В начальных классах не предусмотрен
специальный урок геометрии, а к геометрическому
материалу приходится обращаться почти на каждом
уроке математики. На урок отводится совсем
немного времени для закрепления знаний по
наглядной геометрии, построению или измерению,
решению задач геометрического характера. А это
крайне мало для изучения наглядной геометрии,
подготовки базы для изучения геометрии в среднем
и старшем звене школы.
Поэтому целесообразно проводить и такие уроки,
на которых изучается только геометрический
материал.
Тема: Геометрические фигуры.
Цели:
- обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, умения выделять их среди других, сравнивать, формировать навыки построения по трафарету и линейке;
- развивать пространственные представления, воображение, моторику, элементы логического мышления, речь, практическую деятельность учащихся;
- воспитание интереса к урокам математики.
Оборудование: учебники, карандаши, линейки, плакаты с геометрическими фигурами, трафареты, иллюстрации, фигуры цветные для оригами.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Объявление темы и целей урока
– Тема нашего урока – «Геометрические фигуры».
Сегодня мы вспомним все то, о чем говорили на
уроках математики, будем продолжать учиться
думать, рассуждать, сравнивать, считать, работать
над речью, памятью, вниманием. Мы отправляемся в
путешествие в город Геометрия.
– Что такое геометрия? (Это наука о
геометрических фигурах)
– Мы отправляемся в город, где живут
геометрические фигуры.
III. Устный счет
а) Называние геометрических фигур
– Давайте вспомним, какие геометрические
фигуры живут в городе Геометрия.
– Это робот. Назовите геометрические фигуры, из
которых он собран. (Точка, прямая, кривая, круг,
треугольник, квадрат, прямоугольник.)
– Чего в роботе больше: треугольников или кругов?
(Равное количество.)
– Чего меньше: прямоугольников или квадратов? (Больше
прямоугольников – 3, меньше квадратов – 1.)
– Чего больше: точек или прямых? (Точек – 2,
прямых – 2, равное количество.)
– Что можно сказать о прямых и кривых линиях? (Кривых
больше – 3, прямых меньше – 2.)
б) Игра «Построим дом».
– Построим дом. Из каких больших фигур он
состоит? (Прямоугольник и треугольник).
– Поможем жильцам заселиться, закроем окна
нужной фигурой. Назвать каждую.
– Сосчитайте, сколько окошек в этом доме? (7
окошек.)
– Сколько квадратных окон? (2). А треугольных?
(2). Что еще имеет форму треугольника? (Крыша.)
– Значит всего треугольников сколько? (3).
– Сколько прямоугольников использовано? (2).
Сколько треугольников и прямоугольников всего? (5).
– Какая еще фигура использована? (Круг).
Сколько кругов? (2).
– А сколько кругов и квадратов вместе? (4).
– Сколько всего фигур понадобилось для этого
домика? (9).
в) Задача (устно)
По дороге в город Геометрию нам встретился
цыпленок.
Он был собран из геометрических фигур: 2 круга, 4
треугольника и 1 точка. Сколько фигур
понадобилось, чтобы собрать цыпленка? (7 фигур).
Как узнали?
Итог устного счета?
IV. Обобщение знаний учащихся
Складывание из бумаги (оригами)
Без знаний геометрии не обходится ни один
человек. Давайте и мы, используя свой запас
знаний, попробуем поскладывать, построить,
пофантазировать.
а) – У вас на партах геометрические фигуры.
Возьми синюю, что это? (Квадрат).
– Согни пополам. Разверни. Какие фигуры
получились? (Прямоугольники).
– Сколько? (2).
– Согни еще раз. Разверни, что получилось? (Квадраты).
– Сколько? (4).
– Теперь Согни квадрат с уголка на уголок.
Разверни. Что получилось? (Треугольники.)
– Сколько? Пересчитай.
б) – Возьми красную фигуру. Как называется? (Прямоугольник).
– Перегни пополам. Разверни, что получилось? (Прямоугольники).
– Сколько? (2). Еще раз пополам. Что теперь? (Прямоугольники).
– Сколько? (4). Перегни еще раз. Что
получилось? (Прямоугольники).
– Сколько? (8).
в) – Возьми желтую фигуру. Как называется? (Треугольник.)
– Перегни пополам. Сколько фигур получилось? (2.)
– Какие? (Треугольники.)
– Перегни еще пополам. Разверни. Что получилось? (Треугольники.)
– Сколько? (4.)
– Итак, складывая геометрическую фигуру, что мы
можем получить? (Большее количество этих фигур
или даже другие фигуры.)
г) – Это что? (Круг.)
– Найдите у себя на парте. Что видите на круге? (Точку.)
– Согните круг пополам по этой точке. Разверните.
Какая линия получилась? (Прямая.)
– С помощью какого инструмента проверим? (Линейки.)
– Итак, какая линия? (Прямая.)
– Согните лист по-другому, но чтобы линия сгиба
опять была через эту точку. Сколько линий
получилось? (2.)
– Можно ли еще согнуть лист по этой точке, но в
другом направлении? (Да.)
– Сколько линий получилось? (3.)
– Как называются? (Прямые.)
– Сколько еще прямых линий можно получить?
Вывод: Через одну точку можно согнуть много прямых линий.
д) – Возьмите другой круг. Что на нем? (2 точки.)
– Согните лист так, чтобы линия сгиба шла через
обе точки. У всех это получилось? (Да.)
– Сколько линий прошло через две точки? (1.)
– Попробуйте согнуть лист так, чтобы получить
другую прямую, проходящую через 2 эти точки. Можно
ли это сделать? (Нет.)
– Какой вывод можем сделать: через 2 точки можно
провести только 1 прямую линию.
V. Физминутка
Девочки и мальчики прыгали как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Глазками моргают, после отдыхают.
VI. Обобщение знаний при решении практических задач
а) Работа с учебником
– Возьмите в руки наш путеводитель (учебник),
откройте закладку №1. Стр.22, что видим? (Треугольники.)
– Отправляемся на улицу треугольников. Здесь
живут мастера-строители, веселые треугольники.
– Что имеет каждый треугольник? (3 угла и 3
стороны.)
– Построим с помощью трафарета треугольник в
тетради (ниже числа).
3 гр. – оказание помощи в построении.
– Откройте путеводитель по закладке №2 стр.41. Что
видите? (Квадраты.)
– Мы попали на улицу квадратов. Квадраты тоже
мастера своего дела. Что имеет квадрат? (4 угла и
4 стороны.) Построим с помощью трафарета
квадрат в тетради (рядом с треугольником).
б) Работа в тетради.
– Какие же улицы без дорог? Будем строить и
дороги. На какую геометрическую фигуру похожа
дорога? (Прямая линия.)
– Постройте в тетради прямую линию длиной в 5
клеточек. Чтобы дорога была ровной, прямой, с
помощью чего мы ее построим? (Линейки.)
– Поставьте на дороге точку. Проведите одну
дорогу через нее. Получилось? А сколько дорог
можно провести через одну точку? (Много.)
– Поставьте 2 точки. Можно ли провести дорогу? (Да.)
– – А еще можно провести дорогу через эти точки? (Нет.)
– Почему? (Т.к. через 2 точки можно провести лишь
одну прямую.)
– Мы строили прямые дороги, но иногда линия
дороги не бывает прямой. А какой она бывает? (Кривой.)
– Постройте в тетради дорогу в виде кривой линии.
Поставьте точку. Проведите через нее еще дорогу в
виде кривой линии. Как думаете, сколько кривых
линий можно провести через 1 точку? (Много.)
– А через 2 точки? (Много.)
Вывод: через одну точку можно провести много прямых и кривых линий, через 2 точки прямую можно провести только одну, а кривых линий много.
VII. Итог урока
– Итак, путешествие в город Геометрию
закончено. Мы построили с вами геометрические
фигуры, а собрать дом с дорогами вот в таком виде
нужно будет на самоподготовке. План построения
дома я вкладываю в дневник.
– Чему же мы учились на уроке: учились складывать
геометрические фигуры, строить их в тетради.
– Справились ли мы с целями урока?
– Мы выполнили цели: думали, рассуждали,
развивали речь, память, внимание.
Оценки.