Разработка открытого урока по теме "Детская пижамная рубашка. Обработка срезов отложного воротника рубашки окантовочным швом"

Разделы: Технология


Тема урока: «Детская пижамная рубашка. Обработка срезов отложного воротника рубашки окантовочным швом с закрытым срезом»

Цели:

  • Дидактическая – закрепить знания по теме «Пижамная рубашка», научить учащихся выполнять обработку срезов отложного воротника окантовочным швом.
  • Коррекционная – коррекция зрительного  восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и различении.
  • Воспитательная – воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: образцы пижам из разных х/б тканей с отделкой бейкой, тесьмой, аппликацией, окантовочным швом; образцы х/б тканей в коробке; чертежи деталей пижамной рубашки с некоторыми отсутствующими линиями чертежа (листы формата А4); чертеж деталей пижамной рубашки на ватмане в натуральную величину; карточки с заданием определить верную раскладку деталей; образцы отложных воротников; карточки с упражнением по закреплению нового материала; крой воротников и обтачек; скалывающие булавки; иглы; нитки; ножницы; швейные машины; утюг.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Фронтальный опрос группы

– Какое изделие вы изготавливаете? (Детскую пижамную рубашку)
– К каким изделиям по способу носки относят пижамную рубашку? (К плечевым изделиям)
– Из каких тканей изготавливают пижамную рубашку? (Сатин, ситец, фланель, бязь, бумазея)
– Определите, из каких тканей выполнили образцы рубашек? Обоснуйте свой ответ. (Учитель показывает образцы рубашек из ситца, бязи, сатина, фланели)
Предполагаемый ответ: Ткань сатин с лицевой стороны имеет гладкую блестящую поверхность, ткань фланель имеет короткий ворс, ткани ситец и бязь похожи, но на ощупь ситец тоньше бязи.

Упражнение: Определите на ощупь ткани бязь, ситец, фланель, (образцы тканей положены в коробку, учащиеся не глядя, на ощупь определяют и вынимают из коробки ту ткань, которую им называет учитель)

 – Почему именно эти ткани используют для пошива детской пижамной рубашки?
Предполагаемый ответ: Ткани ситец, бязь, фланель, сатин – это натуральные х/б ткани. Они имеют положительные свойства: мягкие, хорошо пропускают воздух, легко стираются и утюжатся, не электризуются, не вызывают аллергию кожи, поэтому ткани с такими свойствами хорошо подходят для пошива детской нательной одежды.
– Назвать и показать на образцах виды отделок, используемых при пошиве пижамных рубашек. (Образцы показывает учитель)
Предполагаемый ответ: Отделка аппликацией, тесьмой, бейкой, окантовочным швом.
– Назовите и покажите детали и линии чертежа пижамной рубашки (чертеж вывешен на доске)
– Покажите на образце пижамы левую полочку, правый рукав.

Упражнение: Назовите деталь рубашки и отсутствующие на ней линии чертежа (учитель показывает на листах формата А4 детали спинки, полочки, рукава, воротника с некоторыми отсутствующими срезами).

– Как вы подготовили ткань к раскрою?
Предполагаемый ответ: Отутюжили ткань, проверили, нет ли дефектов, разложили ткань на раскройном столе, срезали кромку, перегнули ткань по средней линии лицевой стороной внутрь, уравняли долевые срезы.

Упражнение: Определите, на каком рисунке верно выполнена раскладка деталей? Объясните почему. (Учитель раздает карточки с заданием каждому ученику)
Предполагаемый ответ: Раскладка верно выполнена на рис а), т.к. сначала на ткани раскладывают крупные детали, затем мелкие детали между крупными. На рис. б) раскладка выполнена неверно, т.к. сначала разложены плотно мелкие детали, а затем крупные.

 – Определите, какие правила раскроя нарушил ученик?

Сценка: выходит ученик и показывает, как он раскраивает деталь кармана, нарушая при этом правила раскроя.

Предполагаемый ответ:Ученик нарушил правила раскроя, т.к. выполнял  раскрой сидя, передвигал ткань на столе, часть ткани свисала со стола.
– К чему преступили после раскроя изделия? (К пошиву изделия)
– Какие технологические операции вы уже выполнили? (Обработку плечевых и боковых швов, обработку цельнокроенного подборта)

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока «Обработка срезов отложного воротника пижамной рубашки окантовочным швом с закрытым срезом».

2. Объяснительная беседа учителя с учениками

– Придумывая с вами фасон пижамы, мы решили отделать воротник и верхние срезы кармана окантовочным швом, используя обтачку из отделочной ткани. Для чего? 
Предполаг. ответ: Для того, чтобы пижама была красивее, ведь мы ее изготавливаем на ярмарку 
– Воротник с окантовкой срезов вы еще не изготавливали. Но перед тем, как приступить к пошиву пижамы вы на образцах изготавливали новые виды обработок, в том числе вы выполнили и обработку отложного воротник без отделки. Обработка воротника без отделки и обработка воротника с отделкой окантовочным швом полностью отличаются друг от друга. Я даю вам образцы этих воротников, прошу подумать и ответить в чем главное отличие обработок?
Предполагаемый ответ: Детали отложного воротника без отделки обтачивают и выворачивают на лицевую сторону, а детали воротника с отделкой окантовочным швом не обтачивают, а сразу складывают их изнаночными сторонами внутрь, сметывают и обрабатывают срезы концов и отлета окантовочным швом.
– Срезы каких изделий вы обрабатывали окантовочным швом? (Срезы прихваток)
– Вспомните ход работы по обработке среза окантовочным швом прихватки и попытайтесь рассказать, как вы обработаете окантовочным швом срезы воротника?
Предполагаемый ответ: 1. Сложить деталь нижнего воротника и деталь обтачки лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, приметать, притачать. Ширина шва = 5-7мм., удалить нитки приметывания. 2. Обогнуть припуск шва обтачкой, подогнуть второй срез обтачки, закрывая подгибом машинную строчку и настрочить обтачку на деталь верхнего воротника на 1мм. от сгиба обтачки. 3. Удалить нитки наметывания, приутюжить.

IV. Закрепление

1. Слово учителя: Обработка окантовочным швом сложная, если работать, не контролируя себя, можно допустить много ошибок. Сейчас я вам дам выполнить упражнение, которое будет напоминать вам в практической работе на каких ее этапах надо бать особо внимательными, чтобы избежать ошибок, а также с помощью этого упражнения я пойму, верно ли вы запомнили ход работы.

Упражнение: Расположи в последовательности выполнения хода работы причины, по которым ширина окантовочного шва в готовом виде неровная:

неровная ширина шва притачивания обтачки к срезу детали
обтачка выкроена неровной ширины
при приметывании обтачки не везде совмещены срезы обтачки и детали
подогнутый срез обтачки не везде закрывает подгибом машинную строчку

Предполагаемый ответ: Последовательность цифр в кружочках сверху вниз: 3,1,2,4.

V. Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, скалывающими булавками, утюгом, на швейной машине.

VI. Практическая работа: «Обработка срезов концов и отлета отложного воротника рубашки окантовочным швом с закрытым срезом»

1. Контроль за выполнением практической работы и соблюдением правил техники безопасности.
2. Определение степени понимания теории учащимися через трудовую деятельность.
3. Оказание индивидуальной помощи.
4. Закрепление знаний при внесении отдельных вопросов по ходу работы учащимся.

VII. Подведение итогов

1. Анализ практической работы учащимися.
2. Анализ практической работы учителем.
3. Выставление оценок за практическую работу:

– Какую обработку вы научились выполнять сегодня на уроке?
Предполагаемый ответ: Сегодня на уроке мы научились выполнять обработку срезов концов и отлета отложного воротника окантовочным швом с закрытым срезом.