Занятие спецкурса "Развитие речи" по теме "Стихотворная речь" для 1-го класса

Разделы: Начальная школа


Тема: Стихотворная речь

Цель: развитие речи младших школьников

Задачи:

  • формировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи;
  • учить сочинять стихи;
  • воспитывать внимательность, наблюдательность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Упражнение 1.

– Вдохните, на выдохе – считаем от 1 до 20. Повторяем 2-3 раза.

Упражнение 2.

– Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Прекрасный огонек, цветок гвоздики горит в цветнике. Что вы почувствовали? Как вы позовете своих друзей? Прочитайте об этом стихотворение:

Погляди-ка, погляди!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек. (Е. Серова)

– Каким тоном будем читать это стихотворение? Какие слова мы выделим голосом при чтении       каждой строки? Где сделаем паузу? (Тренировка в выразительном чтении стихотворения)

III.  Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.

– Прочитайте текст:

Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки горят среди других цветов.
– Сравните два текста. Что в них общего? (Оба текста – о гвоздике)
– Верно. У них общая тема – описание гвоздики. Есть ли разница в содержании этих           описаний? С чем сравнивают авторы в обоих текстах гвоздику? (Эти тексты близки по содержанию)
– И все же эти тексты различаются? (Да.  Один –  стихи, другой – проза)
– Сегодня на занятии мы будем говорить об особенностях стихотворной речи. И даже попробуем сами сочинять стихи. Так чем же отличается стихотворная речь от прозаической? На предыдущих занятиях мы уже говорили, что последние слова в стихотворных строках созвучны (одинаково звучат). Это созвучие называется рифмой. Попробуйте назвать рифмы в этом стихотворении. Ребята, оказывается, стихи можно просчитать, прохлопать. Они ритмичны.
– Так чем же отличаются стихи от прозы? (Рифмой, ритмом). Еще стихотворный текст отличается от прозаического краткостью, точностью.

IV. Тренировочные упражнения.

– Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные, точные слова к явлению или событию. Но самое главное – надо уметь рифмовать. Вот и мы поучимся рифмовать.

1. Игра «Кто больше подберет рифм»

Пирожок –
Котенок –
Пруд –
Смеется –

(например: рожок, лисенок, спрут, несется и т. д.)

2. Игра «Скажи в рифму»

Слон шагает по дороге
Вот так хобот, вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост
У слона огромный … (рост) (А. Шибаев)

До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с … (хвоста)

3. Игра «Сочините последнюю строчку»

– Прочитайте заглавие. О чем оно? Закончите стихотворение.

Снегирёк

Сел на ветку снегирёк
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,…
(Обсуши нам снегирька)
Скучный дождь.
Надоело, надоело –
Смотришь в небо, солнца ждешь,
А на землю то и дело…
(Сыплет скучный серый дождь)

V. Сочинение стихотворений.

– Давайте попробуем сочинить целое стихотворение. Наше стихотворение будет называться «Одуванчик». Давайте сначала внимательно прочитаем прозаический текст.

Одуванчик

Уронило солнышко на землю золотой лучик. Вырос в этом месте первый молодой одуванчик. Головка у него чудесного золотистого цвета. Он – маленький портрет большого солнца.

– О чем говорится в тексте?
– Найдите в тексте рифмующиеся слова. (Золотой – молодой, цвет – портрет)
– А теперь сами попробуем сочинить стихотворение об одуванчике. Начните: Уронило солнце…

Учащиеся коллективно  сочиняют стихотворение и записывают в тетрадь.

Получились:

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос в этом месте одуванчик молодой.

Одуванчик молодой
Он как лучик – золотой!  (и т.д.)

VI. Подведение итогов урока

Поощрение лучших «поэтов».

– С чем мы сегодня познакомились?
– Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
– Чему учились?

VII. Домашнее задание

– Постарайтесь сочинить маленькое стихотворение на любую тему о каком-либо явлении или событии.