Тема: Стихотворная речь
Цель: развитие речи младших школьников
Задачи:
- формировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи;
- учить сочинять стихи;
- воспитывать внимательность, наблюдательность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Упражнение 1.
– Вдохните, на выдохе – считаем от 1 до 20. Повторяем 2-3 раза.
Упражнение 2.
– Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Прекрасный огонек, цветок гвоздики горит в цветнике. Что вы почувствовали? Как вы позовете своих друзей? Прочитайте об этом стихотворение:
Погляди-ка, погляди!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек. (Е. Серова)
– Каким тоном будем читать это стихотворение? Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузу? (Тренировка в выразительном чтении стихотворения)
III. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.
– Прочитайте текст:
Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики,
как огоньки горят среди других цветов.
– Сравните два текста. Что в них общего? (Оба
текста – о гвоздике)
– Верно. У них общая тема – описание гвоздики.
Есть ли разница в содержании
этих описаний? С
чем сравнивают авторы в обоих текстах гвоздику? (Эти
тексты близки по содержанию)
– И все же эти тексты различаются? (Да. Один
– стихи, другой – проза)
– Сегодня на занятии мы будем говорить об
особенностях стихотворной речи. И даже попробуем
сами сочинять стихи. Так чем же отличается
стихотворная речь от прозаической? На предыдущих
занятиях мы уже говорили, что последние слова в
стихотворных строках созвучны (одинаково
звучат). Это созвучие называется рифмой.
Попробуйте назвать рифмы в этом стихотворении.
Ребята, оказывается, стихи можно просчитать,
прохлопать. Они ритмичны.
– Так чем же отличаются стихи от прозы? (Рифмой,
ритмом). Еще стихотворный текст отличается от
прозаического краткостью, точностью.
IV. Тренировочные упражнения.
– Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные, точные слова к явлению или событию. Но самое главное – надо уметь рифмовать. Вот и мы поучимся рифмовать.
1. Игра «Кто больше подберет рифм»
Пирожок –
Котенок –
Пруд –
Смеется –
(например: рожок, лисенок, спрут, несется и т. д.)
2. Игра «Скажи в рифму»
Слон шагает по дороге
Вот так хобот, вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост
У слона огромный … (рост) (А. Шибаев)До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с … (хвоста)
3. Игра «Сочините последнюю строчку»
– Прочитайте заглавие. О чем оно? Закончите стихотворение.
Снегирёк
Сел на ветку снегирёк
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,…
(Обсуши нам снегирька)
Скучный дождь.
Надоело, надоело –
Смотришь в небо, солнца ждешь,
А на землю то и дело…
(Сыплет скучный серый дождь)
V. Сочинение стихотворений.
– Давайте попробуем сочинить целое стихотворение. Наше стихотворение будет называться «Одуванчик». Давайте сначала внимательно прочитаем прозаический текст.
Одуванчик
Уронило солнышко на землю золотой лучик. Вырос в этом месте первый молодой одуванчик. Головка у него чудесного золотистого цвета. Он – маленький портрет большого солнца.
– О чем говорится в тексте?
– Найдите в тексте рифмующиеся слова. (Золотой
– молодой, цвет – портрет)
– А теперь сами попробуем сочинить
стихотворение об одуванчике. Начните: Уронило
солнце…
Учащиеся коллективно сочиняют стихотворение и записывают в тетрадь.
Получились:
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос в этом месте одуванчик молодой.Одуванчик молодой
Он как лучик – золотой! (и т.д.)
VI. Подведение итогов урока
Поощрение лучших «поэтов».
– С чем мы сегодня познакомились?
– Чем отличается стихотворная речь от
прозаической?
– Чему учились?
VII. Домашнее задание
– Постарайтесь сочинить маленькое стихотворение на любую тему о каком-либо явлении или событии.