Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
- Математический диктант (10–12 минут).
- Объяснение нового материала (15 минут).
- Первоначальное закрепление (10 минут).
- Итог урока. Рефлексия (3–5 минут).
Цели урока:
- Образовательные: добиться усвоения правила деления обыкновенных дробей, его понимания и умения пользоваться им при вычислениях. Продолжить формирование навыка умножения дробей, сокращения дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения обратного числа.
- Развивающие. Продолжить формирование математических знаний и приемов умственной деятельности (умение анализировать ситуацию и ориентироваться в действиях, научиться выполнять новое действие, довести его до автоматизации). Формировать элементы математической логики.
- Воспитательные. Формирование навыка пошаговой работы под руководством учителя (объяснение нового материала, первоначальное закрепление), восприятия информации на слух (математический диктант), формирования самооценки (рефлексия).
Средства обучения:
- листы с копировальной бумагой для проведения и проверки диктанта, учебник, тетрадь,
- карточки с заданиями для самостоятельной работы с опорным конспектом и примерами (два варианта).
Ход урока
1. Математический диктант.
Учащимся предлагаются листки для диктанта с копировальной бумагой. Двое учащихся выполняют диктант на скрытой стороне распашной доски по вариантам.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Умножить на 5. | 1. Умножить на 4. |
2. Найти от . | 2. Найти от . |
3. Умножить на | 3. Умножить на |
4. Записать дробь, обратную дроби | 4. Записать дробь, обратную дроби |
5. На сколько нужно умножить , чтобы получить ? | 5. На сколько нужно умножить , чтобы получить ? |
Диктант окончен.
Листки с копировальной бумагой собираются, нижний листок оставляется для самопроверки.
Проверка диктанта.
Обращаем особое внимание на последнее задание в диктанте. В этом случае легко догадаться, чему равна вторая дробь, это было просто. Но, иногда, это не так очевидно, и, чтобы знать точно, а не наверняка, как найти второй множитель в произведении, нам не обойтись без правила деления дробей. Это и будет темой урока.
Тема фиксируется на доске и в тетрадях учащихся.
2. Объяснение нового материала.
Деление дробей.
Чтобы вывести правило математически грамотно, обратимся к такой задаче:
Площадь прямоугольника м2. Одна сторона м, найдите другую сторону.
Делить мы пока не умеем, поэтому составим уравнение по формуле площади:
Чтобы в левой части оставить только неизвестное Х, применим один математический прием.
О нем поговорим отдельно.
Если в равенстве: а = 3, умножить левую и правую часть на 2 , то корень уравнения не изменится. Если уравнение умножить на 5, то корень не изменится. И, вообще, обе части уравнения можно умножать на любое число.
Умножим левую и правую части нашего равенства на число обратное , т. е.
Но по смыслу деления значит, чтобы найти Х мы делим на и умножаем на .
Отсюда получаем правило:
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю. |
Примеры.
3. Первоначальное закрепление.
Индивидуальные задания на карточках:
Вариант 1
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю: |
Пример:
Выполнить самостоятельно:
Вариант 2
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю: |
Пример:
Выполнить самостоятельно:
4. Рефлексия.
- Что узнали для себя нового?
- Что заинтересовало? Почему?
- Проанализируйте свою работу на каждом этапе.
- Что показалось интересным?
- Что самое главное и что надо запомнить?
Домашнее задание: пункт 17 из учебника прочитать, правило выучить,
№ 617 (1 строка), № 618 (а, б, в).
Анализ урока.
Подготовка учащихся к уроку.
Данный урок знакомит учащихся с одним из четырех арифметических действий с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Знакомство с делением дробей дает возможность почувствовать, что обыкновенная дробь-это число, для которого справедливы все арифметические действия и их свойства.
К этому моменту все основные преобразования дробей уже изучены (перевод из смешанного числа в неправильную дробь и обратно, сокращение дробей, запись обратного числа, умножение дробей), поэтому правило деления дробей при четком его понимании, не должно вызывать затруднений.
Учащимся предложен опорный конспект на доске, в тетрадях и в заданиях с печатной основой, даны примеры.
Повторение изученного происходит постоянно, т. к. деление невозможно без отработанного навыка умножения дробей.
Объем домашнего задания и сложность невелики и не должны вызвать затруднений.
Организация учебного процесса.
Урок начинается с математического диктанта, который является одним из лучших способов организации деятельности учащихся. Математический диктант позволяет учащимся быстро включаться в работу, требует внимания и сосредоточенности.
Этапы урока переходят из одного в другой, объяснение нового материала строится на задаче, поставленной в последнем задании диктанта.
Учащимся не предлагается “готовое правило”, а предлагается его вывести, опираясь на формулу площади прямоугольника, правила решения уравнений и свойство обратных чисел.
Вывод правила нельзя назвать “математически строгим”, но такие рассуждения готовят учащихся к строгим математическим и логическим рассуждениям.
Учебная деятельность – индивидуальная и коллективная, фронтальная.
Оценка деятельности учащихся.
От учащихся требуется активность, высокая работоспособность, внимание; умение настроить себя на восприятие нового материала, переработку информации.
Дети должны увидеть связь с ранее изученным материалом и применить его к новым условиям, должны уметь устанавливать связи, обобщать и делать выводы.
Методы.
Поисковые. (Найти число, которое при умножении…).
Исследовательские. (Постановка задачи и поиск путей ее решения).
Репродуктивные. (Выполнение заданий по образцу).
Литература
- По учебнику Н.Я. Виленкина и др. "Математика 6". Глава 1, п. 17.
- На изучение темы отведено 6 часов по планированию учебного материала (В.И. Жохов. Преподавание математики в 5–6-х классах. 2000 год).