам, а также творчеству выдающихся писателей, поэтов и композиторов. Это “К нам Лермонтов сходит, презрев времена…” (Посвященный 170 – летию пребывания Лермонтова на Кубани), Встреча с творчеством В.Высоцкого “Я конечно вернусь”, “А.С.Пушкин и музыка”, “Романса трепетные звуки”.
“Романса трепетные звуки”
(Музыкально-литературная гостиная)
Рис. 1
Учитель. Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы встретиться с русским романсом, познакомиться с историей его возникновения.
Если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Я снимаю с полки томик стихов А.С.Пушкина и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое пушкинское стихотворение:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное введенье,
Как гений чистой красоты.
Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка М.И.Глинки, и стихи эти хочется петь.
Исполнение фрагмента музыки романса М,И.Глинки “Я помню чудное мгновенье”
Ведущий 1. Вслушайтесь в мелодию, пропойте эту мимолетность ведения, чистую красоту в его напеве, мягкую светлую грусть. Да очень трудно, почти невозможно представить себе пушкинские строки без музыки Глинки.
Возникает чувство, что музыка и слова создавались одновременно одним и тем же человеком , настолько они кажутся созданными друг для друга.
А между тем, слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено юной жене генерала Керна, Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, ее дочери Екатерине.
Ведущий 2. 1838 год. Композитор знакомится с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, в свое время вдохновившей А.С.Пушкина на создание прекрасного стихотворения. “Она не была хороша, – вспоминал впоследствии композитор,– даже что-то страдальческое отражалось на ее бледном лице, но ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали”
Ведущий 3. Благодаря глубокому и чистому чувству композитора к Екатерине Керн и появился этот замечательный романс.
Исполнение романса М.И.Глинки “Я помню чудное мгновенье”
Это совершенное творение двух гениальных художников часто называют “жемчужиной русского романса”
Ведущий 1. Вот мы с вами и подошли к главной теме сегодняшнего вечера. Что же такое романс?
Романс – это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь инструментальным сопровождением. Романс… он полон очарования и светлой грусти. Не однажды проклятый то за банальность, то за примитивность, не единожды приговоренный к забвению, всякий раз, как феникс возрождается из пепла.
Чтец читает стихотворение М.Ю.Лермонтова “Звуки”.
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ, милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.
Ведущий 2. Знаете ли вы, что означает слово “романс”? Вернее, как появилось это слово? Родилось оно в Испании. Когда-то, очень давно там называли “романсами” народные стихотворения и песни. Удивлены? Ну что ж, давайте разберемся, в чем тут дело.
Ведущий 3. Дело в том, что в те далекие времена, кроме обычного повседневного языка во многих странах существовал еще и другой язык. На нем писали ученые книги. Он был признан официальным языком католической церкви. Это язык-латынь. Сейчас на нем выписывают только медицинские рецепты. Так вот, в отличии от этих малопонятных сочинений с латинскими текстами, песни и стихи народного склада, которые исполнялись на повседневном, близком и понятном романском наречии, стали называть романсами. Позже в Испании романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента(чаще всего – гитары).
Ведущий 1. Во все века во всех странах существовали лирические песни, песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки и нежные городские барышни; дочери аристократов и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми и у тех и у других, особенно в “галантном” 17 веке. Аристократам того времени особенно недопустимым казались “плебейские” простонародные песни. Даже само название “песня” и то, казалось, говорило о чем-то совершенно невозвышенном.
Ведущий 2. Вот тогда-то по всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием, в отличии от простонародных стали называться красивым иностранным словом”романс”. Исследователь русской музыкальной культуры М.Ливанов пишет: “Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности”.
Ведущий 3. В Россию романс пришел из Франции и преобразился. Первыми стихи-романсы стали писать: Жуковский, Пушкин, Баратынский, а Глинка, Алябьев, Даргомыжский начали писать на них музыку. Романсы писали образованнейшие люди, знавшие языки, поэзию и при этом полностью состоявшиеся в самых разных областях. В русском романсе в первую очередь заключается душа, суть русского дворянства с его понятиями о чести, трепетным отношением к женщине, готовностью к жертве.
Ведущий 1. В чем же сущность русского романса? Почему он то уходит в тень, и начинают говорить о закате этого жанра, то опять возрождается? О нем можно смело сказать: русский романс бессмертен. В нем загадочность русской души, российский менталитет и национальный характер. Русский романс обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и притягательная красота.
Послушайте романс П.П.Булахова на слова В.Чуевского “Гори , гори , моя звезда”
Ведущий 2. Петр Петрович Булахов– ярчайший представитель русского бытового романса. В романсах и песнях Булахова соединились мелодические сплавы городской русской песни и цыганской музыки. Здесь поет каждый звук, каждое слово, глубокие, искренние чувства, простота и естественность в выражении печали. Все от сердца, от души, от себя.
Изящный порхающий вальс с гибкой мелодией, с паузами, вздохами, сменой мажора и минора– таким предстает перед нами романс”Нет, не люблю я вас”
Такой же выразительностью наполнен романс Н. Листова “Я помню вальса звук прелестный”.
Рис. 2
Чтец.
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Исполняется танец “Вальс”
Ведущий 1.
Исследователи подразделяют русский романс на несколько видов. Первый вид – это “русская песня”, романсы стилизованные под фольклор. Здесь основы заложил Мерзляков, в этом роде писали Дмитриев, Державин, Жуковский.
Ведущий 2.
Второй вид русского романса это романс-баллада. Типичный представитель этого жанра романс Вертинского”Черная шаль” на стихи А.С.Пушкина, романс Алябьева “Казак”.
Ведущий 3. Большую известность в первой половине 19 века приобрел романс-элегия. Рассвет этого жанра связан с Пушкиным, Баратынским, Лермонтовым, Тургеневым.
Тихо звучит мелодия романса “Утро туманное”, музыка А.Абаца, слова И.С.Тургенева. На ее фоне ведущий продолжает рассказ.
“Я все хочу забыть, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу”, – пишет в своем последнем прощальном письме Иван Сергеевич Тургенев Татьяне Бакуниной в марте 1843 года. А в ноябре этого же года, под впечатлением разрыва с любимой, пишет стихотворение “Утро туманное”. В нем с поэтическим очарованием запечатлено чувство тоски по ушедшему счастью. Так появляется романс-элегия “Утро туманное” Это одна из версий.
Ведущий 1. Существует и другая: стихотворение “Утро туманное” воспринимается как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, и романс передает “главное настроение этой любви”.
Как бы то ни было, мы имеем возможность послушать произведение удивительной красоты, пронизанное грустью и печалью.
Исполнение романса “Утро туманное” музыка А.Абаца, слова И.С.Тургенева.
Ведущий 2. В конце 19-го начале 20-го века главенствует так называемый городской романс. Тут и знаменитый “Ямщик, не гони лошадей” и романсы Вертинского, и “Только раз бывает в жизни встреча” Германа, и романсы на стихи Блока, Есенина.
Исполнение романса”Отговорила роща золотая” музыка Г. Пономаренко стихи С. Есенина.
Рис. 3
Ведущий 3. В 20 веке романсы писали такие композиторы как: С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов – на стихи Тютчева, Бунина, Б.Пастернака, М.Цветаевой.
Исполнение романса “Мне нравится, что вы больны не мной”
Этот романс прозвучал в кинофильме “Ирония судьбы или с легким паром”. Вообще, многие режиссеры для более полного, яркого выражения чувств использовали в своих фильмах различные романсы. Есть даже замечательный фильм Н.Михалкова “Жестокий романс”
Видеозапись романсов из кинофильма “Жестокий романс”
Ведущий 1. В прошлом веке романсы были настолько популярны, что их писали не только именитые композиторы, но и совсем неизвестные авторы. Например романс “Миленький ты мой “ написал как раз такой автор. Романс настолько полюбился народу, что стал застольной песней.
Исполнение романса “Миленький ты мой”
Ведущий 1. Порой возникает вопрос отличия некоторых песен от романса. Почему, например, в сборниках “русский романс” можно встретить песню “Мой костер в тумане светит” или “Шумел камыш …” Это ведь явно песни, они даже стали застольными песнями. Оказывается, некоторые песни сначала писались композиторами для фортепиано и солиста, то есть писались, как романс, а потом они обрели народное звучание, были переработаны и стали народными песнями.
Ведущий 2. Если продолжать деление, которое мы начали (бытовой, городской романс), то следующим видом должен идти “цыганский романс”. Здесь мы имеем несколько известных романсов на стихи Аполлона Григорьева, Н.Шишкина, Федора Миллера…
Из всех романсов национально-этнографической тематики, именно цыганская тема стала особенно притягательной в России. Это тоже была фольклорная стилизация, но что-то она в русской душе задевала. Поэтому эти романсы стали заметной составляющей русского романса в целом.
Исполнение романса Полонского “Песня цыганки” (фольклорная стилизация)
Ведущий 3. Каждое поколение творцов романса оставляло свой временный срез на его беспокойной судьбе. Каждое из поколений искало в нем утешения, опоры, заставляло его говорить о горестях и печалях, несправедливостях и страданиях. Как не трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих.
Ведущий 1. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голос нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше молодых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.
Исполнение романса Дианы из кинофильма “Собака на сене музыка Г.Гладкова слова Лопе де Вега.
Ведущий 1. Поэт Константин Слуцкий писал о романсах:
“Что-то в вас есть бесконечно хорошее…
В вас отлетевшее счастье поет…
Словно весна подойдет под порошею,
В сердце истома, в душе– ледоход!”
Учитель:
В романсе много тайн, загадок. Исследователи все это изучают, но не поддается никаким формулировкам само очарование русского романса. Его надо слушать, его надо петь и душой постигать его сокровенные глубины и тайны.
Исполнение романса “А напоследок я скажу” музыка А. Петрова слова Б.Ахмадулиной.
Литература:
- Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.– М., 1978.
- Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985.
- Ассоциация “Издатель” Музыки букет прекрасный. – Краснодар 1993.
- Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса.– М.., 1980.
- Кленов А.В. “Почему?” в концертном зале.– (Рассказы о музыке).– М..,1981.
- Книга о музыке: Рассказы для школьников.– М.1974.
- Музыка и ты: Альманах для школьников.– М..., вып.4., 1984.