Цели урока:
- Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Однородные члены предложения».
- Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.
- Продолжить работу по развитию речи учащихся.
- Развивать орфографическое чутьё.
Оборудование: интерактивная доска, тестовые карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Тема урока
– Сегодня мы продолжим работу над понятием «Однородные члены предложения», и прежде, чем преступить к работе, давайте обобщим знания по этой теме.
1. Какие члены предложения являются
однородными?
2. Какие способы связи существуют между
однородными членами предложения?
3. В каких случаях между однородными членами
предложения ставится запятая?
4. В каких случаях между однородными членами
предложения не ставится запятая?
III. Чистописание
лес, поле, луг
– Устно составить предложение, осложнённое однородными членами предложения, используя данные слова.
IV. Коллективная работа (проектируется на доску)
- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
- Что бы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз.
- Горькая правда – лучше сладкой лжи.
- Весело и бодро выплывает на небо золотое солнце.
– Какие из данных предложений осложнены
однородными членами?
– Докажите это, составив к ним схемы.
V. Самостоятельная работа (проектируется на доску)
– По данным схемам составить и записать предложение.
(Проверка)
VI. Работа с учебником
VII. Знакомство с новыми словами:
Издательство, корректор, редактор.
VIII. Редактирование текста (проектируется на доску)
Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
– Устно исправить речевые ошибки.
– Выписать предложения с однородными членами,
составить к ним схемы.
IX. Физкультминутка
X. Зрительно-слуховой диктант (проектируется на доску)
Свеж_й зел_н_ю _деты парки
ул_цы п_ля.
(В) море солнечного света (по) гружается з_мля.
– Коллективно объясняются пропущенные орфограммы и знаки препинания.
(Текст записывается под диктовку)
– К первому предложению составить схему.
– Во втором – выделить основу предложения.
(Взаимопроверка)
XI. Тест
1 вариант
– Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?
а) когда между ними есть союз но;
б) когда они связаны только интонацией
перечисления;
в) когда между ними есть только один союз и;
г) когда между ними есть союз а;
– В каком предложении и какая запятая не нужна?
1. Сам не сыт, не богат, а гостям рад.
2. Всякому нужен завтрак, обед, и ужин.
3. Щедр, богат на слова, но скуп на дела.
4. Мир, счастье, труд рядом живут.
1) 1 предл., 2-я запятая
2) 2 предл., 2-я запятая
3) 3 предл., 2-я запятая
4) 4 предл., 1-я запятая
2 вариант
– Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
а) когда между ними есть союз а;
б) когда между ними есть только один союз и;
в) когда между ними есть союз но;
г) когда они связаны только интонацией
перечисления;
– В каком предложении и какая запятая не нужна?
1. Любит кошка рыбку, хочет её скушать, а в воду
лезть боится.
2. Ветер срывал листья с лип, дубков, берёз.
3. День был ясный, солнечный, но холодный.
4. Диваны, столы, и стулья были сделаны из красного
дерева.
1) 1 предл., 2-я запятая
2) 2 предл., 1-я запятая
3) 3 предл., 2-я запятая
4) 4 предл., 2-я запятая
XII. Домашнее задание
XIII. Итог урока