Урок математики в 1-м классе коррекционной школы. Тема: "Геометрические фигуры"

Разделы: Начальная школа


В начальных классах не предусмотрен специальный урок геометрии, а к геометрическому материалу приходится обращаться почти на каждом уроке математики. На урок отводится совсем немного времени для закрепления знаний по наглядной геометрии, построению или измерению, решению задач геометрического характера. А это крайне мало для изучения наглядной геометрии, подготовки базы для изучения геометрии в среднем и старшем звене школы.
Поэтому целесообразно проводить и такие уроки, на которых изучается только геометрический материал.

Тема: Геометрические фигуры.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, умения выделять их среди других, сравнивать, формировать навыки построения по трафарету и линейке;
  • развивать пространственные представления, воображение, моторику, элементы логического мышления, речь, практическую деятельность учащихся;
  • воспитание интереса к урокам математики.

Оборудование: учебники, карандаши, линейки, плакаты с геометрическими фигурами, трафареты, иллюстрации, фигуры цветные для оригами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Объявление темы и целей урока

– Тема нашего урока – «Геометрические фигуры». Сегодня мы вспомним все то, о чем говорили на уроках математики, будем продолжать учиться думать, рассуждать, сравнивать, считать, работать над речью, памятью, вниманием. Мы отправляемся в путешествие в город Геометрия.
– Что такое геометрия? (Это наука о геометрических фигурах)
– Мы отправляемся в город, где живут геометрические фигуры.

III. Устный счет

а) Называние геометрических фигур

– Давайте вспомним, какие геометрические фигуры живут в городе Геометрия.
– Это робот. Назовите геометрические фигуры, из которых он собран. (Точка, прямая, кривая, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.)
– Чего в роботе больше: треугольников или кругов? (Равное количество.)
– Чего меньше: прямоугольников или квадратов? (Больше прямоугольников – 3, меньше квадратов – 1.)
– Чего больше: точек или прямых? (Точек – 2, прямых – 2, равное количество.)
– Что можно сказать о прямых и кривых линиях? (Кривых больше – 3, прямых меньше – 2.)

б) Игра «Построим дом».

– Построим дом. Из каких больших фигур он состоит? (Прямоугольник и треугольник).
– Поможем жильцам заселиться, закроем окна нужной фигурой. Назвать каждую.
– Сосчитайте, сколько окошек в этом доме? (7 окошек.)
– Сколько квадратных окон? (2). А треугольных? (2). Что еще имеет форму треугольника? (Крыша.)
– Значит всего треугольников сколько? (3).
– Сколько прямоугольников использовано? (2). Сколько треугольников и прямоугольников всего? (5).
– Какая еще фигура использована? (Круг). Сколько кругов? (2).
– А сколько кругов и квадратов вместе? (4).
– Сколько всего фигур понадобилось для этого домика? (9).

в) Задача (устно)

По дороге в город Геометрию нам встретился цыпленок.
Он был собран из геометрических фигур: 2 круга, 4 треугольника и 1 точка. Сколько фигур понадобилось, чтобы собрать цыпленка? (7 фигур). Как узнали?
Итог устного счета?

IV. Обобщение знаний учащихся

Складывание из бумаги (оригами)
Без знаний геометрии не обходится ни один человек. Давайте и мы, используя свой запас знаний, попробуем поскладывать, построить, пофантазировать.

а) – У вас на партах геометрические фигуры. Возьми синюю, что это? (Квадрат).
– Согни пополам. Разверни. Какие фигуры получились? (Прямоугольники).
– Сколько? (2).
– Согни еще раз. Разверни, что получилось? (Квадраты).
– Сколько? (4).
– Теперь Согни квадрат с уголка на уголок. Разверни. Что получилось? (Треугольники.)
– Сколько? Пересчитай.

б) – Возьми красную фигуру. Как называется? (Прямоугольник).
– Перегни пополам. Разверни, что получилось? (Прямоугольники).
– Сколько? (2). Еще раз пополам. Что теперь? (Прямоугольники).
– Сколько? (4). Перегни еще раз. Что получилось? (Прямоугольники).
– Сколько? (8).

в) – Возьми желтую фигуру. Как называется? (Треугольник.)
– Перегни пополам. Сколько фигур получилось? (2.)
– Какие? (Треугольники.)
– Перегни еще пополам. Разверни. Что получилось? (Треугольники.)
– Сколько? (4.)
– Итак, складывая геометрическую фигуру, что мы можем получить? (Большее количество этих фигур или даже другие фигуры.)

г) – Это что? (Круг.)
– Найдите у себя на парте. Что видите на круге? (Точку.)
– Согните круг пополам по этой точке. Разверните. Какая линия получилась? (Прямая.)
– С помощью какого инструмента проверим? (Линейки.)
– Итак, какая линия? (Прямая.)
– Согните лист по-другому, но чтобы линия сгиба опять была через эту точку. Сколько линий получилось? (2.)
– Можно ли еще согнуть лист по этой точке, но в другом направлении? (Да.)
– Сколько линий получилось? (3.)
– Как называются? (Прямые.)
– Сколько еще прямых линий можно получить?

Вывод: Через одну точку можно согнуть много прямых линий.

д) – Возьмите другой круг. Что на нем? (2 точки.)
– Согните лист так, чтобы линия сгиба шла через обе точки. У всех это получилось? (Да.)
– Сколько линий прошло через две точки? (1.)
– Попробуйте согнуть лист так, чтобы получить другую прямую, проходящую через 2 эти точки. Можно ли это сделать? (Нет.)
– Какой вывод можем сделать: через 2 точки можно провести только 1 прямую линию.

V. Физминутка

Девочки и мальчики прыгали как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Глазками моргают, после отдыхают.

VI. Обобщение знаний при решении практических задач

а) Работа с учебником

– Возьмите в руки наш путеводитель (учебник), откройте закладку №1. Стр.22, что видим? (Треугольники.)
– Отправляемся на улицу треугольников. Здесь живут мастера-строители, веселые треугольники.
– Что имеет каждый треугольник? (3 угла и 3 стороны.)
– Построим с помощью трафарета треугольник в тетради (ниже числа).
3 гр. – оказание помощи в построении.
– Откройте путеводитель по закладке №2 стр.41. Что видите? (Квадраты.)
– Мы попали на улицу квадратов. Квадраты тоже мастера своего дела. Что имеет квадрат? (4 угла и 4 стороны.) Построим с помощью трафарета квадрат в тетради (рядом с треугольником).

б) Работа в тетради.

– Какие же улицы без дорог? Будем строить и дороги. На какую геометрическую фигуру похожа дорога? (Прямая линия.)
– Постройте в тетради прямую линию длиной в 5 клеточек. Чтобы дорога была ровной, прямой, с помощью чего мы ее построим? (Линейки.)
– Поставьте на дороге точку. Проведите одну дорогу через нее. Получилось? А сколько дорог можно провести через одну точку? (Много.)
– Поставьте 2 точки. Можно ли провести дорогу? (Да.)
– – А еще можно провести дорогу через эти точки? (Нет.)
– Почему? (Т.к. через 2 точки можно провести лишь одну прямую.)
– Мы строили прямые дороги, но иногда линия дороги не бывает прямой. А какой она бывает? (Кривой.)
– Постройте в тетради дорогу в виде кривой линии. Поставьте точку. Проведите через нее еще дорогу в виде кривой линии. Как думаете, сколько кривых линий можно провести через 1 точку? (Много.)
– А через 2 точки? (Много.)

Вывод: через одну точку можно провести много прямых и кривых линий, через 2 точки прямую можно провести только одну, а кривых линий много.

VII. Итог урока

– Итак, путешествие в город Геометрию закончено. Мы построили с вами геометрические фигуры, а собрать дом с дорогами вот в таком виде нужно будет на самоподготовке. План построения дома я вкладываю в дневник.
– Чему же мы учились на уроке: учились складывать геометрические фигуры, строить их в тетради.
– Справились ли мы с целями урока?
– Мы выполнили цели: думали, рассуждали, развивали речь, память, внимание.

Оценки.